151 УПК РФ

Уголовное дело частного обвинения по статье 116.1 УК (побои).

Дело о побоях по ст. 116.1 Уголовного кодекса относится к делам частного обвинения, рассматривается в суде по инициативе потерпевшего, который в качестве частного обвинителя выступает в процессе лично или через представителя, заявляет ходатайства, приводит доказательства, приглашает и допрашивает свидетелей, то есть осуществляет судебное обвинение, по результатам которого на основании предоставленных доказательств судом принимается решение о наличии в действиях обвиняемого признаков преступления. В процессе рассмотрения дела суд принимает либо не принимает предоставленные частным обвинителем доказательства по принципу относимости и допустимости доказательств.

Дело по данной статье инициируется по заявлению потерпевшего, поданному непосредственно в суд и имеет ряд важных процессуальных отличий от дел, инициированных органами дознания по ст. 116 УК.

Побои по ст. 116.1 УК: вопросы правильной квалификации.

Статья 116.1 УК введена в действие законом от 03.07.2016 года и предусматривает ответственность за неквалифицированные побои, совершенные на почве личных неприязненных отношений гражданином, который ранее привлекался к административной ответственности за побои.

Побои — это ссадины, кровоподтеки, ушибы и иные умышленные действия, направленные на причинение боли, нарушающие телесную неприкосновенность пострадавшего, и не причинившие вред здоровью.

Законодатель с 15.07.2016 года выделяет побои, совершенные в отношении близких и не близких людей, при этом на квалификацию влияют не только обстоятельства причинения побоев, но и повторность привлечения к ответственности.

Что касается административной ответственности, то лицо считается подвергнутым административному наказанию, если с момента исполнения административного наказания не прошел год. Частное обвинение по ст. 116.1 УК предусматривает уголовную ответственность за повторное совершение в течение года действий, направленных на нанесение побоев. И если год прошел, то при повторном причинении побоев виновное лицо снова будет подвергнуто административному (а не уголовному) наказанию.

Если побои совершены в отношении близких лиц, людей, с которыми виновный ведет совместное хозяйство, или из хулиганских побуждений, или по мотивам религиозной и другой розни, то квалифицироваться они будут по ст. 116 УК, а если в отношении иных лиц (не близких), без квалифицирующих признаков и с повторным привлечением за побои — то по ст. 116.1 УК. Важно знать, что данные дела имеют существенные процессуальные отличия, которые влияют на порядок их рассмотрения, правовые последствия, не говоря уже о том, что за них предусмотрены разные санкции.

Принятые 03.07.2016 года изменения в закон декриминализируют побои в отношении постороннего (не близкого) человека, совершенные впервые, теперь они квалифицируются как правонарушение, которое фиксируется в административном протоколе. А после причинения повторных побоев лицо привлекается к уголовной ответственности.

Рассмотрим на примере из судебной практики. 16.07.2016 года гражданин, находясь на кухне коммунальной квартиры потеряв половник, который потом нашел на своем балконе, не разобравшись в ситуации, на почве неприязненных отношений учинил ссору с соседкой и ударил ее более восьми раз в лицо рукой, причинив ей физические и нравственные страдания. Актом СМЭ установлено наличие ссадин и кровоподтеков на лице, отсутствие вреда здоровью. В отношении (*) составлен протокол. Постановлением от 21.07.2016 года гражданин (*) привлечен к административной ответственности. 02.08.2016 года данный гражданин снова причинил телесные повреждения в коридоре коммунальной квартиры, спровоцировав конфликт из-за замечания, сделанного соседкой по поводу его состояния алкогольного опьянения, ударил ее палкой более четырех раз в плечо. Акт СМО установил наличие кровоподтеков на левом плече пострадавшей. Гражданка обратилась в мировой суд с заявлением частного обвинения. Причинение побоев подтверждено в суде пояснениями свидетелей. Суд исследовав доказательства по делу пришел к выводу о виновности гражданина (*) по ст. 116.1 УК и назначил ему исправительные работы сроком на пять месяцев, а также взыскал возмещение вреда в размере пятидесяти тысяч и расходы на представителя. Вынося решение, суд руководствовался тем, что состав указанного преступления предусматривает повторное совершение в течение года действий, направленных на нанесение побоев, повлекших физическую боль, но не причинивших вред здоровью.

Предметом разбирательства по ст. 116.1 УК является физическая боль, совершенная в отношении лиц, не являющихся правонарушителю близкими людьми, если боль причинена в течение года после того, как правонарушитель уже однажды привлекался за побои в административном порядке.

Важно правильно квалифицировать действия обвиняемого в побоях человека, поскольку это помогает выбрать необходимые процессуальные меры привлечения его к ответственности.

Закон позволяет пострадавшему обратиться сначала в полицию, где обязаны проверить его заявление о любом правонарушении, в том числе и о побоях, но если данные о лице, причинившем побои, известны пострадавшему, и квалификация содеянного установлена правильно, то зафиксировав телесные повреждения, можно сразу обращаться в суд, минуя досудебную проверку.

(*) по тексту означает данные изъяты.

Побои по ст. 116.1 УК РФ: заявление частного обвинения.

Заявление частного обвинения за побои по ст. 116.1 УК подается в мировой суд по месту причинения побоев.

Заявление частного обвинителя является своего рода обвинительным актом, который должен содержать всю необходимую для привлечения виновного к ответственности информацию, в том числе наименование суда, сведения о месте и времени причинения побоев, данные заявителя, обвиняемого и свидетелей, подробное изложение деталей совершенного деяния, ссылку на статью закона, прошение о принятии дела, подпись и число. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие доводы заявителя и их копии. Пострадавший вправе просить взыскать возмещение морального и в некоторых случаях материального вреда.

Конечно, мировой судья учитывает, что лицо, пострадавшее от побоев, вероятно не владеет юридическими знаниями, но заявление частного обвинения должно быть составлено в соответствии с требованиями процессуальных норм.

В практике судов встречаются случаи необоснованного возвращения заявления потерпевшего, например если в заявлении указано, что событие преступления было совершено в дачном доме по конкретному адресу, но не конкретизировано в какой именно комнате дома и относительно каких предметов мебели, дверного и оконного проема находился правонарушитель и пострадавший. Конечно же такой отказ является необоснованным.
Суд, проверив соответствие заявления требованиям закона, разъясняет потерпевшему право на примирение и ответственность за ложь, затем при наличии достаточных оснований возбуждает уголовное дело в порядке частного обвинения либо отказывает в этом.

Решение судьи об отказе должно быть оформлено в виде постановления, которое может быть обжаловано в вышестоящую инстанцию.
Важно знать, что для подачи заявления пострадавший должен располагать информацией о причинителе побоев, и если сведения о нем в заявлении не указаны, то суд направляет дело в орган дознания для проведения расследования.

В любой момент судебного разбирательства частный обвинитель может отказаться от обвинения или изменить обвинение на более тяжкое, обосновав в заявлении новое содержание обвинения.

Побои по ст. 116.1 УК РФ: ответственность

Если гражданин будет признан виновным в совершении побоев по данной статье, то суд ему может назначить наказание в виде штрафа до сорока тысяч (или заработка до трех месяцев), обязательных работ до двухсот сорока часов, либо исправительных работ до шести месяцев.

В соответствии с нормами об условном сроке в отношении исправительных работ наказание может быть назначено условно, если по делу имеются смягчающие обстоятельства, например, наличие несовершеннолетних детей, инвалидность, положительные характеристики с работы и места жительства. Ряд обстоятельств, не относящихся к смягчающим в законодательном смысле, также способен повлиять на назначенное наказание, например девиантное, провоцирующее поведение пострадавшего перед нанесением побоев.

Побои по ст. 116.1 УК РФ: прекращение дела в связи с примирением.

Дело о побоях по ст. 116.1 УК может быть прекращено в связи с примирением сторон в любой момент судебного разбирательства. Для примирения необходимо отсутствие претензий потерпевшего к тому, кто нанес ему побои. Претензии могут быть устранены путем компенсации причиненного морального и материального вреда либо путем принесения необходимых извинений за свои действия.

Поскольку закон не запрещает обвиняемому по делу подать встречное заявление, нередко дела частного обвинения заканчиваются взаимными обвинениями сторон в причинении обоюдных побоев и последующим зачетом взаимных требований и взаимных раскаяний в отношении друг друга, путем прекращения дела на основании примирения сторон.

Порой произвольные предвзятые оценки и интерпретации закона мешают сторонам завершить дело частного обвинения примирением сторон, а их взаимные упреки и иногда даже некорректные словесные выпады в адрес друг друга в суде усложняют разбирательство по делу, вовлекая стороны в новый конфликт. Опытный адвокат по делам частного обвинения станет Вашим представителем в суде, защитит ваши интересы, примет на себя функцию частного обвинителя и бремя доказывания обвинения, поможет сориентироваться в тонкостях и многочисленных изменениях уголовного закона, определит правильную квалификацию, заявит ходатайства, соберет необходимые доказательства и предоставит их суду.

Сотрудники милиции неохотно принимают заявления о совершении не представляющих особой опасности преступлений, дела, в отношении которых являются потенциальными «глухарями» (например, о мелких кражах или о мелком хулиганстве).

Как сделать так, чтобы любое заявление о преступлении все-таки было рассмотрено, зарегистрировано и не «потерялось»?

Чтобы у заявителя появилась возможность влиять на поведение сотрудников милиции, нужно знать, куда следует обращаться с заявлением о преступлении, каковы требования закона к такому заявлению, каковы обязанности сотрудников органов внутренних дел по приему, регистрации, рассмотрению и разрешению заявлений (сообщений) о преступлении.

Куда обращаться?

Граждане должны сделать все, чтобы их заявление было зарегистрировано.

С заявлением о преступлении лучше всего обращаться в тот орган, которому согласно ст. 150, 151, 434 УПК РФ подследственно расследование данного преступления. Между тем закон не только не запрещает, но и предусматривает возможность обращения с заявлением о преступлении в любой орган предварительного расследования, к любому следователю, дознавателю, в любой орган дознания.

Орган предварительного расследования, получивший заявление о неподведомственном ему преступлении, передает заявление (материал проверки) по подследственности. Заявление о подведомственном, но не подследственном преступлении может быть рассмотрено и разрешено. При наличии фактических оснований (документов, объяснений и т.п.) возбуждения уголовного дела орган предварительного расследования обязан возбудить уголовное дело, провести неотложные следственные действия и лишь после этого направить уголовное дело руководителю следственного органа либо начальнику органа дознания по подследственности.

В большинстве же случаев с заявлением о преступлении следует идти в территориальный орган внутренних дел по месту совершения преступления.

Формы заявлений

Обычно в уголовном деле можно найти письменное заявление о преступлении. Однако и устное заявление должно быть принято. В соответствии с положениями ч. 1 и 3 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Устное заявление заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Причем протокол устного заявления не оформляется лишь в том случае, когда заявитель не может лично присутствовать при его составлении. Если же о совершенном преступлении пострадавший, очевидец или любое иное лицо сообщает лично (не по телефону, не почтовым отправлением и т. п.), сотрудник, к которому обратились с заявлением о преступлении, обязан составить протокол устного заявления или, по крайней мере, предложить заявителю написать письменное заявление.

Представим ситуацию. О преступлении заявитель сообщил по телефону. Сотрудники милиции прибыли на место происшествия. Опросили заявителя. Пригласили его в УВД, где оформили объяснение. Может ли в такой ситуации не оформляться протокол устного заявления? Нет, не может. Если сотрудники органа внутренних дел в такой ситуации не оформили протокол устного заявления и не обеспечили составление заявителем письменного заявления о преступлении, они приступили к проверке такового незаконно.

Осмотр места происшествия, проверка заявления (сообщения) о преступлении возможны только после получения повода для возбуждения уголовного дела. Телефонный звонок таким поводом не является. А вот сообщение гражданина, который вызвал и дождался сотрудников милиции, об обстоятельствах совершения преступления, очевидцем которого он явился, — это заявление о преступлении, без которого сотрудники милиции бы не приступили к осуществлению уголовно-процессуальной деятельности (проверке заявления о преступлении). Такое заявление должно быть оформлено в строгом соответствии с требованиями УПК РФ.

Регистрация обязательна

Согласно п.п. 7 и 16 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях «поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел». «Письменное заявление о преступлении может быть составлено заявителем в произвольной форме». (См.: Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утв. Приказом МВД РФ от 01.12.2005 № 985. Далее — Инструкция.).

Любое заявление (сообщение) о преступлении, любой повод для возбуждения уголовного дела подлежат регистрации. Прокурор уполномочен проверять регистрацию сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). В органах внутренних дел, ФСБ РФ и др. имеются специальные ведомственные нормативные акты, регулирующие порядок осуществления этого вида деятельности. Например, в органах внутренних дел данный порядок урегулирован Инструкцией, в органах Федеральной службы безопасности РФ — Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности, утв. Приказом ФСБ РФ от 22.01.2007 № 21.

Если заявление (сообщение) о преступлении зарегистрировано, то укрыть его гораздо сложнее. По нему должно быть принято какое-то решение. Укрытие преступления в этом случае возможно лишь путем оформления незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. А когда вынесено указанное постановление, появляется возможность его обжалования, проверки и отмены. Более того, сам факт вынесения незаконного постановления об отказе в возбуждении уголовного дела может стать основанием привлечения лица, его составившего, к ответственности, вплоть до уголовной. Именно поэтому нерадивые сотрудники стараются все сделать, чтобы не регистрировать заявление (сообщение) о преступлении. А граждане, обратившиеся к ним, должны сделать все, чтобы их заявление было зарегистрировано.

У заявителя, которому известны основные требования ведомственных нормативных актов, касающиеся регистрации заявлений о преступлении, гораздо труднее не принять заявление о преступлении. Поскольку большинство ведомств при составлении соответствующих приказов за основу брали вышеназванную Инструкцию МВД России, подробнее проанализируем ее содержание.

По общему правилу в органах внутренних дел регистрации подлежат три вида сообщений о происшествии. И это не только заявления (сообщения) о преступлении, но и:

• сообщения и письменные заявления о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;

• иная информация о происшествиях.

Любое поступившее в орган внутренних дел указанного рода сообщение вне зависимости от места и времени совершения происшествия, о котором в нем говорится, а также полноты содержащихся в нем сведений и его формы должно быть незамедлительно внесено в Книгу учета сообщений о происшествиях. Ему присваивается собственный регистрационный номер.

Сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи (ч. 2 п. 7 Инструкции). И любое такое заявление о преступлении подлежит принятию и регистрации в порядке, предусмотренном УПК РФ и соответствующей ведомственной Инструкцией.

Вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники органов внутренних дел, которые действуют в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ «О милиции» и настоящей Инструкцией, при этом сотрудник фиксирует сведения о заявителе. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Дежурные подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД сообщения о происшествиях, а также о принятых по ним решениях и мерах реагирования передают в дежурные части территориальных органов внутренних дел (п. 9 и 10 Инструкции).

Аналогичные требования предъявляются и к сотрудникам иных служб органов внутренних дел, к которым могут поступить заявления о преступлении.

Далее, в дежурной части органа внутренних дел обязательно должна быть осуществлена регистрация заявления (сообщения) о преступлении.

Регистрация таковых осуществляется в Книге учета сообщений о происшествиях круглосуточно независимо от территории оперативного обслуживания.

В Книге учета сообщений о происшествиях регистрируются:

• письменное заявление о преступлении;

• протокол принятия устного заявления о преступлении;

• протокол явки с повинной;

• заявление о безвестном исчезновении человека;

• рапорт сотрудника органа внутренних дел об обнаружении признаков преступления;

• поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в СМИ;

• сообщение и письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, ДТП, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых беспорядках, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях и иных событиях, требующих проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения;

• иная информация о происшествии (п. 15 и 16 Инструкции).

Если сообщение о происшествии поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то оперативный дежурный одновременно с регистрацией сообщения в Книге учета сообщений о происшествиях в дежурной части органов внутренних дел обязан оформить специальный письменный документ — талон-уведомление и выдать его заявителю (п. 22 Инструкции).

Эта обязанность на дежурного возложена не только ведомственным нормативным актом, но и ч. 4 ст. 144 УПК РФ. Более того, исходя из буквального толкования ч. 4 ст. 144 УПК РФ правом получить документ, подтверждающий факт принятия заявления о преступлении, обладает любой заявитель. Как тот, который обратился к следователю (дознавателю и др.) непосредственно, так и отправивший заявление о преступлении по почте, нарочным и т. п.

Согласно п. 24 Инструкции названный талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

В талоне-корешке указывается следующее:

• сведения о заявителе,

• краткое содержание сообщения о происшествии,

• регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях,

• подпись сотрудника, принявшего сообщение,

• дата приема.

В талоне-уведомлении указывается следующее:

• сведения о сотруднике, принявшем сообщение о происшествии,

• регистрационный номер по Книге учета сообщений о происшествиях,

• наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон,

• дата приема,

• подпись, инициалы и фамилия дежурного.

Чтобы у заявителя была возможность требовать выполнения оперативным дежурным указанной выше обязанности, ведомство предоставило ему специальное полномочие: заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления (п. 25 Инструкции).

Если такой подписи нет, значит, оперативным дежурным нарушены требования Инструкции, и его можно привлечь к дисциплинарной ответственности. Для этого следует сообщить о его действиях начальнику УВД, вышестоящему начальнику органа внутренних дел, надзирающему и вышестоящему прокурорам.

Для возможности осуществления контроля и надзора за регистрацией заявлений о преступлении талоны-корешки остаются в дежурной части органа внутренних дел. Они используются при сверках полноты регистрации сообщений о происшествиях, а также при рассмотрении жалоб граждан на действия должностных лиц органов внутренних дел (п. 26 Инструкции).

Согласно п. 1.3 Приказа МВД России № 1058 и Генеральной прокуратуры РФ от 28.11.2001 № 72 «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений» укрытие преступлений от регистрации рассматривается как чрезвычайное происшествие.

По каждому факту нарушения порядка регистрации и учета преступлений должна определяться роль и ответственность не только сотрудников, которым это вменено в служебные обязанности, но и руководителей, своевременно не выявивших и не устранивших способствующие этому условия и причины.

Почта надежнее

Но иногда не хочется идти и кому-то что-то доказывать. Тем более неприятно этим заниматься, когда в отношении тебя совершено преступление. Как сделать так, чтобы у сотрудников милиции не было возможности морочить вам голову и не регистрировать заявление о преступлении? Направьте его по адресу УВД (ГОВД, РОВД и т. п.) в письме с уведомлением.

В соответствии с ч. 1 п. 8 Инструкции «сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства органов внутренних дел по почте, нарочным, телеграфу, факсимильной связью или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации».

Происходит это так. В подразделении делопроизводства сидит человек, который получает мизерную заработную плату. От того, раскрыто преступление или нет, его зарплата не изменится. Премии за успехи органа внутренних дел ему не дают. Поэтому он регистрирует всю входящую корреспонденцию по правилам делопроизводства вне зависимости от того, что она собой представляет — «рекламный проспект» или заявление о преступлении. Как только он поставил на заявлении о преступлении штамп входящего сообщения, заявление уже никуда не денешь. Начальник органа внутренних дел не пойдет на прямое укрытие преступления, он выполнит требования п. 22 Инструкции. А это значит, что такое заявление будет зарегистрировано в Книге учета сообщений о происшествиях, рассмотрено и разрешено по правилам главы 20 УПК РФ. При наличии к тому фактических оснований будет возбуждено уголовное дело.

Проявления преступности многообразны. Таковой деятельностью занимаются люди всех слоев общества, территориальной дислокации, должностного положения. Этот фактор законодатель учел путем введения в УК понятия подследственности. Описано оно в ст. 151 УПК Российской Федерации (РФ). Это положение закона фактически распределяет обязанности между разными правоохранительными органами.

Статья 151 имеет важное практическое значение. УПК РФ в целом регулирует поведение процессуальных лиц. Они обязаны взаимодействовать, выполнять вмененные обязанности исключительно по установленным правилам. А нормы статьи помогают избегать конфликтов в вопросах передачи дел из одного учреждения/подразделения в другой. Имеются у ст. 151 УПК и иные функции.

Понятие

Ст. 151 УПК РФ напрямую не растолковывает слово «подследственность». Суть такового следует из логики кодекса. А именно определяет набор правил, по которым криминальные материалы распределяются между участниками правоохранительной системы для организации первичного следствия.

Подследственность бывает нескольких видов. Это связано с рациональностью организации разбора уголовных деяний. Виды подследственности таковы:

  1. Предметная. Связана с общественной опасностью совершенного деяния.
  2. Территориальная. Имеется в виду место совершения проступка, нахождения подозреваемого.
  3. Личная.
  4. Альтернативная.
  5. Взаимосвязанная.
  6. Вертикальная.

Разрабатывая нормы ст. 151 УПК законодатель учитывал необходимость предоставления сторонам процесса возможности избежать казусных, не правовых ситуаций. Поэтому в статью введено правило разрешения спорных вопросов. Такая функция передана прокуратуре (п. 8 ст. 151 УПК).

Под предметной подследственностью понимают передачу дел органам, указанным в кодексе. Определяющим фактором является опасность деяния для общества. Нормы подробно отражены в ч. 2-6 ст. 151 УПК РФ. Например, Следственному комитету (СК) передаются дела об убийстве, бандитизме, о некоторых посягательствах на половую неприкосновенность.

Территориальная подследственность выражается в том, что дело передается в подразделение, обслуживающее определенную местность. Расшифровывается понятие в 152-й статье УПК. Информация о противоправном деянии уголовного характера должна передаваться в орган, работающий в месте совершения проступка. Причем, в данном случае учитывается и родовая подследственность. То есть выбирается та часть правоохранительной системы, которой поручена работа с соответствующими материалами.

Существуют преступления многоплановой территориальности.

Начинает свою деятельность подозреваемый в одном городе, а последний эпизод происходит в другом. Иногда за тысячи километров от первого. В этой ситуации дело принято передавать по конечному адресу. Но решение принимает прокуратура. Вполне возможен вариант расследования по месту пребывания/жительства обвиняемого.

Личная подследственность предполагает учет должностных полномочий подозреваемого в определении правоохранительного органа для проведения предварительного следствия. Так, СК проводит мероприятия в отношении провинившихся судей, адвокатов, прокуроров и следователей.

Об альтернативной подследственности говорится в п. 5 ст. 151 УПК. Согласно ее нормам, по некоторым делам предварительные материалы должен собирать тот орган, который выявил преступную деятельность. Перечень статей УК приведен тут же. То есть альтернативный вид касается не всех преступлений.

Подследственность по связи дел предполагает передачу материалов из одного органа в другой. Всеми эпизодами в отношении подозреваемого должен заниматься один следователь. Кроме того, они разбираются комплексно в судебной инстанции.

Определение: подследственность – это свод норм уголовного законодательства, регулирующий распределение полномочий между частями правоохранительной системы. Приведены таковые в ст. 151 УПК.

Связь с подсудностью

Цель следствия – это доведение материалов расследования до судебного разбирательства. Данная работа предполагает соответствие деятельности правоохранителей конституционным основам государства. Дело в том, что судебная власть в РФ независима. Это одна из трех ветвей, призванных совокупно внедрять в жизнь принципы демократии. Поэтому подсудность и подследственность конкретных уголовных дел связаны лишь отчасти.

Госорган, принимающий решение в отношении преступника, функционирует по отдельному закону. В определенном смысле суд стоит над процессом. Он должен обеспечить достижение справедливости. Судья ведет конкретное производство, одновременно, выполняя контрольную функцию. То есть он должен выявлять и исправлять ошибки других процессуальных лиц, в том числе правоохранителей.

Судопроизводство организовано на принципах территориальности. Россия – это федерация. В каждом субъекте действует система судов. Ее полномочия распространяются на территорию региона. Исключение является Верховный Суд РФ. Он принимает решения, обязательные для исполнения в пределах страны в целом.

Подследственность и подсудность пересекаются в последнем из указанных выше видов – вертикальном. Предварительное следствие передается в часть правоохранительной системы, соответствующую суду, где должен идти процесс. Речь идет о конечном перечне статей УК. Например, если провинился высший чиновник региона, то материалы отработают следователи соответственного управления СК.

В остальном соблюдаются принципы судебной власти. К производству учреждение принимает дела, относящиеся к территориальной компетенции. При выявлении дополнительных, в том числе экстерриториальных факторов, не передает его в иной орган. Разбирает до вынесения вердикта самостоятельно.

Решение по уголовному процессу инстанции, в чьи полномочия дело не относится, признается незаконным. Подать соответствующую апелляцию может одно из процессуальных лиц. Чаще всего имя является сторона защиты. Кроме того, законом дано право адвокату предъявлять обоснованный отвод суду. Последний принимает по нему решение.

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7(499)703-41-19 Санкт-Петербург и ЛО
+7(812)309-81-76

Система органов дознания

Ст. 151 УПК распределяет полномочия в соответствии с тяжестью уголовных проступков, личностью правонарушителя, общественной опасностью деяний. В ее тексте указаны конкретные правоохранительные учреждения. А именно:

  • Следственный комитет (п. 2 пп. 1, п. 3 пп. 7);
  • Федеральная служба безопасности (п. 2 пп. 2, п. 4);
  • Органы внутренних дел (п. 2 пп. 3, п. 3 пп. 1);
  • пограничная служба (п. 3, пп. 3);
  • Федеральная служба судебных приставов (п. 3 пп. 4);
  • Госпожарнадзор (п. 3 пп. 6);
  • таможенный орган (п. 3 пп. 9).

Кроме того, законодательство дает право проводить предварительное следствие иным лицам в определенных условиях. К ним относятся капитаны судов, руководители исследовательских партий, главы посольств. Полномочия они приобретают в том случае, если по объективным причинам невозможно привлечь к расследованию правоохранителей.

Само понятие подследственности предполагает определенный набор полномочий. Причем таковой не связан с ее видом. Следователи обязаны возбудить дело, собрать доказательную базу. Они предварительно классифицируют деяние. То есть определяют статью УК, которой соответствует проступок. Это необходимо для предъявления обвинения. Окончательное решение принимается только в судебном процессе.

Кроме того, существует распределение обязанностей внутри правоохранительных органов. Дознавателям поручают работу с материалами небольшой тяжести. Если же совершен тяжкий проступок, то заявление идет в работе следователя. Таковое правило в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса напрямую не отражено. Оно описано во внутриведомственных актах.

Для понимания: законодательство дает право прокурору изменить подследственность (п. 8 ст. 151).

В тексте не указана причина и участники спора о том, кто будет разбирать заявление пострадавшего. Следовательно, прокуратура имеет формальное право изъять дело и поручить его предварительное расследование иному органу.

Распределение обязанностей между правоохранителями

Перечень преступлений, которые должен разбирать тот или иной орган, детально указан в пунктах рассматриваемой статьи. Как правило, порядок не нарушается. Так, подследственности СК подлежат такие виды уголовных проступков:

  1. Убийства. Дело может сразу поступить в комитет или быть передано ввиду открывшихся обстоятельств. Не всегда дознание однозначно квалифицирует убийство с первого момента.
  2. Доведение до самоубийства. Здесь сходная ситуация. Данного вида преступления трудно доказуемы. В СК материалы попадают, если появляется подозрение об участии в акте третьих лиц.
  3. Изнасилование. Таковое деяние сразу передается в СК. Основание – заявление пострадавшего лица. Некоторые иные посягательства на половую неприкосновенность.
  4. Тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении лиц, не достигших 18 лет. Это также сфера следователей СК.
  5. Любой проступок, совершенный должностным лицом правоохранительной системы. Имеются в виду работники самого СК, ФСБ, МВД и других компетентных органов.
  6. Причинение смерти по неосторожности. То есть любой вид смерти с наличием криминальных признаков приводит материалы в СК.
  7. Уголовное ущемление прав и свобод личности. Например, нарушение норм проведения плебисцитов. С таковыми заявлениями работают сотрудники СК.
  8. Некоторые случаи подрыва государственных устоев (делят обязанности с ФСБ).
  9. Преступления против нравственности, общественного здоровья.
  10. Некоторые криминальные посягательства в экономической сфере.
  11. Бандитизм. Дело может находиться в МВД. После определенной работы переквалифицироваться и быть переданным в СК.
  12. Преступные посягательства в экологической сфере.
  13. Криминальные нарушения в области эксплуатации транспорта.
  14. Уголовные деяния, совершенные должностными лицами органов местного самоуправления и госслужащими, подтачивающими устои власти. Самый распространенный случай – взяточничество.
  15. Покушения на правосудие и воинскую службу.
  16. Преступные посягательства на мир и безопасность человечества.

Кроме того, СК в рамках персональной подследственности работает с материалами, касающимися должностных лиц. К ним относятся все избранные люди от местного депутата до члена Совфеда, военные, прокуроры, разведчики и другие. Определяет подразделение руководитель комитета. А генпрокурор РФ в рамках госконтроля проверяет материалы, вносит коррективы, выдает задания.

Следователи ФСБ работают с информацией о таких преступлениях:

  • в экономической сфере;
  • террористический акт;
  • шпионаж;
  • измена;
  • посягательства на конституционный строй и безопасность государства;
  • против мира (ст. 353 -355, 359 УК).

Таможенные органы проводят предварительный сбор материалов в отношении посягательств в соответствующей сфере. К таковым относятся подведомственны дела о контрабанде, уклонении от внесения таможенной пошлины и другие. В компетенцию ССП отнесено расследование уголовных правонарушений, касающихся воспрепятствования работе судебных инстанций.

С остальными правонарушениями работают сотрудники МВД.

Следует отметить, что на их долю выпадает самый большой по численности объем расследований. По статистике, тяжких уголовных нарушений в стране происходит намного меньше, чем небольшой или средней тяжести.

Часть полномочий участников правоохранительной системы пересекается. Это определяется признаками, составляющими альтернативную подследственность. Орган, выявивший нарушение авторского права, обязан довести дело до суда. Иному участнику системы таковое не передается.

Иная ситуация, если в ходе расследования выявлены признаки вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетнего. Таковое деяние отнесено к компетенции СК. Значит, материалы передаются следователям Следственного комитета (п. 7). Такое же правило действует в отношении следующих нарушений УК:

  • несообщение об уголовном деянии (ст. 205.6 УК);
  • нецелевое расходование средств бюджета (285.1);
  • ложное сообщение о преступлении (донос);
  • отказ от дачи показаний (308);
  • ложная информация, предоставленная суду экспертом, переводчиком или специалистом (307);
  • принуждение к обману суда (309);
  • обнародование данных расследования (310);
  • раскрытие информации о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи (311), правоохранителя (320);
  • укрытие преступника (316).

Система подследственности создана так, чтобы распределить обязанности между участниками правоохранительных органов и, одновременно, организовать деятельное взаимодействие. Первоначально заявление передается следователю учреждения, указанного в нормах закона. Однако, по выявленным обстоятельствам материалы могут быть отправлены в иное место. Решение принимается прокурором, осуществляющим надзор по признаку территориальности.

Правовой комментарий

Уголовное законодательство не статично. В стране постоянно происходят перемены. Корректируется система правоохранительных органов, развиваются технологии, в новые сферы проникает преступность. Поэтому текст УПК также совершенствуется.

Это необходимо для «закрытия дыр» в системе защиты общества.

Например, расследованием криминальных проявлений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ до 2016 года занималось специальное подразделение. Теперь таковое реорганизовано. Законодатель исключил п. 5 из рассматриваемой статьи. То же касается вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность. Расследование по таким эпизодам всегда производилось органом, который выявил нарушение. Теперь оно отнесено к компетенции СК.

Не рассмотрен выше еще один вид подследственности. Его принято называть универсальным. Он проистекает из текста ст. 37 УПК. В соответствии с ним прокурор может передавать материалы, в связи с которыми возбуждено производство, в любой орган. Естественно, делается это на основании действующего законодательства и наличия серьезной аргументации.

Однако правовая наука не выделяет универсальный вид подследственности в отдельный. И основание тому – это указание в статье 37 УПК на необходимость учитывать иные нормы кодекса, в том числе ст. 151. Прокуратуре необходимы действительно веские основания, чтобы забрать материалы у одного следователя и передать их иному участнику правоохранительной системы.

Несмотря на широкие полномочия, прокуратура не стоит над следствием. За ее деятельностью надзирает суд. Последний имеет право опротестовать неправомерное решение. Теоретически спор может дойти до Генпрокурора или ВС РФ. На практике таковое случается крайне редко.

Отдельно законодатель разобрал ситуацию, когда объединяются различные по подследственности дела. Следователю какой структуры их передать для дальнейшей работы должен определить прокурор. Здесь учитывается вертикальный вид подследственности. То есть решение принимается на том уровне, на каком будет проводиться судебное разбирательство.

Пока законодатель не внес изменения в разбираемую статью, касающуюся полномочий Росгвардии. Значит, не за горами новая корректировка кодекса. Вероятно, этому органу будет поручена работа с криминальными проявлениями в области оборота психотропных веществ. Но точно это станет известно, когда будут приняты изменения в УПК. Закон не может оставаться статичным. Общество стремительно развивается, преступность идет на шаг впереди. Следовательно, необходима постоянная напряженная работа экспертов-криминалистов, ученых и законодателей.

Паняева Надежда

Бесплатная консультация юриста по телефону Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Москва и МО
+7(499)703-41-19 Санкт-Петербург и ЛО

Статья 151. Подследственность

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 972-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Александрова Сергея Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 125, 144, 145, 148, 151, 285 и 286 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктами 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.А. Александров просит признать противоречащими статьям 2, 4 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 34 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 123 Конституции Российской Федерации статьи 125 «Судебный порядок рассмотрения жалоб», 144 «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении», 145 «Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении», 148 «Отказ в возбуждении уголовного дела», 151 «Подследственность», 285 «Оглашение протоколов следственных действий и иных документов» и 286 «Приобщение к материалам уголовного дела документов, представленных суду» УПК Российской Федерации, а также пункты 3 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 581-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Андронова Максима Сергеевича на нарушение его конституционных прав рядом положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин М.С. Андронов, отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы, просит признать не соответствующими статьям 2, 18, 19 (часть 1), 33, 45, 46 (части 1 и 2), 47 (часть 1), 50 (часть 3) и 52 Конституции Российской Федерации части первую и вторую статьи 21, часть первую статьи 123, часть первую статьи 125, часть первую статьи 144, часть первую статьи 145, часть первую статьи 151, пункт 7 части третьей и часть четвертую статьи 389.28 УПК Российской Федерации.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 N 518-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тыщенко Сергея Леонидовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1 и пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и о разъяснении норм действующего законодательства»

В жалобе С.Л. Тыщенко также ставит вопрос о проверке конституционности ряда положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: статьи 141, закрепляющей порядок подачи заявления о преступлении; статьи 144, регулирующей порядок рассмотрения органами предварительного расследования сообщений о преступлениях, и статьи 145, определяющей виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения таких сообщений; статьи 150, устанавливающей формы предварительного расследования, и статьи 151 «Подследственность».

Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 N 342-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Технюка Владислава Васильевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 123, частью третьей статьи 125, пунктом 2 статьи 401.7, частями первой и второй статьи 401.15 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Решение Верховного Суда РФ от 26.01.2017 по делу N АКПИ16-1290 Требование: Об отмене решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи в отставке. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку утверждение истца о том, что он не был уведомлен об изготовлении протокола заседания коллегии и ему своевременно не была направлена его копия, опровергается имеющимися в материалах ВККС РФ телеграммой, которой он уведомлялся о подписании протокола заседания коллегии, и сопроводительным письмом о направлении ему копии протокола по его запросу.

Определенная Председателем Следственного комитета Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 4.5 Приказа компетенция военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации по рассмотрению сообщений о преступлениях и предварительному расследованию по уголовным делам о преступлениях, совершенных, в частности, судьями военных судов, в том числе не являющимися военнослужащими, не изменяет установленную статьей 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации подследственность подобных дел следователям Следственного комитета Российской Федерации.

Постановление Верховного Суда РФ от 24.01.2017 N 18-УД16-88 Приговор: По ч. 3 ст. 30, п. п. «а», «в», «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ за покушение на грабеж. Постановление ВС РФ: В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в кассационной инстанции отказано.

По факту разбития стекла в автомобиле, принадлежавшего Д., материалы согласно положениям ст. ст. 150, 151 УПК РФ выделены в отдельное производство и направлены Крымскому межрайонному прокурору.

Поскольку в ходе расследования уголовного дела было установлено, что совершенное Соколовым В.А. покушение на хищение телевизора и ресивера, принадлежавшие Д. связано с противоправными действиями в отношении Г. оснований для вынесения отдельного постановления о возбуждении уголовного дела по данному факту у следственных органов не имелось.

Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2016 N 1766-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Горячева Дмитрия Викторовича на нарушение его конституционных прав статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации, при подготовке к рассмотрению жалобы судья истребует по ходатайству лиц, участвующих в судебном заседании, или по собственной инициативе материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы; проверяя законность и обоснованность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (часть первая статьи 148 УПК Российской Федерации), судья обязан выяснить, соблюдены ли нормы, регулирующие порядок рассмотрения сообщения о совершенном или готовящемся преступлении (статьи 20, 144, 145 и 151 УПК Российской Федерации), а также принято ли уполномоченным должностным лицом решение об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии к тому законных оснований и соблюдены ли при его вынесении требования статьи 148 УПК Российской Федерации (пункты 12 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1625-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кудеровой Татьяны Борисовны на нарушение ее конституционных прав подпунктом «б» пункта 1 части второй статьи 151 и пунктом 6 части первой статьи 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.Б. Кудерова, осужденная по приговору суда, просит признать не соответствующими статьям 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции Российской Федерации подпункт «б» пункта 1 части второй статьи 151 «Подследственность» и пункт 6 части первой статьи 447 «Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам» УПК Российской Федерации, как позволяющие при проверке сообщения о преступлении, при возбуждении уголовного дела и его предварительном расследовании не применять к лицу, занимавшему на момент совершения преступления должность старшего помощника прокурора района, положения главы 52 УПК Российской Федерации, предусматривающие особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N АПЛ16-133 Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 04.02.2016 N АКПИ15-1427, которым отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца четвертого пункта 4.5 Приказа Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 4 «Об установлении юрисдикции специализированных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации».

Проанализировав положения подпункта «б» пункта 1 части второй статьи 151 УПК РФ, устанавливающей правила подследственности уголовных дел, а также пункта 2 части первой статьи 447 УПК РФ во взаимосвязи с нормами Федеральных конституционных законов от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», суд сделал правильный вывод о том, что проведение предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями военного суда, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, отнесено к полномочиям следователей СК России.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 29.03.2016 N 66-АПУ16-3 Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за покушение на мошенничество, по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ за убийство, по ч. 3 ст. 159 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за мошенничество, по п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ (в ред. ФЗ от 07.03.2011 г. N 26-ФЗ) за кражу. Определение ВС РФ: Приговор отменен. Дело направлено на новое судебное рассмотрение, так как суд обоснованно исходил из того, что осужденный лишен был возможности пользоваться услугами выбранного им защитника, чем нарушено гарантированное Конституцией РФ и уголовно-процессуальным законом его право на защиту, что повлияло на вынесение законного, обоснованного и справедливого решения по делу.

Нарушены органами предварительного следствия и требования п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ о подследственности дела, которое подлежало расследованию следователями органов внутренних дел РФ.

Полагает, что нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции РФ влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *