Административная ответственность несовершеннолетних

Нужно ли наказывать

Считается, что самые действенные наказания всегда основываются на страхе испытать неприятные физические или моральные ощущения. Но времена, когда детей за проступки в конце недели били розгами или ставили коленями на горох, к счастью, остались в прошлом. Постепенно вслед за розгами исчезает ремень, а значит, можно надеяться, что канут в лету и оскорбительные пощечины, и обидные затрещины, и унижающие слова. По крайней мере, в цивилизованных семьях.

Однако семей, вырастивших ребенка, которому к подростковому возрасту уже никаких наказаний не требуется и достаточно только разговора по душам, все равно немного. Как немного и подростков, которые не врут (ну или почти), поддерживают в комнате порядок, пропускают школу только с согласия мамы-папы, приходят домой вовремя и не заставляют родителей сходить с ума, потому что «аппарат абонента выключен…». Как нужно реагировать, чтобы проступки подростков больше не повторялись?

Можно ли избежать наказаний? А если наказывать, то как избежать при этом обид, психологических травм, да и просто ухудшения отношений с подростком?

Есть семьи, где взрослые применяют тип воспитания, носящий в педагогике название «сотрудничество». Родители стремятся не опекать ребенка, а оказывать ему поддержку во всех сферах, особенно — в эмоциональной. Ребенку дается достаточно самостоятельности, но взрослый все время находится рядом, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, успокоить, объяснить. Членов таких семей объединяют общие ценности, традиции, они испытывают эмоциональную потребность друг в друге. Когда дети, выросшие в таких семьях, достигают подросткового возраста, то проблема наказаний, как правило, не стоит. Достаточно разговора, разъяснения и осознания своей вины. Но в большинстве семей, а особенно в тех, где применялись такие стили воспитания, как авторитаризм или гиперопека (или оба сразу), или ребенок рос в условиях противоречивых инструкций, получаемых от разных членов семьи, с осознанием вины и взаимопониманием между родителями и детьми есть проблемы. И поэтому добиться желаемого поведения родители могут только при помощи системы контроля и ограничений — иными словами, наказаний.

Безусловно, есть выбор. Не хотите наказывать — не наказывайте. Повторяйте по сто раз, делайте все за ребенка сами, надейтесь, что с возрастом это пройдет, до бесконечности объясняйте и говорите по душам. Действительно, вам что сложно убрать бардак в его комнате? Не первый же раз? Не чистит зубы? Не моет голову? Ничего, влюбится — эта проблема отпадет. Прогуливает школу? Его дело! Не можете же вы, в конце концов, бросить работу и сопровождать его повсюду? Пора уже самому брать на себя ответственность.

Такой стиль воспитания иногда называют «попустительским», но и он имеет право на существование.

Да, родители закрывают глаза на многие нежелательные моменты в поведении своих подросших детей. И надеются, что с возрастом все само собой изменится. Не всегда это заканчивается чем-то плохим

Приходит время, неорганизованные подростки вдруг меняются, перестают опаздывать, начинают проявлять внимание к домашним обязанностям. Обычно такие изменения происходят, когда подросток на самом деле сам берет на себя ответственность за свое поведение, и часто совпадают с появлением собственной (а не навязанной родителями) цели. Или подросток, «переболев» протестами, вдруг на той или иной почве сближается с родителями.

Но есть подростки, с которыми применять «попустительский» стиль воспитания опасно. Согласно классификации знаменитого психолога Юлии Гиппенрейтер, это прежде всего дети с явно выраженными чертами неустойчивого, напряженно-аффективного и демонстративного характера. С такими подростками не обойтись без строгости в воспитании. То есть без четких правил, инструкций и наказаний за их невыполнение. А еще есть проступки, не отреагировать на которые невозможно даже самым продвинутым родителям (например, воровство, драки, употребление алкоголя, наркотиков).

Как наказывать

Универсального рецепта «правильного наказания», который бы подошел семье с любой системой ценностей и ребенку с любым типом характера, нет. То, что работает в одних случаях, оказывается бесполезным в других. Но все же есть одно общее правило, которому важно следовать в контексте применения любых санкций по отношению к подростку: система правил и наказаний должна быть подростку предельно ясной. Правила и санкции за их невыполнение должны быть прозрачны, однозначны и известны заранее. Поэтому если у вашего ребенка подростковый возраст проходит непросто, найти общий язык кажется невозможным, и вы все время натыкаетесь на протестное поведение, попробуйте создать свою собственную внутрисемейную систему правил.

Внутрисемейные правила поведения — это своего рода правила дорожного движения. В ПДД четко расписано, что разрешено, что запрещено и как наказывается несоблюдение. Не будь ПДД — на дорогах бы царил хаос.

Хаос начинает царить и в некоторых семьях, где есть непростой подросток, противоречивые инструкции со стороны родителей, но нет свода ясных и однозначных правил поведения

Если в семье недостаточно уважения друг к другу, а ребенок не готов взять на себя ответственность за свое поведение, то заставить ребенка подчиняться правилам непросто. Нередко подросток просто обучается обходить систему правил, оставаться непойманным, увиливать и так далее. И все же смысл четко обозначить правила есть.

Реакция подростков на внутрисемейные правила во многом напоминает отношение водителей к ПДД. Есть водители, которые соблюдают ПДД и крайне редко их нарушают и, соответственно, редко бывают оштрафованы. Эти водители внутренне согласны с правилами и считают их достаточно справедливыми (или боятся санкций, что тоже не редкость). Другие водители не все правила считают справедливыми и не всегда готовы их соблюдать, но «принимают правила игры» — то есть они согласны понести наказание, если будут пойманы на нарушении. А еще есть водители, которые не хотят принимать правила игры, причисляют себя к избранной группе тех, кому можно то, что нельзя другим. Здесь в ход идут всевозможные ксивы, мигалки и другие атрибуты исключительности. Что-то похожее есть и в поведении некоторых подростков, которые способны на невероятные ухищрения, лишь бы вести себя так, как они сами считают нужным. Но даже для них наличие правил является некоторым сдерживающим фактором.

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

2. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

3. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

4. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

5. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Почему правила — это не навсегда

Есть дети-аккуратисты, которые ненавидят беспорядок, поэтому сами без проблем поддерживают чистоту и порядок. А еще есть родители, которые приучили своих детей наводить порядок без напоминаний давным-давно, в доподростковом периоде. Эти родители отсутствие порядка считают недоработкой своих нерадивых «коллег»: мол, не надо было забивать на воспитание раньше, надо было работать над этим ежедневно. А теперь ребенок ни в чем не виноват. Именно это говорил мне мой друг Федор каждый раз, когда я жаловалась ему на бардак в комнатах своих детей и сетовала на то, что никак не могу их заставить поддерживать порядок. Федор хвастался порядком, который всегда был в комнатах его детей, когда те были подростками. И я испытывала вину за предыдущие упущения в воспитании, корила себя за слабость характера и непоследовательность в применении обещанных наказаний. Эх, вернуть бы то время, когда из-за чашечки кофе или приятной болтовни с подругой мне было лень проверить, что творится в комнате сына или дочки, а потом заставала их спящими посреди хаоса (и не будила, чтобы убрались). Да, мы с мужем сами виноваты.

И вот однажды мы приехали с Федором в квартиру его образцово-показательного сына, которую тот снимал во время стажировки после окончания университета. Сын знал о визите папы со вчерашнего вечера. Тем не менее представшая нашему взору картина впечатлила меня, видимо, на контрасте от ожиданий: разбросанная одежда, хаотично расставленные стопки книг, журналов и бумаг, пустые пивные бутылки повсюду, а местами и консервные банки вперемешку с червячками носков и даже пепельницы с окурками! Надо сказать, что сам Федор не маниакальный, но аккуратист, а порядку в его холостяцком шкафу позавидовала бы любая женщина! Встреча папы и сына была связана с передачей запасного ключа от машины и длилась 15-20 минут. Мы выпили кофе (для которого сын долго искал чашки). Отец не спросил, а сын и не думал извиняться за «некоторый беспорядок». Мне было странно, почему он хотя бы поверхностно не убрался перед приходом папы, с которым у него очень близкие и доверительные отношения.

Признаюсь, что в душе я в некотором смысле ликовала. Ведь Федор постоянно приводил мне в пример своих детей и свой педагогический дар. На мой вопрос «почему», Федор ответил: «Наверное, ему так нравится. Он уже большой, и это его дело». А я спрашивала саму себя: как добивался Федор порядка в комнатах своих детей? Или они просто очень уважали своих родителей, поэтому подчинялись их инструкциям? Какой-то однозначный вывод из этой истории я делать не стала. Но все же подумала о том, что семейные правила, даже в случае следования им детьми (как в описанном примере), — не всегда гарантия того, что поведение, которого хотят добиться родители, приживется и станет частью взрослой личности.

Оригинал

>Как наказывать подростка?

Деструктивное наказание

Всё это относится к конструктивным наказаниям. Однако встречаются и откровенно деструктивные. Рассмотрим несколько примеров.

Иногда можно встретить рекомендации из разряда «клин клином вышибают» – когда, например, курящего подростка заставляют выкурить большое количество сигарет, чтобы у него возникло к ним отвращение. Такая стратегия, мягко говоря, сомнительна. Во-первых, нельзя считать ее эффективность полностью доказанной, во-вторых, следует задуматься о физическом и психологическом здоровье формирующейся личности.

Второй пример касается обоснованности наказаний. На одном из порталов размещено обращение матери, которая жалуется на непослушание подростка: сын много времени проводит с друзьями. Автор послания пишет, что ей нужно узнать эффективные способы наказания, но при этом добавляет, что ей некогда даже наказать ребенка, потому что она всё время работает.

Может быть, причина непослушания в данном случае кроется не в строптивой натуре сына, а в его внутреннем чувстве одиночества? Поэтому прежде, чем наказывать подростка, нужно выяснить, действительно ли именно он виноват в случившемся.

Как наказывать подроста с пользой для формирующейся личности

  1. В основе наказания должны лежать правила, выработанные совместно с ребенком и принятые им. Это своеобразный «договор» между родителями и ребенком.

  2. Среди форм наказания должны отсутствовать все варианты насилия.

  3. Наказание, по возможности, должно следовать сразу же за провинностью. Отсрочка возможна в случае болезни подростка, его пребывания в стрессовом и других неблагоприятных эмоциональных состояниях.

  4. За один проступок нельзя наказывать дважды.

  5. Наказание должно быть соизмеримо проступку.

  6. Если родитель предупредил о наказании за проступок, то надо придерживаться выбранной линии.

  7. Наказывая, демонстрируйте искренние эмоции, но не давайте подростку повода думать, что теперь вы стали любить его меньше, чем любили до проступка.

Как показывает практика, чаще всего непослушание наблюдается в семьях, где нарушен эмоциональный контакт между родителем и ребенком. Это возможно в семьях с гипоопекой, где подросток чувствует себя нелюбимым и ненужным, предоставлен сам себе, и своим неподобающим поведением он привлекает внимание значимых взрослых.

Сюда же относятся и семьи с гиперопекой, где демонстративное поведение подростка – стремление вырваться из-под гнета чрезмерной заботы.

Если в семье царит гармония, взаимопонимание, доверие в отношениях между родителями и детьми, то наказания используются достаточно редко.

И еще одно. Прежде чем наказывать подростка, ответьте себе на следующие вопросы:

  1. Что бы чувствовал я, если бы меня наказывали подобным образом?

  2. Понимает ли подросток, за что именно его наказывают?

  3. Пойдет ли наказание на пользу ребенку?

Только после этого принимайте взвешенное решение. Имейте в виду: частое использование наказаний обесценивает их.

Подросток уже не ребенок, ему многое понятно и доступно, потому самое действенное наказание – это понимание содеянного, угрызения совести.

Маргарита Логвинова

Подросток не хочет общаться, у вас не получается мирно договориться – как быть в такой ситуации? Пройдите тест и получите информацию об особенностях вашего стиля воспитания и о взгляде подростка на то, как вы его воспитываете. Пройти тест>
Вандализм несовершеннолетних.

Психология подростков

Подростковый период формирования человека издавна именуют взрывоопасным, ранимым, трудным, жестокосердечным, кризисным, переходным, потому как идет активное становление личности, интенсивный физический рост человека, происходят большие сдвиги в психике. В этом возрасте физическое и духовное развитие несовершеннолетнего еще не завершено. Это отражается на характере его действий. Анализируя вопрос о преступлениях несовершеннолетних, всегда следует иметь в виду особенности возникновения преступного умысла у тех мотивов и побуждений, которые реализуются в общественно опасном деянии. Значительная часть таких преступлений проистекает из неправильной оценки ситуации, из озорства, стремления доказать «мужские» черты характера, завладеть особо привлекательной для подростка вещью и т. п. Самыми распространенными побуждениями к преступной деятельности несовершеннолетних являются безрассудная, порой бессмысленная решимость совершить противоправный акт, проявляющаяся в стремлении любой ценой (в том числе и путем нарушения уголовного закона) продемонстрировать перед товарищами свою смелость, храбрость, подражая более сильным сверстникам.

Вандализм

Вандализм как явление широко распространен в наше время, о чем свидетельствуют сообщения средств массовой информации, а также случаи из жизни, с которыми можно столкнуться, не выходя из подъезда собственного дома. Нередко подростки, проявляя свое воображение и художественный талант, расписывают стены подъездов жилых домов непристойными, нецензурными выражениями и рисунками, выжигают и повреждают оборудование лифтов, разбивают лампочки и оконные стекла. При совершении своих действий они не обращают внимания на ценность, культурную или социальную значимость зданий и сооружений, не думают об эстетическом виде улиц своего города. Проявления вандализма наносят громадный финансовый ущерб и приводят к негативным социальным последствиям. Так, по некоторым оценкам, 30% затрат на ремонт в жилищно-коммунальной сфере приходится на ликвидацию последствий вандализма. Огромные убытки приносят регулярные поломки и хищения уличных таксофонов. Повреждения на железных дорогах, в метрополитене и на других видах транспорта ежегодно причиняют значительный материальный ущерб: похищаются и портятся мягкие сидения, диваны, обшивка, разбиваются стекла вагонов, стены пачкаются циничными надписями. Для определения сути такого явления, как вандализм, учеными используются различные классификации разрушений имущества. Например, подразделение вандализма на инструментальный и неинструментальный. Инструментальный вандализм — умышленное уничтожение чужого имущества, в котором без труда можно установить цель, поставленную перед собой человеком (телефонный аппарат, разбитый для извлечения из него определенной детали). Неинструментальный вандализм — уничтожение имущества при отсутствии очевидных мотивов действий (изрезанные диваны в электричках, разбитые автобусные остановки). По другой классификации вандализм может принимать следующие формы: а) разрушительный — состоит в дальнейшем разрушении уже имеющихся повреждений имущества (например, когда дыра на сиденье автобуса увеличивается стараниями человека); б) сопутствующий — сопровождает совершение другого преступления (например, кражу со взломом), потому что воры не удовлетворены найденными предметами; в) мстительный — когда готовится и осуществляется операция против конкретного человека, который, например, не вернул долг и которому таким образом выражается недовольство; г) беспричинный — вандализм, в котором находят выход агрессивные наклонности и поиск острых ощущений. Ряд ученых рассматривают вандализм с точки зрения теории агрессии и трактуют данное деяние как агрессивное противоправное поведение. Криминологические исследования показывают, что в основе разрушительного поведения лежит потребность подростков в самоутверждении; она присуща любой личности, однако такую уродливую форму приобретает, когда подросток не может должным образом утвердиться в семье, школе, среди одноклассников. Многочисленные исследования субъектов разрушительного поведения в школьной среде показали, что вандалы обладают таким же интеллектом, как и их сверстники, однако успевают в школе значительно хуже, склонны к прогулам, праздному времяпровождению, бесцельным гуляниям по улицам в позднее время в компании своих сверстников. Таким образом, низкая успеваемость, частые прогулы школьных занятий выступают важнейшими факторами, детерминирующими такое явление, как подростковый вандализм. И наоборот, успехи в школе, заинтересованность в кружковых занятиях, увлечение спортом намного снижают вероятность проявления у подростков преступных наклонностей. Поэтому борьба с прогулами, ликвидация пробелов в знаниях выступают существенными факторами в профилактике подросткового вандализма. Как правило, у несовершеннолетних проявление вандализма носит групповой характер, причем данные действия осуществляются преимущественно устойчивыми неформальными группами несовершеннолетних, реже — асоциальными, ситуативными, случайными объединениями. Особый цинизм при совершении вандализма наблюдается в группировках скинхедов, панков, фанатов. Часть антиобщественных проявлений несовершеннолетних возникает на межнациональной основе. Проведенные исследования в области социологии и психологии, а также статистические данные показывают, что большинство актов вандализма совершается молодыми людьми, не достигшими возраста 25 лет. По данным выборочных обследований несовершеннолетних, проведенных социологами, пик проявления наклонностей к вандальному поведению приходится на 11—14 лет. Именно поэтому законодатель относит вандализм к числу преступлений, за совершение которых законодательством установлен пониженный возраст уголовной ответственности. Если за большинство преступлений ответственность наступает с 16 лет, то за вандализм лицо может быть привлечено к ней с 14 лет. Это законодательное положение было неоднозначно воспринято в среде ученых.

Уголовная ответственность

Так, А.Е. Донченко посчитал необоснованным понижение возраста уголовной ответственности за вандализм. Свое мнение он обосновывал тем, что в силу особенностей определенной ст. 214 УК РФ санкции и трудностей с введением в жизнь новых видов наказания практически невозможно применять к виновным, совершившим вандализм в возрасте до 16 лет, какое-либо из предусмотренных санкцией этой статьи видов наказания. Другой его довод заключается в том, что вандализм является преступлением небольшой тяжести, а уголовную ответственность с 14 лет целесообразно устанавливать за тяжкие и особо тяжкие преступления. Вряд ли можно согласиться с мнением этого ученого, так как им не учитывается целый ряд обстоятельств. Во-первых, вандализм традиционно относится к подростковым преступлениям, поэтому и борьба с ним должна вестись достаточно жестко по отношению к лицам этого возраста (по данным изученных дел, 16,4% всех виновных совершили вандализм в возрасте 14—15 лет). Во-вторых, смысл и значение своих действий, как того требуют нормы Общей части УК РФ, осознавать при совершении вандализма значительно проще, чем при осуществлении многих других противоправных поступков. В-третьих, сами вандалистские действия не требуют какой-то специальной подготовки, криминальных знаний, навыков, опыта, применения особых технических средств по сравнению со многими другими видами преступлений, т. е. они вполне доступны для совершения в возрасте до 16 лет. В-четвертых, вандализм, будучи доступен и в определенной степени популярен в подростковой среде, способствует развитию и укреплению у лиц этого возраста склонностей к антиобщественному поведению, становясь для некоторых из них некоей ступенькой нисхождения по криминальной лестнице, поэтому важно бороться с проявлением вандализма именно в этом возрасте. Наконец, в-пятых, отмечаемые А.Е. Донченко трудности с применением санкции ст. 214 УК РФ отчасти носят временный характер, будучи обусловлены необходимостью подготовительного этапа внедрения в практику предусмотренных ею новых видов уголовных наказаний, введенных в УК РФ. Кроме того, суд вправе освободить таких лиц от уголовной ответственности и наказания по различным основаниям, например, в соответствии со ст. 90 УК РФ. Ведь с точки зрения профилактики преступлений более важным представляется не уголовное наказание, а неотвратимость ответственности. Характерно, что законодателем установлена уголовная ответственность с 14 лет за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ), а это преступление также традиционно считается подростковым и имеет немало общего с вандализмом в происхождении, сущности и содержании состава. Примечательным в этой связи является высказывание Н.Г. Андрюхина, который, отмечая общую тенденцию снижения возраста субъектов правоотношений в ряде отраслей права, считает, что «есть основания для установления в законе общего возраста уголовной ответственности с 14 лет»[. Объекты преступлений, за которые определен пониженный возраст уголовной ответственности, в том числе и вандализма, объединяет между собой и одновременно отличает от других относительная конкретность, очевидность и бесспорность их необходимости и полезности для общества. Немаловажно также, что такие преступления можно вполне совершить, не применяя сложные способы и средства, недоступные лицам подросткового возраста по уровню их развития. Более того, многие из них, в том числе, несомненно, и вандализм, нередко начинают совершать в гораздо более раннем возрасте. Кроме того, закон установил дополнительные гарантии для лиц, не достигших 16-летнего возраста. Согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ если такое лицо вследствие отставания в психическом развитии не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния либо руководить им, оно не подлежит уголовной ответственности. Наконец, несовершеннолетний возраст вандала может быть учтен судом в качестве смягчающего обстоятельства при избрании вида и размера наказания. Существуют различные формы скрытого вандализма, когда граждане, чье имущество пострадало от вандалов, не обращаются в правоохранительные органы, скрывая по разным причинам такие проявления; когда лица, совершившие такие деяния, не выявлены, а последствия порчи и разрушения устранены или считаются незначительными. Однако следует помнить, что оставленные безнаказанными случаи проявления детского и подросткового вандализма приводят впоследствии к более серьезным преступлениям, таким как хулиганство, причинение побоев гражданам, умышленное уничтожение памятников культуры и истории, проявления экстремизма. Так, по данным зарубежных исследований (Д. Эллиот, Л. Шэннон), более половины подростков, задержанных за вандализм, впоследствии совершают более тяжкие преступления, или те, кто совершал вандализм в возрасте от 6 до 17 лет, как правило, к 21 году уже имеют серьезную преступную карьеру. Вот почему особенно важно при ранних проявлениях разрушительного поведения среди детей и подростков понять их мотивацию, своевременно выявить и устранить причины подобных поступков, чтобы впоследствии не допустить более серьезных преступлений с их стороны. Таким образом, крайне неблагоприятная ситуация с преступлениями вандалистского свойства характеризуется взаимодействием целого ряда негативных социальных факторов и подтверждается качественной составляющей данных преступлений: 1) снижением возрастного порога; 2) тяжестью и жестокостью групповых преступлений, высокой степенью общественной опасности и подготовленностью подростковых преступных групп; 3) повторением почерка совершения преступлений по канонам организованной преступности взрослых; 4) неповиновением правоохранительным органам и участием в социально напряженных ситуациях, особенно межнационального характера; 5) отсутствием строгого учета подобных преступлений в органах внутренних дел; 6) неинициированием уголовных дел по таким преступлениям (в случае, если дело все-таки возбуждается, оно зачастую прекращается с передачей на рассмотрение комиссий по профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних); 7) стабильно высоким уровнем групповой преступности несовершеннолетних, в том числе так называемых неформальных объединений антиобщественной направленности; 8) вовлечением несовершеннолетних в межнациональные и этнические конфликты, политическую борьбу; 9) увеличением числа наркоманов и токсикоманов, усложнением ситуации с пьянством и половой распущенностью подростков, ростом числа случаев садизма и насилия, вандализма, азартных игр как одной из форм проведения свободного времени; 10) отсутствием действенной системы профилактики вандализма.

ст.214 Уголовного Кодекса РФ 1. Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах,-

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы,-

наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Вандализм и уголовная ответственность за него

Вопросы юристам

Вандализм на кладбище

Может ли моя двоюродная тётка завещать нашу общую семейную могилу своим соседям? Она ответственная за могилу на которую не ездит уже года три, по состоянию здоровья. Ухаживаем за могилкой я и мои дети. Там похоронены её родители, мой отец и бабушка. Что мне делать чтоб не допустить этого вандализма на кладбище и как в случае чего составить акт о вандализме?

Ответы юристов

Сафронова Валерия

Ваша тетя не может завещать участок на кладбище, так как не является его собственником, она, всего лишь, ответственная за захоронение! Ответственный за захоронение – лицо, на которое был выписан паспорт (удостоверение) на захоронение. Как явствует из названия, ответственный за захоронение – это тот человек, который обладает правом осуществлять захоронения на участке, а также устанавливать надгробные сооружения (памятник, цоколь, ограду). Осуществление захоронений или установки надмогильных сооружений без согласия ответственного за захоронение являются незаконными. При осуществлении новых захоронений на участке, ответственному за захоронение необходимо обратиться в администрацию кладбища лично либо оформить нотариально заверенную доверенность на родственника или иное лицо, осуществляющее захоронение от имени ответственного за захоронение. Если вы являетесь ответственным за захоронение и обнаружили, что на вашем участке было совершено несанкционированное захоронение, вы можете обратиться с письменным заявлением в администрацию кладбища, отдел по работе с населением ГУП «Ритуал» (если кладбище относится к Москве) или добиться соблюдения закона через суд. В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 08.04.2008 N 260-ПП (ред. от 02.10.2012) «О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве» (п.5), ответственное за захоронение лицо обязано содержать надмогильные сооружения и зеленые насаждения (оформленный могильный холм, памятник, цоколь, цветник, необходимые сведения о захоронениях) в надлежащем состоянии. В случае если за могилой не осуществляется уход в течение длительного периода времени (не менее 20 лет), администрация городского или муниципального кладбища имеет право сформировать комиссию, которая составит акт о состоянии могилы для признания ее брошенной. Если в архивных книгах кладбища имеются сведения об ответственном за захоронение лице, оно письменно оповещается о необходимости осуществлять уход за могилой и обратиться в администрацию кладбища. В случае установления историко-культурной ценности неухоженной могилы ее сохранность обеспечивается в соответствии с законодательством об охране и использовании памятников истории и культуры, за ней осуществляется уход работниками кладбища за счет выделяемых средств из бюджета города Москвы. Вы можете переоформить ответственность за захоронение!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Перерегистрация захоронений с одного ответственного лица на другое может производиться как после смерти действующего ответственного за захоронение, так и при его жизни. Необходимо отметить, что при рассмотрении обращений граждан по вопросу переоформления захоронений в связи со смертью ответственного лица перерегистрация захоронения производится по письменному заявлению граждан на родственников захороненных. Первостепенное право на перерегистрацию захоронения имеют: супруг (а), дети, родители, усыновленные, усыновители ответственного за захоронение. В случае отсутствия родственников первой очереди либо их письменного отказа от осуществления перерегистрации захоронений на их имя, во вторую очередь имеют право: полнородные и неполнородные братья и сестры, внуки, бабушки, дедушки, как со стороны отца, так и со стороны матери. В третью очередь имеют право:- полнородные и неполнородные братья и сестры родителей (дяди и тети). В четвертую очередь имеют право: родственники третьей степени родства — прадедушки и прабабушки. В пятую очередь имеют право: родственники четвертой степени родства — дети родных племянников и племянниц (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его дедушек и бабушек (двоюродные дедушки и бабушки. В шестую очередь имеют право: родственники пятой степени родства — дети двоюродных внуков и внучек (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети). В случае отсутствия родственников предшествующих очередей либо их письменного отказа от осуществления переоформления захоронений на их имя, в седьмую очередь имеют право: пасынки, падчерицы, отчим и мачеха. Перерегистрацию захоронения в связи со смерть ответственного за захоронение необходимо производить при предъявлении следующих документов: заявления родственников о перерегистрации захоронения, свидетельства о смерти ответственного лица, на которого зарегистрировано захоронение; документов, подтверждающих родственные отношения к захороненным, а при их отсутствии — решение суда; удостоверения о регистрации захоронений, если оно сохранилось. *К заявлению необходимо приложить ксерокопии вышеуказанных документов. Перерегистрация ответственности за захоронения до архивного периода и в случае отсутствия архивных данных по захоронениям производится на основании решения комиссии ГУП «Ритуал» по письменному заявлению граждан, при наличии ухоженной могилы и на родственников захороненных по предъявлению ими: заявления; свидетельства о смерти захороненного; документов, подтверждающих родственные отношения к захороненному (степень их родства и право на памятники, ограждения и другие надгробные сооружения должны быть подтверждены соответствующими документами, а при их отсутствии — решением суда). В случае переоформления захоронения ответственным лицом при жизни необходимо предоставить письменное заявление от ответственного за захоронение, а также от лица, на которое захоронение перерегистрируется. При этом новый ответственный за захоронение должен предоставить документы, подтверждающие родственные отношения к захороненным, а в случае их отсутствия — решение суда о признании родства. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность разделения ответственности на могилы внутри родственного захоронения (наличие двух ответственных каждый с удостоверением на одну из двух могил на участке захоронения). Для этого необходимо обратиться в администрацию кладбища и предоставить гербовые свидетельства о смерти захороненных, документы, подтверждающие родственные отношения обоих ответственных с захороненными и друг с другом.

Кто должен ответить за вандализм на кладбище?

На Рязанском кладбище похоронены родители. Три раза памятники сваливали, вызывали полицию, одни отписки. После третьего раза памятник отца пришлось вести на реставрацию. Когда служащие приехали , чтобы установить памятники заново, увидели, что памятник мамы вымазан белой краской, портрет испорчен, пришлось забрать на реставрацию и его. И нет никакой гарантии, что после реставрации и установки над памятниками родителей опять не поглумится какой-то урод. Что делать? Кто должен ответить за такой вопиющий факт вандализма?

Бутяев Александр

Описанная Вами ситуация подпадает под действия ст. 244 УК РФ » Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений или кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением» Когда сотрудники полиции установят виновных Вы вправе заявить гражданский иск и потребовать компенсации всех расходов включая и моральный вред. ​​Но пока виновные не установлены я порекомендовал бы в адрес администрации места захоронения написать несколько писем с требованиями принять меры к обеспечению безопасности мест захоронения. Дождаться ответов и если вновь вандализм повториться то уже надо будет обращаться в органы прокуратуры. После данных действий думаю, что противоправные действия прекратятся.

Воробьев Евгений

Беда в том, что подобные преступления раскрыть достаточно тяжело. В связи с этим полиция старается всеми правдами и неправдами вынести решение об отказе в возбуждении уголовного дела (им же нужна хорошая статистика раскрываемости)

Что делать при вандализме? Испортили памятник

Соседка старый человек, пришла на кладбище, обнаружила, что памятник её сыну повредили, видимо ударили чем-то сильно, пошла трещина и что-то маркером написали. Что ей делать и куда обращаться? Может льготы какие есть или по факту вандализма что-то сделать можно? Если найдут виновников то какую ответственность они понесут?

Степанова Ольга

Катерина, необходимо обратиться в полицию с заявлением о повреждении памятника на кладбище неизвестными лицами, в УК РФ предусмотрена уголовная ответственность Ст. 244 Ук РФ (. Надругательство над телами умерших и местами их захоронения) и за вандализм ст.214 УК РФ. К делу следует привлечь работников кладбища, сторожа, кто обязан следить за порядком. За материальной помощью можно обратиться в орган местного самоуправления (администрацию), в Департамент социального обеспечения

Особенности применения ответственности к несовершеннолетним

При разбирательстве преступлений, совершенными несовершеннолетними, действуют особые правила:

  1. при вынесении приговора несовершеннолетний возраст является смягчающим обстоятельством;
  2. ограничение свободы передвижения для несовершеннолетнего лица не должно длиться более 2-х лет;
  3. ограничение свободы не может быть назначено при совершении легких преступлений впервые;
  4. осужденным в возрасте 14-16 лет не назначают сроки свыше 6 лет;
  5. лицам в возрасте до 16 лет сроки выше 10 лет назначаются только за особо тяжкие виды преступлений;
  6. штрафные санкции применяются либо в отношении несовершеннолетнего, либо в отношении его родителей/усыновителей/опекунов;
  7. при применении наказания предпочтение отдается принудительным педагогическим воздействиям.

Лица, достигшие ко времени совершения преступления возраста 14 лет, подлежат ответственности за следующие виды преступлений:

  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или средней тяжести;
  • похищение человека;
  • убийство;
  • изнасилование или насильственные действия сексуального характера;
  • вымогательство;
  • кража;
  • грабеж/разбой;
  • умышленное уничтожение или повреждение имущества (при отягчающих обстоятельствах);
  • неправомерное завладение автомобилем или иным средством без цели хищения;
  • захват заложника / террористический акт / заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
  • хулиганство (с отягчающим обстоятельством) / вандализм;
  • хищение/вымогательство наркотических средств или психотропных веществ / оружия/ взрывчатых веществ или устройств/боеприпасов и другие.

Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним

Важно! К лицам, не достигшим возраста 18 лет, не применяется наказание в виде пожизненного лишения свободы.

В результате анализа ситуации, состава преступления и факторов, способствующих совершению преступленного деяния, несовершеннолетнего могут:

  • признать невиновным;
  • признать виновным частично и назначить наказание в виде принудительного воспитательного воздействия или ограничиться выговором;
  • признать виновным и назначить наказание в виде ограничения свободы передвижения или назначить испытательный срок;
  • признать виновным и направить в специализированное учебно-воспитательное учреждение со строгим режимом;
  • признать виновным и назначить наказание в виде лишения свободы;
  • признать виновным и приговорить к выплате штрафа / общественным работам / запретить заниматься определенными видами деятельности.

В отношении несовершеннолетних при наступлении уголовной ответственности применяется психологически-психиатрическая экспертиза, которая является сложным видом исследования. Специалистами применяются специальные психологические и медицинские тесты, итогом которых становится заключение экспертов о вменяемости несовершеннолетнего на момент совершения преступления. В случае признания подростка невменяемым, наступление уголовной ответственности невозможно, судом назначается принудительная медицинская мера. В отличии от взрослых к несовершеннолетним применяются более мягкие меры и виды уголовного наказания. Учитывая социальный статус подростков и возрастные особенности, большие меры направлены на перевоспитание человека. К воспитательным мерам относят принудительные приемы, представляющие собой:

  1. предупреждение;
  2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

  3. возложение обязанности загладить причиненный вред;

  4. запрет на посещение мест определенных, как общественные.

Важно! Если к несовершеннолетнему лицу применены принудительные меры, он обязан отмечаться в инспекции по делам несовершеннолетних с определенной периодичностью.

Важность защиты несовершеннолетних

Лица, не достигшие возраста 18 лет, попавшие в сложную жизненную ситуацию, нуждаются в особой юридической защите. Подростки склонны проверять свои возможности и способности, при этом это умственно и физически незрелый человек, следовательно, поддержка взрослого ему особенно необходима. Права и обязанности возникают у гражданина в процессе взросления, ребенок должен знать, какую ответственность он понесет в результате своих действий. Как правило, именно правовая безграмотность взрослых и детей приводит к печальным последствиям и несовершеннолетний несет ответственность за свое преступное деяние в соответствии с законом. Чтобы соблюсти интересы несовершеннолетнего, закон предусматривает право таких лиц на юридическую помощь – и подростки и их родители имеют право на квалифицированное представительство в суде. Как правило, интересы несовершеннолетнего в суде представляют родители, опекуны или усыновители, которые, в свою очередь, могут перепоручить эти права другому человеку – адвокату. При желании подросток, достигший 14 лет, может лично выступать в суде и реализовывать свои процессуальные права, при условии эмансипации несовершеннолетнего.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *