Академик ломоносов плавучая атомная электростанция

Создание инфраструктуры первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) в Певеке на Чукотке завершится в 2019 году. В июне инфраструктура будет готова к приему плавучего энергоблока (ПЭБ). Об этом говорится в материалах Минвостокразвития.

В настоящее время в Певеке строится комплекс зданий, гидротехнических сооружений и береговой площадки, которая обеспечит безопасную стоянку энергоблока и монтаж энергомоста.

«Академик Ломоносов» находится в Мурманске. Уже завершилась загрузка ядерного топлива в оба его реактора. ПЭБ был отбуксирован в Мурманск в мае 2018 года: он преодолел 4000 км по водам Балтийского, Северного, Норвежского и Баренцева морей. После комплексных швартовых испытаний он отправится к конечному месту базирования — в Певек, где станет основной частью ПАТЭС и обеспечит электроэнергией Чукотский автономный округ, заместив мощности устаревших Билибинской АЭС и угольной Чаунской ТЭС, которые почти исчерпали свой ресурс эксплуатации. К моменту остановки станций как раз будет введена в эксплуатацию ПАТЭС.

Певек — самый северный город России. Он расположен на восточном берегу одноименного пролива, соединяющего Чаунскую губу и Восточно-Сибирское море.

Россия сейчас очень нуждается в подобных проектах. Больше 60% территории нашей страны — зона децентрализованного энергоснабжения. То есть в силу географических, экономических или иных причин на многих территориях невозможно строить крупные электростанции. Доставка туда энергии затруднена и недешево обходится. А теплоснабжение часто обеспечивается гораздо менее экологичными и более дорогими, чем мирный атом, способами. Еще одна проблема — износ и необходимость вывода из эксплуатации ТЭС по всей стране.

Одним из основных источников энергии и тепла для территорий с проблемным электроснабжением в ближайшие десятилетия могут стать атомные станции малой и средней мощности, в том числе плавучие. Первая и пока единственная в мире ПАТЭС будет запущена на Чукотке. Ее сооружение, безусловно, довольно дорогой проект. Но за ней последуют другие, а налаженный процесс и серийное производство значительно уменьшат затраты. В итоге эта инновация «Росатома» может открыть российским атомщикам и новые сегменты международного рынка.

«“Академик Ломоносов” — уникальная разработка российских ученых, не имеющая аналогов в мире. Это первый референтный образец мобильных источников атомной энергии средней мощности, спрос на которые мы прогнозируем в ближайшие годы как весьма и весьма высокий. Большой интерес к такой компетенции демонстрируют все островные государства, где по определенным причинам нельзя создать мощную инфраструктуру передачи электроэнергии», — сказал генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.

Плавучая атомная теплоэлектростанция — энергоисточник нового поколения, созданный на базе российских технологий атомного судостроения, сообщается на сайте «Росатома». Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность более 70 МВт и включает в себя две реакторные установки КЛТ-40С. ОАО «ОКБМ Африкантов» является главным конструктором, изготовителем и комплектным поставщиком оборудования этих реакторных установок тепловой мощностью 150 МВт каждая.

Мобильную станцию длиной почти в полтора футбольных поля и высотой с десятиэтажный дом снабдили двумя ядерными реакторами той же серии, которую уже давно успешно используют на российских подводных лодках и ледоколах. Энергетической мощности, как говорят эксперты, хватит на город с населением сто тысяч жителей.

Первый поход ПАТЭС «Академик Ломоносов»

Это в два раза больше, чем сегодня живет на всей Чукотке.

Основной элемент станции — плавучий энергоблок. Это несамоходное судно, на котором размещено энергетическое оборудование для генерации электрической и тепловой энергии. ПЭБ сооружается на судостроительном заводе и морем доставляется к месту размещения ПАТЭС. На месте же строятся только вспомогательные сооружения.

ПАТЭС разработана с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Ядерные процессы на плавучем энергоблоке отвечают всем требованиям МАГАТЭ и безопасны для окружающей среды.

Этот проект «Росатом» вынашивал давно. Почти девять лет на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге кропотливо строили то, что до них еще никто не делал. Хотя пытались во многих странах. Китай собирался построить такие же плавучие станции лишь после 2020 года. Еще на этапе строительства на Балтийском заводе регулярно встречали потенциальных покупателей из стран арабского мира и Индонезии. Такие плавучие теплоэлектростанции могут работать и на опреснение воды, потенциальной производительностью до 240 тыс. кубометров пресной воды в сутки.

В самом северном городе России — Певеке началось сооружение береговой инфраструктуры для первой в мире плавучей АЭС

Дата события : 04.10.2016

4 октября 2016 г. в городе Певеке (Чукотский АО) состоялась торжественная церемония забивки первого (лидерного) шпунта в основание береговой инфраструктуры для уникальной плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».

ПАТЭС должна быть введена в эксплуатацию к 2019 г., после чего она станет самой северной АЭС в России и мире. В настоящее время этот статус принадлежит Билибинской АЭС, также расположенной на Чукотке, в зоне вечной мерзлоты.

В церемонии, посвященной началу строительных работ на площадке размещения ПАТЭС в Певеке, приняли участие: губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, представители заказчика – заместитель генерального директора — директор по специальным проектам и инициативам Концерна «Росэнергоатом» Павел Ипатов, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Сергей Завьялов, а также представитель генерального подрядчика по строительству — генеральный директор «Трест Запсибгидрострой» Марат Харисов  —  и другие официальные лица.

В честь начала строительства первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции была открыта памятная доска и заложена капсула с обращением к потомкам — «капсула времени».

Роман Копин в ходе пресс-конференции по итогам мероприятия, отметил, что ПАТЭС имеет большое значение для города Певек и региона так как решает две задачи. «Первая – это замещение Билибинской атомной станции, поскольку город Билибино и Певек работают в едином энергоузле, поэтому сроки остановки 1-го блока Билибинской АЭС в 2019 году будут синхронизированы с вводом ПАТЭС в Певеке. Также одна из основных задач, которую будет решать плавучая станция – обеспечение энергией основных горнодобывающих компаний, расположенных на западной Чукотке в Чаун-Билибинском энергоузле: это большой рудно-металлический кластер, в том числе, золотодобывающие компании и проекты, связанные с развитием Баимской рудной зоны. Это не значит, что ПАТЭС полностью восполнит потребность в энергии этих предприятий, но на первом этапе – для замены выбывающей станции и обеспечения энергией для новых потребностей – она будет способна работать и даст новый стимул для развития», — подчеркнул губернатор ЧАО.

В свою очередь представитель заказчика-застройщика Сергей Завьялов сказал: «Атомная энергетика – самая чистая энергетика на планете. То, что мы наблюдаем в Певеке в течение многих лет и десятилетий, требует исправления. Мы постараемся помочь городу избавиться от устаревших технологий и решить задачу энергозамещения».

Он отметил, что сегодня Концерн «Росэнергоатом» в соответствии с графиком строительства береговых сооружений ориентирован на срок ввода плавучей станции в эксплуатацию в 2019 году. «Мы рассчитываем, что работы, проводимые сейчас совместно с Минэнерго, «Чукотэнерго» и «РАО ЕЭС Востока» по разработке технических условий для выдачи мощности ПАТЭС, завершатся в октябре-ноябре этого года, а в декабре мы будем готовы к выпуску рабочей документации и обеспечению заказа электротехнического оборудования для установки на нашей площадке».

В рамках мероприятия также прошло совещание с участием руководства Чукотского АО и генерального подрядчика работ по строительству гидротехнических сооружений ООО «Трест Запсибгидрострой».

Было отмечено, что в настоящее время на площадке строительства береговых и гидротехнических сооружений (БГТС) в г. Певеке завершаются работы подготовительного периода, которые были начаты в сентябре 2015 г.

Напомним, в 2016 г. был заключен договор на строительство БГТС, а в сентябре текущего года в Певек прибыли два судна с грузами для строительства: строительная техника, механизмы, сваи, шпунты и другие материалы.  4 октября 2016 г. в Певек пришло 3-тье судно «Геннадий Цыганков» с новой партией оборудования для строительства береговых сооружений.

Марат Харисов отметил: «Сегодня на стройплощадке сосредоточено 90% необходимой техники, а также завезено 40% стройматериалов. Всего в строительстве будет использовано 15 тысяч тонн металлоконструкций и 14 тысяч кубометров железобетона. Работы будут вестись круглый год до морозов минус 35 градусов. В пиковый этап строительства будет задействовано до 250 человек».

С июля 2016 г. плавучий энергоблок проходит плановые швартовные испытания на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, где проверяются работоспособность и соответствие проектным характеристикам оборудования и систем ПЭБ. Плановый срок окончания испытаний – октябрь 2017 г. Готовность плавучего энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017 г. После этого ПАТЭС как готовый объект будет доставлена по Северному морскому пути к месту работы, раскреплена у мола-причала, и подключена к береговой инфраструктуре, сооружаемой трестом «Запсибгидрострой» в г. Певеке. В сентябре 2019 г.

Times: плавучая АЭС «Академик Ломоносов» вызвала опасения у защитников окружающей среды

«Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а осенью 2019 г. – провести испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс. человек.

ПЭБ – это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Он предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока и его основная цель – обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море.

Назад к просмотру событий

С 1972 года АО «ОКБМ Африкантов» ведет разработки проектов реакторных установок малой мощности, которые позволят эффективно решать проблемы обеспечения энергоснабжения удаленных районов с децентрализованным электроснабжением и дорогим топливом.

Одним из примеров таких разработок является плавучий энергоблок (ПЭБ). Это энергетический объект, который целиком создается на судостроительном заводе как несамоходное судно и затем буксируется морским или речным путем к месту его эксплуатации.


2016 год  — завершение строительных работ по корпусу плавучей атомной теплоэлектростанции 

ПЭБы разработаны для эксплуатации в труднодоступных районах Арктической зоны и способны выдерживать экстремальные условия окружающей среды. Кроме того, оборудование плавучего энергоблока отвечает всем требованиям по надежности и безопасности, в том числе рекомендациям по ядерной и радиационной безопасности Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Таким образом, в России плавучий энергоблок востребован, прежде всего, в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые не охвачены единой энергетической системой и нуждаются в надежных  и экономически приемлемых источниках энергии. ПЭБ может использоваться в составе водоопреснительного комплекса, в этом случае применяются либо технология обратного осмоса (RO), либо многоступенчатые испарительные установки (MED). Интерес к таким комплексам проявляют многие страны Африки, Азии и Европы, испытывающие острый дефицит пресной воды.

Плавучий энергетический блок (ПЭБ) «Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС).

ПАТЭС состоит из гладкопалубного несамоходного судна, длиной — 144 метра, шириной — 30 метров, водоизмещением — 21,5 тысячи тонн.

4 октября 2016 года в Певеке (Чукотский АО) состоялась торжественная церемония забивки первого (лидерного) шпунта в основание береговой инфраструктуры для «Академика Ломоносова».

Станция будет оснащена двумя реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением около 100 тыс.

Плавучая атомная электростанция

человек. Главным конструктором, изготовителем и поставщиком РУ является АО «ОКБМ Африкантов».

Концерн «Росэнергоатом» в соответствии с графиком строительства береговых сооружений ориентирован на срок ввода плавучей станции в эксплуатацию в 2019 году.

Планируется, что к 2021-му ПАТЭС выйдет на полную мощность, заменив Билибинскую АЭС, которую к этому сроку выведут из эксплуатации. «Академик Ломоносов» станет самой северной в мире атомной станцией, расположенной в зоне вечной мерзлоты.

Учитывая, что ПЭБ «Академик Ломоносов» является головным, начало его эксплуатации  позволит говорить о практическом использовании атомной энергии для обеспечения теплом и энергией отдаленных районов и о референтности заложенных в нём технологий.

Накопленный опыт АО ОКБМ «Африкантов» в части судовых реакторов, позволяет создавать реакторные установки для плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 МВт (эл.) и более.

Сайты основных предприятий — участников создания плавучей АЭС

АО "Концерн Росэнергоатом" — заказчик

ЗАО «Атомэнерго» — генеральный проектировщик ПАТЭС

АО «ОКБМ Африкантов» — комплектный поставщик реакторных установок

ОАО «Калужский турбинный завод» — изготовление турбин

Другие материалы сайта АО "ОКБМ Африкантов" по теме

Реакторы для атомных станций малой и средней мощности

Готовность головного плавучего энергоблока (ПЭБ) "Академик Ломоносов" составляет 96%. Об этом в пятницу, 28 июля, сообщил журналистам руководитель проекта 20870 Балтийского завода-Судостроение Алексей Владимиров.

Как рассказал главный строитель заказа Александр Ковалев, ПЭБ включает в себя два типа судна: атомный ледокол и судно перегрузки. Второе предназначено для выгрузки отработанного топлива и загрузки нового топлива, для хранения которого в блоке перегрузки предусмотрены два хранилища. Согласно проектным характеристикам, спустя 12 лет работы в месте базирования энергоблок должен быть обновлен. При этом, по словам работника, в среднем каждые 3 года на судне требуется перезарядка реакторов новым топливом. 

В настоящее время вопрос выбора места загрузки топлива на ПЭБ "Академик Ломоносов" не решен. При проведении данной операции на Балтийском заводе плановый срок завершения строительства энергоблока и его готовности к буксировке на место базирования (г. Певек, Чукотский АО — прим.ред.) — 30 ноября 2017 года, передачи заказчику — 30 декабря. При загрузке топлива специалистами "Росатома" заказ будет находиться у заводской причальной стенки на отстое и к июлю 2018 года будет отбуксирован в Мурманск на специализированную базу "Атомфлота". В этом случае, после загрузки топлива и завершении комплексных швартовных испытаний, оно и будет сдано, уточнил Алексей Владимиров. Кроме того, по его словам, сроки окончательного перехода ПЭБ в Певек зависят от готовности береговой инфраструктуры на месте.

Напомним, ввод "Академика Ломоносова" в эксплуатацию в составе ПАТЭС намечен на 2019 год.
ПЭБ "Академик Ломоносов" проекта 20870 — справка

Разработчик проекта — "ЦКБ "Айсберг".

Государственный заказчик — Концерн "Росэнергоатом".
Разработчик реакторной установки — "ОКБМ Африкантов" .
Производитель турбогенераторной установки — энергомашиностроительный завод "Электросила".

Разработан с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судне отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.

Строится в соответствии со всеми федеральными нормами использования ядерного топлива.

Предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и обеспечивает в номинальном режиме выдачу в береговые сети 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. Оснащен двумя модифицированными двигателями, способными вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, достаточной для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 тыс.

Первая плавучая АЭС отправилась к месту промежуточного базирования

человек.

Районы эксплуатации — Крайний Север и Дальний Восток.

Длина наиб. —144,2 м

Ширина наиб. —30,0 м

Высота борта до верхней палубы —10,0 м

Осадка макс. на миделе— к. 5,7 м

Водоизмещение — 21 500 т
 

Реакторная установка КЛТ-40С — 2 ед.
Класс автоматизации — А1 (ЦПУ производства НПО "Аврора")
 

Назначенный срок службы — 35-40 лет

Фото: Кристина Рягузова | Судостроение.инфо

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *