2 вида политики

Политика и её особая роль в жизнедеятельности общества

Поли́тика (греч. politikē — искусство управления государством)

  • Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.

  • Вопросы и события общественной, государственной жизни.

  • Определенным образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путем установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политика (греч. politikē — государственные или общественные дела от греч. πόλις — государство) определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.

Полис (греч. πόλις) — самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности,- особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствование системы управления.

Политика, как понятие и методология (метод и порядок применения) сформированная в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия, ремёсла, искусства и школы, в которых формировалась будущая элита. Поэтому политическая формация определяла политические отношения как долгосрочные права и обязанности сторон, позже определяемые как стратегические и реализуемые через функциистратегов.

В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции с сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.

В узком смысле политика — определенная часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных (субъектом политического процесса) целей в определенной социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.

Научное изучение политики ведется в рамках политологии.

Альтернативные определения

  • Политика — борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество, а τικός (тикос) —интерес; (дословно — «множество интересов»). Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос, а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос);

  • Политика — искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика — управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;

  • Политика — это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства;

  • Политика — это управление распределением ресурсов;

  • Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;

  • Политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает;

  • Политика — это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;

  • Политика — это деятельность организации (её поведенческая модель) по реализации своих целей (интересов), например: — техническая политика;

  • Политика — всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем или кем либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;

  • Политика — совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;

  • Политика — форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества, и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь.

  • Политика — это искусство объединения людей.

  • Политика — это борьба за право устанавливать свои правила игры.

  • Политика — искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле).

  • Политика — приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица.

  • Политика — исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой).

  • Политика — меры и действия предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру политикой фирмы «А», могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли

Основные подходы

Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Карл Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.

В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.

Консенсусное понимание

Консенсусное понимание политики исходит из возможности политического взаимодействия как сотрудничества и предполагает постепенное изживание конфликтов, что превратит политику в публичные акты, направленные на взаимное понимание и совместное действие ради достижения цели, в которой выражено высшее общественное благо.

Конфронтационное понимание

Конфронтационное понимание политики (Карл Шмитт ) исходит из того, что политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми. Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

  • уровня компетентности должностных лиц и их рационального использования для своевременного и полного решения задач, поставленных высшим политическим руководством государства;

  • точности научного анализа с использованием современных методов моделирования проектов крупных политических решений, что исключает или, по крайней мере, снижает риск принятия неадекватных решений политическим руководством государства.

Политические процессы и общество

В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

  • Политические партии — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику, военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

  • искусство управления государством и обществом;

  • совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами

  • сфера деятельности государства, партий, общественных движений.

  • стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти (Макс Вебер).

Политические системы и идеологии

См. также: Политическая система

На сегодняшний день известно 20 политических и идеологических систем:

  • Авторитаризм

  • Анархизм

  • Демократия

  • Диктатура

  • Коммунизм

  • Консерватизм

  • Космополитизм

  • Либерализм

  • Марксизм

  • Милитаризм

  • Нацизм

  • Национализм

  • Пацифизм

  • Плутократия

  • Самодержавие

  • Социализм

  • Теократия

  • Тоталитаризм

  • Тимократия

  • Фашизм

Известные политические мыслители

  • Лао-цзы

  • Платон

  • Аристотель

  • Кропоткин

  • Макиавелли

  • Монтескьё

  • Руссо

  • Бенито Муссолини

  • Гоббс

  • Локк

  • Ленин

  • Карл Маркс

  • Михаил Бакунин

  • Макс Вебер

  • Морис Дюверже

  • Юлиус Эвола

Связанные определения

  • Политические отношения — формы взаимосвязи субъектов политики — согласие, партнерство, дискуссии, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.

  • Политическая власть — возможность и способность навязывать свою волю другому.

  • Политические организации — совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.

  • Политическая культура — тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

  • Политическое сознание — политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).

  • Субъекты политики — индивиды, социальные группы, слои, организации, массы, общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики. К таким связям можно отнести следующие:

  • зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;

  • зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;

  • зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента.

Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе.

Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования.

Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

Категории «политика» и «власть» относятся к исходным, базовым категориям политической науки. Нет политики без власти, равно как нет и власти без политики.

В анализе первой категории, т.е. политики, обычно выделяют два основных подхода, а именно:

  • традиционный, когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;

  • социологический, в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

  • сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти;

  • науку и искусство государственного управления;

  • способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:

  • Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.

  • Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.

  • Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.

  • Искусство управления государством.

Происхождение термина

В античности полисы (греч. πόλις) исторически формировались как городские общины с самоуправлением, которые конституировали себя в качестве политической формации, общности — эта форма самоорганизации общества была типична для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империй политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления. Политика как методология управления формировалась в полисах, где сосредотачивалась управленческая элита и различные сословия (ремёсла, искусства, школы), в которых формировалась будущая элита.

Сам по себе рассматриваемый термин был введён в IV веке до н. э. Аристотелем, который предлагал для него следующее определение: политика — искусство управления государством (полисом). Впрочем, политика выделилась в качестве отдельной области социального бытия задолго до этого события — хотя и позднее, нежели, например, экономические отношения или мораль. Существует несколько различных представлений о природе и происхождении политики:

  • Теологическое. В соответствии с данным представлением политика, равно как и жизнь в целом, имеет божественное происхождение.
  • Антропологическое. Такой подход увязывает политику с человеческой природой: предполагается, что соответствующий род общения и взаимодействия с другими людьми продиктован сущностью человека (и, с другой стороны, сам влияет на эту сущность, обусловливая ряд самоограничений и других характерных черт, отличающих человека от животного).
  • Биологическое. Подобная трактовка, напротив, подразумевает, что природа политики должна пониматься на базе общих для человека и животного начал — таких, к примеру, как агрессивность, инстинкт самосохранения, борьба за выживание и т. п. Этолог К. Лоренц, в частности, увязывал с феноменом агрессивности войны, революции и другие конфликты, имеющие место в жизни общества.
  • Психологическое. Согласно этому представлению первоисточником политического взаимодействия между людьми являются потребности, интересы, эмоции и другие проявления человеческой психики. В традиционном для себя ключе политику трактовал, к примеру, З. Фрейд, ассоциировавший природу политики с бессознательным.
  • Социальное. Соответствующий подход предполагает, что политика является порождением общества и сформировалась в ходе эволюции последнего — по мере роста его сложности и развития социальной стратификации. В качестве отправной точки данных общественных изменений может рассматриваться неолитическая революция, которая повлияла как на формы хозяйствования, так и на образ жизни людей в целом. Логика появления политики при этом имеет примерно следующий вид:
    • Рост продуктивности человеческой деятельности обусловливает появление частной собственности. Последняя, в свою очередь, способствует развитию экономики, её специализации, а также формированию новых социальных объединений, углубляет автономность и независимость личности, обеспечивая ей возможность достичь определённого положения в обществе экономическим путём, а также усиливает расслоение общества по имущественному признаку, порождая конфликты.
    • Социальная дифференциация, в том числе по этническому и религиозному признаку, становится более выраженной.
    • Демографический рост и расширение экономической деятельности актуализируют проблему независимости того или иного сообщества от других, а также задачу сохранения целостности территорий, находящихся под контролем указанного сообщества.

Соответственно, политика возникает в связи с утратой возможности разрешить изложенные выше проблемы и конфликтные ситуации традиционными методами — посредством обычаев, моральных установок и т. п. Наравне с правом политика выступает в роли одного из новых регуляторов, предназначенных для решения этих проблем; кроме того, с той же целью формируется и государство как новая форма структуризации и организации жизни людей. В силу этого, понятие политики непосредственным образом связывается с понятиями государства и власти. В концепции политолога М. Дюверже выделяются три формы власти — анонимная, индивидуализированная и институционализированная; первые две определяются как догосударственные, а третья — как собственно государственная, имеющая публичный характер и обусловливающая появление политики.

Сущность политики

В ходе развития научной и философской мысли предлагались различные определения политики: общее «царское искусство», заключающееся во владении совокупностью конкретных (ораторским, военным, судебным и т. д.), умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон), знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли), лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), борьба классовых интересов (Карл Маркс). В настоящее время распространённым является толкование политики как деятельности, которая выражается в поведении общественных групп, равно как и совокупности моделей поведения и социальных институтов, управляющих общественными отношениями и создающих властный контроль как таковой вкупе с соревнованием за обладание силой власти. Существует также представление, что в самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно-организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, глобальная или мировая политика).

Политика представляет собой многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчёркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.

Основные подходы

В исторической ретроспективе базовые тенденции в определении сущности политики, так же, как и в области её генезиса, могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К их числу могут быть отнесены следующие:

  • Субстанциональный. Определения политики увязываются непосредственно с понятием власти, определяя политику либо как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению таковой. С этим направлением ассоциируется понимание политики, представленное в работах Никколо Макиавелли, Макса Вебера и Карла Маркса.
  • Институционный. Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство (таких взглядов придерживался, в частности, Владимир Ленин), однако есть и иные вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах.
  • Социологический. В рамках этого подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп, реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, соответственно, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации упомянутых выше потребностей.
  • Телеологический. Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется.

Кроме того, в современной политологии выделяются два противоположных друг другу подхода к пониманию политики: консенсусный и конфронтационный. Первый предполагает разрешение проблем ненасильственными и неконфликтными методами, посредством сотрудничества и поиска Компромиссов, и политика в нём понимается как деятельность по достижению согласия между гражданами, в то время как в рамках второго подхода политика считается сферой столкновения интересов, областью противостояния, предполагающей доминирование более сильных субъектов или организаций над более слабыми. Необходимо, впрочем, при этом отметить, что не следует преувеличивать значимость и важность какого-либо из этих подходов: политика является продуктом борьбы двух разнонаправленных тенденций (конфликты интересов с одной стороны и поиск равновесия — с другой), что фактически уравнивает между собой консенсусный и конфронтационный подходы.

Альтернативные определения

  • Политика — борьба множества интересов (искусство управления с учётом интересов всех слоёв общества). Определение связано с этимологией греч. πολιτικός, где πολι (поли) означает множество, а τικός (тикос) — интерес; (дословно — «множество интересов»). Так, государственные служащие в городах древней Греции именовались политикос, а граждане, которые мало интересовались и участвовали в политической жизни своего города, именовались ιδιοτικός (идиотикос);
  • Политика — искусство допустимого. История указывает на манипуляции и агрессивность политики многих правителей. Политика — управление, инструмент, и его нужно отличать от целей и фальсифицирования (имитационный характер) политики;
  • Политика — это всеохватывающий феномен общественной жизни, пронизывающий все её формы и включающий в себя все формы социальной активности людей, все виды деятельности по их организации и руководству в рамках процессов производства;
  • Политика — это управление распределением ресурсов;
  • Политика — это сфера жизнедеятельности общества, связанная с получением, удержанием и использованием власти;
  • Политика — это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает;
  • Политика — это участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства;
  • Политика — это деятельность организации (её поведенческая модель), в том числе деятельность государства по реализации своих целей (интересов), например: — техническая политика;
  • Политика — всякая программа действий, все виды деятельности по самостоятельному руководству чем-либо или кем-либо. Соответственно, в этом значении мы можем говорить, например, о валютной политике банка, о школьной политике городских муниципалитетов, о семейной политике жены в отношении мужа и детей и т. д.;
  • Политика — совокупность мер и действий, направленных на достижение заведомо заданного результата;
  • Политика — форма общественного сознания, выражающая корпоративные интересы сообщества и проявляющаяся в гражданском обществе (государстве) в виде течений, движений, профсоюзов и других общественных организаций и объединений по специфическим интересам. Наиболее совершенные и организованные из них партии и церковь;
  • Политика — это искусство объединения людей;
  • Политика — это борьба за право устанавливать свои правила игры;
  • Политика — искусство зла во имя добра (философско-этическое определение в широком смысле);
  • Политика — приводимый в исполнение навязавшийся указ третьего лица;
  • Политика — исполняемая стратегия кого-либо, по предложению прав и свобод. (Политика такая-то, может предлагать права, отличные от прав, предлагаемых другой политикой);
  • Политика — меры и действия, предпринимаемые руководящим лицом с целью осуществления идеи о том, как всё должно быть устроено в подвластной ему среде. К примеру, политикой фирмы «А» могут быть изменены какие-нибудь функции в производимом ею оборудовании, с целью увеличения прибыли.

Функции

В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:

  • Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
  • Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство.
  • Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).
  • Рационализация отношений между людьми и смягчение противоречий в обществе, поиск разумных решений возникающих проблем.
  • Постановка целей развития общества, определение связанных с ними задач управления и способов их достижения.
  • Распределение и перераспределение материальных благ и ресурсов в обществе через политические механизмы, такие как формирование государственного бюджета.
  • Поддержание политической коммуникации между различными социальными группами через средства массовой информации, посредническую деятельность в создании площадок для контактов власти и организаций гражданского общества, представителей конфликтующих сторон.
  • Гарантия политических прав и свобод граждан, соблюдение принципов социального равенства и справедливости.

Политические процессы и общество

От соответствия политики объективным потребностям развития общества в его материальном и духовном аспекте, а также от учёта ею фактических возможностей государства, главным образом экономических, равно как и его специфики в аспекте национально-этнических взаимоотношений в сочетании с географическим и политическим положением, зависит ускорение или, напротив, задержка развития общества.

В основе политических процессов лежит совокупность идей и методов их реализации. Политика носит выраженный временной характер, то есть может изменяться в силу смены лидеров (руководителей).

Политическая партия — организация единомышленников с общим виденьем процесса и идеологии управления. Политическая идеология базируется на описании концепции явлений и механизмов, процессов и структуры управления. Политизация управления часто демонстрирует противопоставление идеологий и манипуляций в пользу целей теневого правления и лоббирования интересов третьих лиц за пределами самого управления. Политические партии по-разному могут рассматривать реализацию государственного управления. Поэтому политика государств определяется балансом и/или противопоставлением различных идеологий.

В зависимости от вида (профиля, уровня) организации различают: государственную политику (в частности монетарную политику), военную политику, политику партии, техническую политику (для производственных организаций) и т. п.

В зависимости от направления деятельности организации различают: внутреннюю и внешнюю политику, социальную политику и т. п.

Как отмечается международной организацией Оксфэм, «во многих странах имущественное неравенство ведёт к дисбалансам в политической репрезентации отдельных групп общества. Политические и экономические правила и решения благоволят к богатым в ущерб всем остальным».

Ссылки

  • Политика в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).
  • О политике Государственный рубрикатор научно-технической информации

Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь определенных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

План действий государственных органов для решения общественных проблем включает следующие элементы: разработка политической стратегии и целей; оценка затрат по альтернативным программам; их обсуждение, консультирование; выбор и принятие решения; мониторинг выполнения и т. д.

Основные цели государственной политики:

защита граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности; обеспечение социальной активности; создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

На основе комплексного анализа проблем, учета их специфики и факторов, влияющих на проблемы, определяются цели и задачи политики, что позволяет выбрать основные направления и разработать совокупность мероприятий для решения той или иной проблемы. Одновременно формируется механизм реализации государственной политики, обеспечивающий выполнение поставленных целей и задач.

Сложность и масштабность процесса развития государственной политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:

1) законодательные (представительные) органы власти;

2) исполнительные органы власти;

3) группы интересов и группы давления.

Существуют различные модели разработки государственной политики.

Модель «сверху – вниз» — решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней.

Модель «снизу – вверх» — формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются общественные группы и организации.

«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.

Обычно государственную политику разделяют по направлениям в зависимости от характера и содержания проблем и вопросов, которые необходимо решать органам власти в определенной сфере общественной жизни. Выделяют следующие виды государственной политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т. д.

При составлении планов социально-экономического развития государства мероприятия разрабатываются по следующим направлениям:

– финансовая, денежная и ценовая политика;

– структурная политика;

– аграрная политика;

– социальная политика;

– региональная экономическая политика;

– внешнеэкономическая политика.

Виды и направления государственной политики

Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни — экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики — международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики — внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия — отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.

Государственная экономическая политика — совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем.

Поскольку в развитом обществе государство учитывает различие целей отдельных социальных групп, курс экономической политики строится не как жесткая прямая линия, а колеблется в определенном «коридоре», выход за пределы которого может нарушить равновесие в обществе.

Успешное развитие национального хозяйства требует формирования на основе предвидения и прогнозирования процессов, протекающих в его рамках, соответствующей экономической политики, выбора рациональной стратегии и тактики ее реализации как на государственном, так и на региональном уровне.

Особенностями государственной экономической политики являются: отражение экономических интересов населения страны в целом и нацеленность на решение общенациональных хозяйственных проблем; учет многообразия условий функционирования хозяйствующих субъектов; использование для реализации различных средств, в том числе принуждения.

Экономическая политика определяет основные направления и принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических целей государства. Она характеризуется определенными целями, на достижение которых направлена, механизмами принятия решений, сферами реализации (экономика, техника, международные отношения и т.п.).

Цели экономической политики многоплановы, ориентированы на достижение общенациональных целей. Сложились различные подходы к определению целей экономической политики. Сторонники одного из них считают, что для стран, экономика которых ориентирована на рыночные отношения, цели экономической политики связаны с регулированием процессов, не поддающихся влиянию рыночных механизмов хозяйствования. Цели государственной экономической политики, с точки зрения прагматического подхода, заключаются в создании и поддержании стабильной экономической системы.

Главными целями государственной экономической политики считаются: рациональное использование ресурсного потенциала страны, обеспечение экономического роста и безопасности страны, создание условий для повышения благосостояния населения. В процессе формирования системы целей экономической политики обязательно учитывается взаимосвязь составляющих эту систему элементов (цели не могут быть взаимоисключающими).

Совокупность приоритетов экономической политики образует ее генеральную линию (курс), официальные представления о которой содержатся в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации. Этот документ разрабатывается как на долгосрочную, так и на среднесрочную перспективу, и определяет цели этого развития, а также пути и средства их достижения, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне.

Элементы Концепции освещаются в одном из разделов послания, с которым Президент Российской Федерации ежегодно обращается к Федеральному Собранию.

Важнейшими приоритетами современной российской экономической политики можно считать:

  • o развитие государственных и рыночных механизмов достижения сбалансированности экономики, обеспечения ее необходимыми ресурсами;
  • o всемерное стимулирование научно-технического прогресса, внедрения новых технологий и инноваций, модернизации экономики;
  • o формирование эффективной структуры национального производственно-хозяйственного комплекса, включающего набор базовых, оборонных, а также высокотехнологичных отраслей, обеспечивающих стране переход к постиндустриальной стадии развития;
  • o создание конкурентоспособных предприятий, занятие достойного места на мировом рынке;
  • o содействие интеграции финансовых, производственных, торговых, научно-исследовательских и образовательных организаций и формирование крупных межотраслевых структур;
  • o создание условий, стимулирующих повышение эффективности производства;
  • o ведение активной борьбы с монополизмом, организованной преступностью;
  • o активизация инвестиционных процессов, позволяющая осуществить структурную перестройку российской экономики.

Эффективность экономической политики зависит не только от обоснованности предусматриваемых ею мероприятий, но и от их восприятия населением, которое обусловлено:

  • o соответствием сложившимся в обществе нормам (традиционный курс встречают более благожелательно);
  • o учетом политического расклада сил, производственно-технического потенциала общества, состояния социальной структуры, институционального порядка общегосударственного и местного управления и т.д.;
  • o фактором времени (сначала многое воспринимается частью населения с энтузиазмом, затем начинают критиковать и сторонники);
  • o особенностями природы человека.

Реализация государственной экономической политики связана с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы.

Вопросы изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная экономическая политика рассматривает вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная политика ориентирована на конверсию отраслей производства, потребность в продукции которых существенно уменьшается.

В условиях мирового системного экономического кризиса основным направлением деятельности государства является антициклическая политика, обеспечивающая устойчивость социально-экономического развития. Наиболее общая функция государства в процессе регулирования экономики — обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздействия на спрос и предложение с целью вывода экономики из кризисного состояния. Стержнем реализации антициклической политики служит госбюджет.

Фискальная экономическая политика. Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено с формированием и реализацией фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству денежных средств — распределение этих средств — обеспечение применения средств по назначению. Этот вид экономической политики государства включает такие направления, как бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем как на внешнем, так и внутреннем рынке (экономически развитые страны тратят на закупки порядка 1/4 и 1/2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей (пенсии, пособия). Фискальная политика слагается из следующих элементов: бюджетной политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных доходов), налоговой политики. В целом фискальная политика представляет собой совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода. Бюджетная политика заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования.

Монетарная экономическая политика — это непосредственное или опосредованное регулирование со стороны государства денежной массы и денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической политики цели монетарной политики более узкие и связаны только со стабилизацией денежного обращения. В зависимости от цели в качестве задач монетарной политики выделяют стабилизацию уровня цен, поддержание определенного уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы, поддержание курса национальной валюты. Инструментами в данном случае являются общая масса и доступность денег, кредита, учетная ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр. Исходя из способа воздействия на денежную массу, различают жесткий и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит, характеризуют жесткую монетарную политику. Обратная ситуация, т.е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики. Элементы, составляющие монетарную политику, таковы:

  • o политика рефинансирования, или учетная политика — воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов;
  • o операции на открытом рынке — продажа или приобретение ЦБ РФ государственных ценных бумаг;
  • o политика резервирования — воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы («принуждая» коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ);
  • o политика обеспечения ликвидности, т.е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

Государственная социальная политика — целенаправленная деятельность государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами и рассчитана на определенные этапные социальные результаты.

Принципами государственной политики в социальной сфере являются экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства за «игру» рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; гендерное равенство; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни.

Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.

Государственная региональная политика — методологически наименее разработанное направление государственной политики России. Принцип размещения производительных сил, исходя из политических и экономических интересов государства, как основа региональной политики СССР был забыт при смене парадигмы развития России. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически не уделяло внимания развитию социально-экономических отношений между регионами. Государственная политика в этой сфере строится в соответствии с «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации», утвержденными Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803. Под региональной политикой понимается система целей, задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны и механизм их реализации.

В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий. Политика бюджетного выравнивания, более десяти лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признаны и на государственном, и на региональном уровнях.

Альтернатива политике бюджетного выравнивания, активно обсуждаемая сегодня, — политика поляризованного развития, ставшая основой разработанной Минрегионом России «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Суть модели поляризованного развития сводится к концентрации (мобилизации) ресурсов государства и региона в тех точках, где, как ожидается, они принесут наибольшую отдачу.

На территории России предполагается выделить несколько опорных регионов («полюса роста», «локомотивы роста»), исходя из следующих критериев:

  • 1)в регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро- и грузопотока;
  • 2)наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения;
  • 3)в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны;
  • 4) данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал;
  • 5)регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны;
  • 6)в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса;
  • 7)в перспективе за 10-12 лет данный регион может стать «девелопером» для соседних территорий.

Другими принципами новой стратегии государственной региональной политики являются «преференции за реформы», т.е. обеспечение равного доступа населения всех регионов к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан; синхронизация действий, т.е. согласованность основных реформ, проводимых в стране и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие регионов, а также направлений государственной поддержки регионов и муниципальных образований; дифференцированность государственной политики регионального развития, т.е. определение различных целей развития для разных регионов; субсидиарность, т.е. децентрализация властных полномочий.

Стратегические цели региональной политики на данном этапе развития России таковы: обеспечение глобальной конкурентоспособности страны и регионов; стимулирование процесса новой «регионализации» — консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменение структуры экономики; развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; улучшение экологической ситуации в регионах для сбалансированности экономического развития; повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

Приоритетами регионального развития России, разработанными в рамках названной Концепции, выступают формирование сета «опорных» регионов; формирование региональных модулей Национальной инновационной системы России; создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров; создание системы управления человеческими ресурсами, развитие региональной занятости населения; улучшение качества государственного и муниципального управления в регионах.

Механизмы социально-экономического развития регионов следующие: генеральная схема пространственного развития страны, т.е. функциональное зонирование территории; правовая поддержка развития регионов (ставится необходимость принятия федеральных законов о пространственном развитии Российской Федерации и об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации); информационные (система федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей); организационно-финансовые (Межведомственная комиссия при Минрегионе России, федеральные целевые программы).

Принятие и реализация рассмотренной стратегии развития регионов в краткосрочной перспективе позволят достичь следующих результатов: увеличение скорости прохождения управленческих решений федерального уровня на уровень регионов и повышение их результативности; повышение уровня кооперации между регионами и уменьшение барьеров на пути свободного перемещения между ними ключевых ресурсов развития (человеческих, финансовых, управленческих, интеллектуальных и др.); повышение эффективности использования федеральных финансов; закрепление региональной политики в соответствующих институтах (законы, нормы и правила) и организационных структурах; появление рынка доступного жилья и модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства.

Типы, виды политики и специфика их содержания

Во втором вопросе лекции говорится о видах и типах политики. Важным моментом анализа политики, пока вроде нерасчлененный, неструктурированной по направлениям деятельности, является выделение особенностей внутренней, внешней, мировой, региональной политики.

Внутренняя политика — это руководство общественными делами внутри государства по особенностям функционирования каждой из общественных сфер.

Поэтому более определенно можно говорить об экономической, социальной, научно-технической, демографической, в частности, военную политику в общем смысле внутренней политики.

В политическом аспекте экономическая политика — это детерминирована и целенаправленная преимущественно материальными потребностями людей, интересами и экономическими приоритетами государства деятельность политических субъектов относительно разработки, планирования, реализации системы практических мер по регулированию (воздействия) экономических процессов общества.

Главной проблемой экономической политики является взаимодействие экономики, экономических институтов, частных лиц, с одной стороны, и политики, проводят властные учреждения и государственные организации, с другой стороны.

Существует несколько концепций ведения экономической политики в современном обществе. В тоталитарных государствах осуществляется «жесткий» экономический курс, направленный на предельно широкое регулирование экономических процессов, включая политикой ценообразования. Концепция «либеральной» государства предусматривает минимальное вмешательство в рыночную экономику. Но надежды на саморегуляцию рыночных экономических отношений не всегда подтверждаются, а часто приводят к тому, что в чрезвычайных состояниях (например, стихийное бедствие в Нью — Орлеане США в 2004 году), в войнах, вооруженных конфликтах экономически само- урегулированы процессы в мирных условиях выходят из-под государственного и общественного контроля вообще, становятся хаотичными.

Субъектами экономической политики выступают государство, различные политические структуры, негосударственные союзы, транснациональные корпорации, объединения, система лоббирования во властных структурах.

Объектом экономической политики является экономическая система в целом или отдельные ее звенья, отрасли экономики.

Важной проблемой внутренней политики является решение дилеммы: централизация versus децентрализация. Централизация во внутренней политике позволяет поддерживать единую денежную систему, единые налоги, инфраструктуру, здоровье нации, систему образования, обеспечивать социальные программы, оборону государства. Децентрализация, в свою очередь, обеспечивает оперативность местной экономической политики, участие граждан, раскрывает свободу личности.

Социальная политика — лояльность государства по обеспечению необходимого социального развития, поддержки системы социального обеспечения граждан. Политическим идеалом для Украины действительно социальное государство, провозглашенная в Конституции 1996 года, в том числе она важна для жизнедеятельности людей. В части программ политических партий Украины содержатся положения по улучшению социального положения рядовых граждан.

Активная социальная политика государства превращает ее в социальное государство, смысл которой в перераспределении государственных ресурсов с целью помощи тем, кто в ней нуждается, на основе моральных принципов социальной справедливости, солидарности, субсидарности. В англо-американской политической системе с доминированием либеральных ценностей признается минимальное вмешательство в рыночный экономический процесс, потому что, вроде незаработанной материальной помощью граждане «развращаются», а в консервативной модели «социально-ориентированной государства» предусмотрено равное обеспечение всех граждан, высокий уровень солидарности и социальной однородность.

В новом XXI веке социально ориентированная политика направлена на развитие человеческого и социального капитала, на обеспечение прожиточного минимума тем гражданам, которые не способны его получить, на сохранение окружающей среды для будущих поколений, на более полную реализацию функции социальных гарантий гражданина государства.

В целом успешная внутренняя политика становится фактором легитимности правительств — если массы признают, что политика в области уменьшения безработицы, ослабление бремени налогов, проведение позитивных изменений в сфере образования и медицины удовлетворяет их потребности, тогда власть становится внутренне легитимной, как это случается в последние годы в Беларуси .

Демографическая политика государств определяется конкретно-исторической ситуацией в ней и направляется либо на государственную экономически политическую поддержку прироста населения (это страны Европы, особенно — Россия, Франция, Украина, в частности), или же ограничения прироста — Китай, Индия, африканские страны.

Неадекватная демографическая политика в Индии, которая проводилась насильственными средствами, привела к острым конфликтам с участием сына политического руководителя страны Индиры Ганди — Раджива Ианди.

Удачная демографическая политика является предпосылкой наращивания демографического потенциала военной мощи государства, потому что современная вооруженная борьба требует определенного, довольно значительного многотысячного контингента.

Особое беспокойство Европы вызывает резкий спад численности народонаселения в России (до 2050 года оно станет меньше 100 млн. — Пока 149 млн.). Может случиться так, что перед лицом демографических угроз эта большая и мощная страна в военно-экономическом отношении может прибегнуть к неадекватным действиям, ведь мобилизационные ресурсы ее южного соседа КНР составляют сотни миллионов человек. Нас беспокоит и постоянное уменьшение численности народонаселения Украины.

Примечание: в фашистской Германии проводилась активная демографическая политика стимулирования рождаемости, а рождение и воспитание сильной, преданной государству ребенка было введено в обязанность каждого взрослого немки.

Даже развитие науки может быть объектом политического регулирования, особенно совокупности наук, связанных с мощью государства, с военной сферой. Научная политика при тоталитарных режимах в области общественных наук может быть названа «псевдонаучной», ибо требует от ученых восхваления политической идеологии правящей верхушки как единственно правильной, вроде научной.

Внешняя политика имеет некоторые отличия в содержании и способах реализации своих установок, по сравнению с внутренней, в частности, она регулируется не только национальными законодательными актами, но и принципами международного права, международного общения и подчиняется внутренней политике. К инструментам внешней политики часто относят в качестве «последних средств» организованное вооруженное насилие на уровне государств и межгосударственных объединений — коалиций.

То, что политика обращена своими управляющими интенциями не только внутрь общества, но и снаружи, люди понимали давно, пытаясь устанавливать упорядочены отношения между государствами-городами. Вестфальская соглашение 1648 закрепила эти отношения как отношения между суверенными субъектами политики.

Существует противоречивое мнение, что процессы глобализации стирают различия между внутренней и внешней политикой, направляя усилия людей на создание единого «глобализационного» общества, в котором государство уступает экономическому и политическому влиянию транснациональных образований. Мы считаем, что внешняя политика продолжает иметь свою неповторимую специфику:

• внешняя политика должна «закрытые» вопросы, зафиксированные в секретных договоренностях и в основном остается политикой правительств и дипломатов;

• внешняя политика осуществляется через межгосударственные союзы, военно-политические блоки, координируется внутри ООН, региональных организаций;

• во внешнеполитических отношениях страны выступают как равноправные (независимые индивиды, по определению Г. Гегеля в «Философии права»), независимо от численности народонаселения, экономической и военной мощи. Внешняя и внутренняя политика находятся в отношениях взаимного подчинения и координации.

Политический анализ внешней политики имеет основываться на следующих принципах:

1. Внешняя политика подчиняется внешней и должна направляться на защиту «национальных интересов», хотя нередко за счет достижений во внешней политике (побед), пытаются улучшить внутренние дела в государстве.

2. Учреждением, ответственным за международную политику и международное общение, выступает государство, а согласно Конституции Украины 1996 г.. Наша страна является полноправным субъектом системы международных отношений.

3. Практика международных отношений часто сводилась к борьбе, конкурирования за энергетические, сырьевые рынки, рынки оружия, к которым народ не имел никакого отношения, то есть внешняя политика была и антинародной, и тайной, скрытой от большинства населения.

4. Международные вооруженные конфликты часто выступали способом реализации внешнеполитических задач, но постепенно в мире формируется идея — требование запрещения применения или угрозы применения силы в международных отношениях.

5. Наиболее драматический заостренный период отношений между мощными мировыми державами на основе соперничества за доминирование получил название «холодной войны», которая длилась почти полвека и рецидивы которой мы наблюдаем при обострении отношений между Россией и США, между Россией и Великобританией. Характерно, что политик , который пытался со стороны СССР покончить с периодом «холодной войны» — М. Горбачев снова в 2007 году призвал Москву уменьшить полемический пыл в отношениях с Великобританией, не называть подходы последней «рудиментами колониального мышления».

Внешняя политика, согласно статьи 18 Конституции Украины 1996 г.. Направляется «на обеспечение ее национальных интересов и безопасности путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества на основе общепризнанных норм и принципов международного права».

Есть определенная полемика относительно направленности внешней политики Украины: ориентировать ее в направлении евроатлантического сотрудничества (ЕС и НАТО) или в евразийском пространстве, то есть направлять на более тесную связь и военно-политическое и экономическое сотрудничество с Россией и в рамках Шанхайской соглашения (ШОС) . Во времена президентства Л. Кучмы по поводу неопределенности вектора внешней политики Украины было применимо термин «Лимитроф» (проф. Михальченко Н.И.)

Мировая политика в современном мире — это скоординированная деятельность государств, влиятельных межгосударственных институтов по решению общих, глобальных проблем человечества — предотвращение применения и распространения оружия массового уничтожения, особенно ядерного, борьба с опасным загрязнением планеты, глобальным потеплением, борьба с бедностью, с организованной наркоторговлей, с международным терроризмом, распространением опасных болезней и тому подобное.

Единственно приемлемая мировая политика XXI века должна быть основана на принципах международного права и международной вежливости, мирного сосуществования и сотрудничества, положительных последствиях процессов глобализации, которые делают весь мир «единственным домом» — Космополис.

Зафиксировано несколько научно-идеологических подходов к осуществлению мировой политики, меняет конфигурацию мирового порядка.

— Неидеалистична концепция И. Канта, согласно которой мировая, внутренняя и внешняя политика государств, образующих мировой порядок, должно осуществляться на основе соблюдения нравственных принципов, особенно принципов уважения прав и свобод человека и суверенности государств;

— Реалистичная политика (Е. Кар, Г. Моргентау) исходит из необходимости учитывать установления столь необходимого баланса сил на международной арене, который делает невозможным взаимные экспансии и агрессии учитывая взаимную опасность поражения в военно-политических конфликтах;

— Неореализм — это такой взгляд на систему международных отношений, когда силовые действия государств имеют ограничиваться структурными и институциональными изменениями — реагированием сил ООН, созданием международных комиссий типа Гаагского трибунала по преступлениям в бывшей Югославии, Руанде (Дж. Бертон указывает, что международные отношения являются тонким паутиной и их следует регулировать теперь более тонко, чем в прошлом XX веке).

— Плюралистическая модель основана на том, что международные отношения сегодня формируются на основе большей совокупности факторов, чем это происходило до сих пор, а потому принцип международного суверенитета следует заменить более скромным понятием «независимо действующих политических структур». Плюрализм в отношении международной политики позволил понять, что сила, власть, влияние в международной политике рассеяны в современном мире, поэтому движение ко все большей интеграции и координации внешнеполитических усилий становится доминантным в новом веке.

Заметим, что в реальной практике переход от одной концепции к другой в международных отношениях происходит быстро — влиятельный журнал «Financial Tunes» указывает, что в России в новый период истории следует западным странам подходить не с позиций критики за нарушения прав человека и притеснения демократии, а с реалистических позиций отношения к мощной мировой державы с новым поколением ракетно-ядерного оружия.

Региональная политика направление координации международной политики государств континента (субрегиона) в последнее время все больше привлекает к себе внимание. Она носит более конкретно-исторический характер, чем мировая, может значительно отходить от общего русла. Так, в Латинской Америке под руководством президентов Венесуэлы Уго Чавеса, Никарагуа Даниела Ортеги, лидера Кубы Фиделя Кастро формируется леворадикальная политика противостояния экспансионизма и гегемонизма США. Региональная политика на Дальнем Востоке сегодня определяется растущим сотрудничеством, кооперацией России и Китая, действием растущего Японского фактора снова таки, одной из целью которых является противовес влиянию США.

Особенностью военной политики заключается в том, что она является синтетической отраслью и входит частью содержания во все перечисленные виды и типы политики, имея в то же время присущий только ей смысл. С формально-логической точки зрения военная политика, пожалуй что, большей частью входит во внешней политике.

Проблемными вопросами при определении основ военной политики по выше заявленных связей ее со всеми другими видами политики является нахождение баланса между мирными силовыми и чисто военными средствами внешней политики в современном многополярном мире. Еще одним проблемным вопросом в проблеме современной внешней политики является степень ее самостоятельности, поскольку часто «маленькие» страны вынуждены идти в фарватере внешней политики так называемых «больших» государств.

Таким образом, политика сложный структурированный социальный феномен, связанный с регуляцией всех общественных отношений на основе власти, распоряжения, руководства, силового принуждения. Субъектом политики выступают как отдельные лидеры, вожди, так и влиятельные социальные силы, государства, группы государств (коалиции), мировая содружество. Относительно роли политики в общественной жизни следует указать — политика выполняет роль регулятора общественных отношений на основе установления отношений подчинения.

ВЫВОДЫ

1. Политика одна из важных общественных сфер, связанных с получением и использованием власти и она имеет свойство включать в свою сферу влияния все стороны общественной и частной жизни, в частности, экономику, право, мораль, культуру, войну и мир.

2. К основным типам политики относятся политика с позиции силы, «реалистичная» политика, а видами политики могут быть внутренняя, внешняя, мировая, региональная и тому подобное.

3. В структуре общегосударственной политики военной политике отведена роль координации всех усилий государства и гражданского общества в сфере защиты обороны, она определенным образом противостоит беспорядку и борьбе между ветвями власти за приоритеты во внутренней и внешней политике.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Назовите атрибуты политики и дайте определение политики.

2. В каких ситуациях человек становится активным субъектом политики?

3. Какие отношения между политикой и властью?

4. Раскройте особенности каждого типа и вида политики.

5. Какие можно привести определения политики по истории политологической мысли?

6. Определите наиболее адекватное определение политической власти по ситуации в Украине.

7. Кто из перечисленных субъектов социальной структуры общества не может претендовать на статус политического субъекта: мафия, профсоюзы, транснациональные компании, элита, трудящиеся массы.

8. Какова структура политики государства?

9. Охарактеризуйте основные концепции ведения мировой политики.

10. Есть ли особая региональная политика в объединенной Европы?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ендрю Хейвуд. Политология. Второе изд. Пер. с англ.- М., 2005.

2. Конституция Украины. — К, 1996..

3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. Лавриненко. -, 2002.

4. Политология: Хрестоматия. — СПб., 2006.

5. Политологический энциклопедический словарь. — М., 1997.- С. 258.

6. Политологический энциклопедический словарь. — М., 2005.

7. Рудич. Ф. М. Политология. Курс лекций. — М., 2 004.

8. С. Рябов, М.В., Томенко. Основы теории политики. — М., 1995.

9. Цюрупа М.В., Ясижька В. С. и другие. Основы общей и военной политологии. — К: НАОУ, в 2007.

6.Основные виды политики

По сферам жизни общества можно выделить следующие виды политики:

• экономическая — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в экономической сфере;

• социальная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе;

• национальная — регулирование отношений между нациями, национальными группами;

• культурная — регулирование отношений между гражданами, социальными группами в духовной жизни;

• государственно-административная — регулирование отношений во властно-политической сфере, политика государственно-административного строительства;

по уровням:

• местная — регулирование вопросов местного значения, связанных с развитием муниципального объединения (села, города, района);

• региональная — регулирование вопросов, связанных с развитием региона (субъекта федерации);

• общегосударственная — регулирование вопросов, связанных с развитием общества в целом;

• международная — регулирование отношений между государствами, группами государств на международной арене;

• мировая (глобальный уровень) — регулирование вопросов, связанных с решением глобальных проблем современности;

по объему:

• стратегическая (долгосрочная) — выбор наиболее значимых приоритетов развития общества, стратегических долговременных целей, определение путей и способов их достижения, генерального курса;

• тактическая (краткосрочная, текущая) — решение текущих вопросов, выработка и реализация оперативных решений;

по функциям государства (по области распространения):

• внутренняя политика — регулирование отношений между гражданами и социальными группами в различных сферах внутри государства;

• внешняя политика — регулирование отношений между государствами, группами государств и другими субъектами международных отношений на международной арене.

В пределах каждого из названных направлений можно выделить подвиды политики. Например, в рамках экономической политики различают: промышленную, денежную, налоговую, инвестиционную, ценовую, таможенную политику и др. Возможна классификация политики и по другим критериям.

55. Структура и функции политической системы

Структуру политической системысоставляют: политические отношения; политическая организация общества (государственно-правовые органы, политические партии, массовые общественные организации, трудовые коллективы); средства массовой информации: политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура.

Определяющим элементом политической системы, ее ядром является государство со всеми его составляющими: законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, вооруженными силами. Являясь главным институтом политической системы, государство осуществляет управление обществом, охраняет его экономическую, социальную и духовную сферу. Особую функцию имеют политические партии: они осуществляют взаимосвязь между разными уровнями и ветвями государственной власти, между государством и гражданским обществом. Главное их назначение — достижение власти.

Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выступает как составная часть более широкой целостности — социума. Она стремится обеспечить стабильность и развитие общества. Решение данной задачи предполагает выполнение политической системой ряда функций:

1)регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспе чивается исполнительной и судебной властью;

2)экстракционной функции. Сущность ее заключается в способности системы черпать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования. Любая система нуждается в материальных, финансовых ресур сах, политической поддержке;

3)дистрибутивной функции. Она предполагает распределе ние политической системой благ, статусов, привилегий соци альным институтам, индивидам и группам. Так, централизо ванного финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства черпаются из внешней среды, например, из экономической сферы, через налогообложение. Поступаю щие в виде налогов ресурсы позволяют финансировать бюд жетные сферы и содержать органы государства;

4)функции реагирования. Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму требова ний, которые предъявляют власти различные группы населе ния. Развитая реагирующая способность системы определяет ее эффективность и результативность.

Формы и принципы правовой политики

Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации.

Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмененормативных актов и договоров.Главная проблема здесь заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Особенно бурно данная форма развивается сейчас в субъектах Федерации. Впервые регионы получили право принимать законы — нормативные акты высшей юридической силы. Однако они оказались в принципе не готовы к этому, ведь законотворчество предполагает подготовленные кадры творцов права, достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры регионального депутатского корпуса.

Правоприменительная форма преимущественно воплощается вправоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. Особенностью данной формы является то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений и т. п.

Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощается вактах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы выступает то, что после создания Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов Федерации (конституционных либо уставных) названное направление правовой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с формированием прецедентного права.

Доктринальная форма преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Юридическая наука — важнейшее направление правовой политики, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса.


Правообучающая форма проявляется вподготовке юристовнового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. Сейчас, как никогда, повышается роль высшего юридического образования, которое должно вырабатывать иммунитет у студентов-выпускников к негативным сторонам имеющейся юридической практики.

Существуют следующиепринципы выстраивания правовой политики в современной России:

• четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны вытекать из целей и задач Российского государства;

• предвидение будущих юридических «ходов» субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизнь;

• ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;

• комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучаюшей);

• повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности как результаты правовой политики, что выражается в уверенности граждан, в гарантирование их статуса, в возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий власти.

70.Понятие и виды правомерного поведения. Стимулирование правомерного поведения.

Правомерное поведение — такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. Правомерное поведение — поведение, соответствующее мере (норме) права, не нарушающее норму права. Оно, как правило, является поведением общественно полезным, одобряемым. Однако правомерность и общественная полезность совпадают далеко не всегда. Неучастие в выборах, частые браки и разводы — поведение правомерное, однако общественно не полезное. Значение правомерного поведения состоит в том, что в нем реализуются нормы права. Право осуществляет главным образом регулирование правомерного поведения. Правомерное поведение — это условие существования законности и правопорядка. Правопорядок является результатом правомерного поведения.

Признаки правомерного поведения:

1.Субъектами выступают люди.

2.Может выражаться в действии или бездействии

3.Является правовым, юридически значимым

4.Является общественно полезным или общественно допустимым

Виды правомерного поведения

По объективной стороне правомерного поведения (по внешней форме проявления правомерного поведения):

1. Действия — активное правомерное поведение. 2 Бездействия — пассивное правомерное поведение.

По субъективной стороне правомерного поведения (психическая сторона): 1 Активно-сознательное правомерное поведение (социально-активное) — основано на внутреннем убеждении субъекта поступать правомерно. Свидетельствует о высокой степени ответственности субъекта. При реализации правовых норм действует активно, стремясь осуществить правовое предписание как можно лучше, эффективнее. 2 Положительное (привычное) поведение — осуществляется в рамках сформировавшейся привычной деятельности личности по соблюдению и исполнению правовых норм, т.е. человек поступает так в силу привычки, в силу воспитания. Особенностью данного поведения является то, что человек не фиксирует в сознании ни социальное, ни юридическое его значение, не задумывается над этим, оно становится внутренней потребностью человека. 3 Конформистское правомерное поведение — такое правомерное поведение, которое основано не на глубоком внутреннем убеждении субъекта, а на том, что так поступают все окружающие. Ему присуща низкая степень социальной активности. Личность пассивно соблюдает правовые предписания, стремиться не выделяться, »делать как все». 4 Маргинальное правомерное поведение — когда субъект поступает правомерно из-за боязни неблагоприятных последствий за неправомерное поведение (см. Вопрос 6). 5 Законопослушное поведение – это ответственное прав поведение, характеризуемое сознательным подчинением людей требованиям закона. Правомерные предписания используются добровольно, на основе надлежащего правосознания.

По сферам общественной жизни, в которых реализуется правомерное поведение: 1 Правомерное поведение в экономической сфере. 2 Правомерное поведение в политической сфере. 3 Правомерное поведение в культурной сфере и т.д.

По субъекту, осуществляющему правомерное поведение: 1 Правомерное поведение личности (индивида). 2 Правомерное поведение организаций. 3 Правомерное поведение государства, его органов, должностных лиц.

По отраслевой принадлежности юридических норм, регулирующих правомерное поведение: 1 Конституционное правомерное поведение. 2 Уголовное правомерное поведение. 3 Гражданское правомерное поведение и т.д.

С точки зрения форм реализации норм права — это соблюдение, исполнение, использование и применение норм права.

С позиции юридических фактов (в зависимости от юридических последствий, которых хочет достигнуть субъект реализации) это могут быть юридические поступки и действия, создающие объективированный результат и юридические акты.

В зависимости от субъектов права, осуществляющих правомерные действия: правомерное индивидуальное и групповое поведение. Групповое – объединение действий членов определенной группы, которые характеризуются определенной степенью общности интересов, целей и единством действий.

71.Понятие, признаки и виды правонарушений. Причины правонарушений и их предупреждение.

Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан.
Признаки правонарушения:
1.Совершается людьми. Но не все люди могут быть субъектами правонарушения, что связано с вменяемостью и достижением определенного возраста.
2.Правонарушение, это деяние, т.е. внешнее поведению людей, а не их мысли.
Деяние может выражаться в действии или бездействии. Бездействие является правонарушением, в случае если закон предписывает действовать.
3.Правонарушение это противоправное деяние, оно всегда связано с нарушением норм действующего права.
4.Правонарушение это виновное деяние.
Вина это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию. Правонарушения являются сознательными волевыми актами. Исключение составляет невиновное причинение вреда владельцем источника повышенной опасности и ответственность поручителя за чужую вину — вину основного должника.
5.Правонарушение от общественно вредное деяние. Оно наносит ущерб охраняемым правом общественным отношениям. Вредность и антиобщественность составляют материальное содержание правонарушения, а противоправность является юридическим выражением вредности поступка. Вред это совокупность неблагоприятных последствий наступивших в результате правонарушения.
6.Правонарушение — наказуемое деяние, т.е. оно влечет юридическую ответственность. Деликтоспособность -это способность нести ответсвенность за гражданские правонарушения (деликты), а также вменяемость как условие уголовной ответсвенности.
Виды правонарушений:
В зависимости от общественной опасности правонарушения делятся на: Преступления и Проступки
-Преступления относятся к категории особо опасных и вредных для общества, они предусмотрены УК, посягают на наиболее значимые объекты, за их соверешние применяются наиболее строгие санкции (лишение свободы, пожизненное заключение)
-Проступки (гражданские, материальные, административные, дисциплинарные, процессуальные) менее опасные по своему характеру и последствиям, чем преступления. Они совершаются не в уголовно-правовой сфере и не преступниками, а обычными гражданами в различных областях экономической, трудовой, административной и др. деятельностях. Влекут за собой не наказания, а взыскания.
1.Гражданские проступки — это причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, а также организации; неисполнение договорных обязательств; нарушения прав собственника; заключение противозаконной сделки и т.д. Санкции за такие проступки -возмещение морального или материального вреда, принудительное взыскание долга, восстановление нарушенного права.
2.Административные проступки — нарушение норм административного права, охраняющие установленный в обществе правопорядок, систему управления, экологические объекты. Санкции — штраф, лишение вод.прав, арест на пятнадцать суток, исправ. работы.
3.Дисциплинарные проступки -связаны с нарушениями производственной, служебной, воинской, учебной, финансовой дисциплины. Основные взыскания -выговор, замечание, понижение в должности.
4.Материальные проступки — это причинение рабочими и служащими материального ущерба своим предприятиям и организациям. Применяются главным образом правовостановительные санкции путем удержания зарплаты, обязанности загладить вред, возместить ущерб.
5.Процессуальные проступки — неявка в суд, к следователю на допрос, отказ в выдаче вещ.дока. Санкция — принудительный привод.
По объективной стороне: 1 Действия 2 Бездействия.
По субъективной стороне: 1 Умышленные правонарушения. 2 Неосторожные правонарушения.

72.Юридический состав правонарушения

Под составом правонарушения понимают совокупность признаков, которые характеризуют согласно российскому законодательству как правонарушение конкретное общественно вредное деяние. Состав любого правонарушения включает в себя:

1) характеристику объекта правонарушения, объективной стороны;

2) субъективной стороны и субъекта правонарушения.

Обязательным признаком состава правонарушения считают объект правонарушения.Объект правонарушения – одно из важных понятий теории правонарушений. Каждое преступление, проявляется ли оно в действии или бездействии, всегда является посягательством на конкретный объект. Нет преступления, которое ни на что не посягает. Данное положение можно применить ко всем видам правонарушений. В современной правовой литературе широкое распространение получило мнение, что объектом правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права. Правонарушение является определенным социальным явлением, которое воздействует на всю систему общественных отношений.

Субъект правонарушений – необходимый элемент состава правонарушения. Субъект производит все действия, преступления и поступки. Тем самым он воздействует на объект и собственными действиями привносит изменения во внешний мир. Таким образом, если объект – это внешнее явление, которое существует независимо от субъекта, то субъект является носителем действия. Субъект и объект находятся постоянно в таком взаимодействии между собой, когда на одном полюсе расположен субъект, а на другом – объект. Учитывая общефилософское понимание взаимодействия субъекта и объекта как единства двух противоположностей в правовых взаимоотношениях, субъект и объект постоянно должны быть вместе, так как:

1) субъект и объект определяют наличие или отсутствие правонарушения;

2) в правонарушении объект не существует без субъекта, носителя действия, как и субъект не будет субъектом, пока не повлияет своими действиями на объект правонарушения.

Субъектом правонарушения могут быть только вменяемые физические лица.

Субъективную сторону правонарушения считают еще одним нужным признаком состава правонарушения:

1) в ней обнаруживается вредность противоправного деяния для общества;

2) характер субъективной стороны правонарушений отличает собственно правонарушения от объективно противоправных проступков;

3) субъективную сторону правонарушения составляют элементы, которые показывают правонарушение с точки зрения внутреннего состояния человека при совершении им данного деяния.

Психологи делят деяние человека на два этапа:

1) принятие решения, а именно деятельность человеческого мозга;

2) поведение человека, которое выражено внешне, а именно связано с осуществлением решения под руководством сознания.

Таким образом, внешняя и внутренняя стороны поведения человека находятся в очень тесной взаимосвязи, и противопоставлять или отрывать одну сторону от другой невозможно.

Вина – это определенное психическое отношение человека к своему конкретному внешнему поведению и его следствию, а не состояние психики этого лица вообще. В соответствии с данным определением право выделяет две главные формы вины: 1) умысел; 2) неосторожность.

Объективную сторону правонарушения составляют все элементы деяния, которыми можно охарактеризовать правонарушение как конкретный акт внешнего поведения лица.

73.Юридическая ответственность: понятие, виды, признаки и принципы.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Юридическая ответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан и их объединений. Она имеет государственно-принудительный характер. Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т. е. сопровождается причинением виновному отрицательных последствий, ущемлением или ограничением его личных, имущественных и других интересов.

Деятельность государства в сфере принуждения строго регламентирована законом. Субъектами этой деятельности выступают суд, прокуратура, полиция, администрация различных государственных учреждений, которые специально занимаются рассмотрением дел о правонарушениях.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий: вина правонарушителя, противоправность его поведения, причиненный вред, причинная связь между его поведением и наступившим противоправным результатом.

Юридическая ответственность характеризуется тем, что она:

• опирается на государственное принуждение (это конкретная форма реализации санкций правовых норм);

• наступает за совершение правонарушения и связана с общественным осуждением;

• выражается в определенных отрицательных последствиях для правонарушителя, являющихся для него новой юридической обязанностью, которой не существовало до совершения противоправного деяния. и представляющих собой лишения личного, организационного либо имущественного характера;

• воплощается в процессуальной форме.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *