Что проверяет роспотребнадзор

www.lawsforall.ru / Приказ

Приказ Роспотребнадзора от 18.02.2010 № 55
«О совершенствовании работ по проведению экспертизы и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по расчетным и установленным размерам санитарно-защитных зон»

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ
от 18 февраля 2010 г. № 55

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ И ВЫДАЧЕ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ПО РАСЧЕТНЫМ
И УСТАНОВЛЕННЫМ РАЗМЕРАМ САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫХ ЗОН

По результатам проверки организации работ по проведению экспертизы и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по расчетным и установленным размерам санитарно-защитных зон в Управлении Роспотребнадзора по г. Москве и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве», проведенной в период с 09.02.2010 по 11.02.2010, установлено следующее:
16.10.2001 Правительством Москвы принято Постановление № 929-ПП «Об утверждении Положения о порядке разработки, согласования и утверждения проектов организации санитарно-защитных зон в г. Москве». Указанным Постановлением Правительство Москвы установило непредусмотренные санитарным законодательством Российской Федерации требования к составу проектной документации, порядку и основаниям ее разработки, согласования и утверждения федеральными органами исполнительной власти.
Управлением Роспотребнадзора по г. Москве не принято мер по обжалованию и отмене указанного Постановления, более того, в нарушение статьи 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в его развитие Руководителем Управления Роспотребнадзора по г. Москве утвержден Регламент проведения экспертизы и выдачи санитарно-эпидемиологических заключений по расчетным и установленным размерам санитарно-защитных зон отдельных, группы промышленных объектов и производств, промышленного узла (комплекса) (далее — Регламент), которым также установлены дополнительные процедуры и требования, не предусмотренные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
В частности, установленные Регламентом административные процедуры влекут дополнительные административные барьеры и включают:
— необходимость подготовки технического задания на разработку проекта санитарно-защитной зоны;
— визирование технического задания территориальным отделом Управления;
— санитарно-эпидемиологическое обследование объекта;
— оформление письма с оценкой технического задания;
— установление избыточных требований к документам, которые должны быть включены в состав проекта (всего таких требований более 19);
— установление требований к заявителям при установлении санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности, в том числе:
— установление процедуры согласования с Управлением Роспотребнадзора по г.

Москве плана-графика лабораторных исследований за качеством атмосферного воздуха, измерений уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе предлагаемой санитарно-защитной зоны и за ее пределами и программы последующего контроля качества атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, почвы, за эффективностью установленной границы СЗЗ;
— выдача одновременно с санитарно-эпидемиологическим заключением незаконно предписания Управления Роспотребнадзора по г. Москве по проекту организации санитарно-защитной зоны;
— предоставление отчета о выполнении мероприятий, предусмотренных проектом СЗЗ по обеспечению показателей качества среды обитания, который должен быть подготовлен специалистом территориального отдела Роспотребнадзора с представителем объекта.
Установленные избыточные требования влекут дополнительные затраты субъектов хозяйственной деятельности при подготовке проекта организации санитарно-защитных зон, связанные с необходимостью получения различных справок и согласований. Излишние требования к составу и объему проекта организации санитарно-защитных зон усложняют подготовку проекта, приводят к завышенной стоимости работ по его разработке различными проектными фирмами и создают предпосылки для образования организаций-посредников.
Также проверкой выявлены следующие нарушения:
— акты, регламентирующие организацию и установление санитарно-защитных зон, не доведены до сведения хозяйствующих субъектов;
— рассматриваются проекты организации санитарно-защитной зоны (обоснование сокращения ССЗ) для объектов, в отношении которых установление зоны не предусмотрено;
— хранение документов, рассматриваемых при санитарно-эпидемиологических экспертизе (копия проектной документации), не обеспечено, что затрудняет проверку законности и правильности проведения экспертиз;
— санитарно-эпидемиологические заключения выдаются без проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз;
— отсутствие в санитарно-эпидемиологических заключениях ссылки на документы, на основании которых они выдаются (экспертные заключения, их реквизиты);
— санитарно-эпидемиологические экспертизы в некоторых случаях проводится свыше 2-х месяцев;
— установлена необоснованно высокая стоимость санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта организации санитарно-защитной зоны.
В целях исключения подобного рода нарушений, соблюдения прав граждан и юридических лиц, а также совершенствования работ по проведению экспертизы и выдаче санитарно-эпидемиологических заключений по расчетным и установленным размерам санитарно-защитных зон приказываю:
1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте:
1.1.

Провести ревизию законодательных и иных актов субъектов Российской Федерации, прямо или косвенно устанавливающих требования к проектам организации санитарно-защитных зон и установлению санитарно-защитных зон. При обнаружении принять меры по обжалованию и отмене таких актов, в том числе посредством обращения в органы прокуратуры и суд;
1.2. Проанализировать правовые акты, принятые непосредственно территориальными органами Роспотребнадзора, на предмет установления в них требований, не предусмотренных санитарным законодательством Российской Федерации, в том числе СанПиН, и при необходимости отменить или внести в них соответствующие изменения;
1.3. Исключить избыточные требования к проектам организации санитарно-защитных зон, согласования и проверки объектов, в отношении которых устанавливаются санитарно-защитные зоны.
2.

Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и на железнодорожном транспорте и главным врачам центров гигиены и эпидемиологии обеспечить:
2.1. Размещение информации, в том числе в сети Интернет, регламентирующей оказание государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений при установлении санитарно-защитной зоны, а также платных услуг, включая информацию о ценах и методике расчета платы за оказание платных услуг;
2.2. Хранение документов (либо их копий), рассматриваемых при осуществлении санитарно-эпидемиологической экспертизы;
2.3. Проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз в срок до 20 дней;
2.4. Принятие регламента взаимодействия управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и центра гигиены и эпидемиологии в субъекте Российской Федерации, предусматривающего все этапы прохождения и рассмотрения документов, сроки их рассмотрения, ответственные подразделения и порядок контроля.
3. О выполнении настоящего Приказа, с перечислением достигнутых результатов по оптимизации оказания государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений в целях установления санитарно-защитных зон, доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в срок до 30 апреля 2010 года.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Н.В. Шестопалова.

Руководитель
Г.Г.ОНИЩЕНКО

——————————————————————
———————

Содержание

Что и как проверяет Роспотребнадзор. Нарушения и штрафы при проверках

Плановые проверки Роспотребнадзора

Проводятся согласно графику, периодичность проверок роспотребнадзора каждые 3 года (кроме медицинских предприятий). Также, если в органы надзора пришло уведомление о новых видах деятельности, требующих комиссии.

График (план) инспекций можно найти на официальном сайте. Органы надзора должны заранее предупреждать о посещении ИП или руководителя фирмы (минимум за 3 суток). Это обусловлено тем, что в отсутствие начальника предприятия либо старшего сотрудника на рабочем месте проверка производиться не может.

Плановые проверки неизбежны для всех новоиспечённых предпринимателей и фирм.

Комиссии бывают выездные и документарные (камеральные).

Узнать, попадает ли Ваша организация под плановые проверки на 2017 год роспотребнадзор можно здесь — график проверок роспотребнадзора на 2017 год

Внеплановые проверки Роспотребнадзора

Внимание!

С 2015 года Роспотребнадзор в праве проводить внеплановые проверки без предупреждения!

Внеплановые проверки роспотребнадзора без предупреждения возможны c 2015 года после изменения федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Без предупреждения выездная проверкаа органами госнадзора может грозить любому предприятию общепита, производителю или организации, торгующей продовольственными товарами.

Комиссии Роспотребнадзора вне срока, оговоренного в графике.


Основания для внеплановой проверки роспотребнадзора:

  • плохое качество продукции, оказываемых услуг
  • внеплановая выездная проверка роспотребнадзора по жалобе покупателя (потребителя)

Право на подачу таких жалоб имеют:

  • обычные покупатели-потребители
  • сотрудники органов самоуправления, следующие гражданской инициативе
  • органы государственной власти

Данные проверки имеют своей целью подтвердить либо опровергнуть факты, на нарушение которых указывается в жалобе.

Об этих проверках тоже оповещают владельцев предприятий – не позже, чем за сутки. Исключения бывают, когда нужны срочные меры, например, если есть основания подозревать серьёзные формы отравлений или опасные инфекции.

Что такое Роспотребнадзор

Роспотребнадзор – это государственная структура, контролирующая работу организаций с целью защиты прав потребителей и здоровья людей. Состав Роспотребнадзора включает курируемые им Центры гигиены и эпидемиологии и все территориальные СЭС, осуществляющие комиссии и реагирующие на жалобы граждан о фактах несоблюдения санитарных норм.

Часть функций по санитарному контролю предприятий и прочих мероприятий по защите прав потребителей реализуют ЦГиЭ, часть – территориальные органы.

Роспотребнадзор контролирует санитарно-эпидемиологическую обстановку:

  • в точках общепита (все кафе, рестораны, столовые)
  • на любых производственных предприятиях, имеющих отношение к продовольственным товарам и не только (условия работы, состояние помещений, также жилых)
  • при разработке строительных схем, на процессе строительства

Функции и полномочия Роспотребнадзора

Полномочия роспотребнадзора при проведении проверки включают:

  • проверка всех документов организации любой формы собственности, трудовых договоров, медкнижек, заключений пожарной службы и санитарных органов,
  • ведения журналов учёта необходимых санитарных мероприятий, лицензий на товары и услуги, сертификатов, работу ККМ на предприятиях торговли
  • выдача указаний по исправлению выявленных нарушений, проверка исполнения предписаний
  • составление протоколов, назначение штрафов
  • контроль выполнения закона о защите потребительских прав
  • выдача СЭЗ при успешном прохождении комиссии
  • проверка санитарно-гигиенического состояния объектов
  • аттестация сотрудников, занимающихся производством, реализацией и др. еды и питьевой воды
  • учёт, статистика, координация работы отделов
  • отслеживание состояния воздуха, почв, утилизирования мусора
  • проверка наличия и своевременности осуществления санитарных мероприятий

Роспотребнадзор имеет право изучать санитарную документацию фирм, проводить визуальный осмотр и прочие обследования.

Виды проверок Роспотребнадзора (СЭС)

Чем грозит проверка роспотребнадзора — санкции за нарушения

Служба надзора, в случае выявления несоответствий требованиям закона может применять следующие меры:

  • оформление предписания для исправления обнаруженных нарушений
  • обложение штрафом за нарушения, находящиеся в компетенции СЭС
  • приостановление деятельности предпринимателя на срок, нужный для исправления нарушений
  • подача заявления в суд (в случае угрозы или свершившегося факта массового заболевания по вине предприятия)

Действия, вызвавшие распространение инфекции, караются штрафами (от 100 до 200 МРОТ), а также вероятным заключением в тюрьму (от 2 до 5 лет в зависимости от размаха эпидемии).

При выявлении несоответствия санитарным нормам штраф не столь велик – 5-10 МРОТ (минимальный размер оплаты труда) либо остановка деятельности на 3 месяца для возможности исправления.

Если найденные нарушения касаются помещений, эксплуатационных норм, выявленных при проведении проверки роспотребнадзора штрафы по проверке составят – 10-20 МРОТ.

При грубых нарушениях, когда штраф – недостаточная мера, виновный рискует по решению суда сесть в тюрьму.

Итак, средняя величина штрафов – 20-200 тысяч рублей. Зачастую требуется предоставление объяснительной в органы надзора, с предоставлением необходимой документации. Составляется протокол о привлечении к административной ответственности.

Величина штрафа определяется в том числе тем, кто повинен – должностные лица учреждения, сама фирма, рядовые работники. Штраф для юридического лица будет больше, чем сумма денежного взыскания с физического лица (ИП или, к примеру, продавца).

Чтобы Ваше предприятие не пострадало от санкций, выполняйте санитарные требования, и помните – штрафы лучше гасить незамедлительно, а нарушения и несоответствия – безотлагательно исправлять.

Распространённые нарушения организаций при проверке Роспотребнадзора:

Проверка Роспотребнадзором салона красоты, парикмахерских

Часто встречающиеся несоответствия при проверке салонов красоты роспотребнадзором:

  • несоответствие площадей помещений
  • нет ультрафиолетовых бактерицидных облучателей (для дезинфекции воздуха)
  • отсутствие учёта функционирования облучателей
  • не следование правилам обработки инструментов
  • маникюр и педикюр делаются в одном кабинете
  • нет помещения для хранения волос, отходов, отведённого места для стирки белья
  • не соблюдаются правила хранения люминесцентных лампочек
  • нет ножной ванны в кабинете педикюра
  • нет установленного тройного комплекта инструментов
  • нет педикулицидных препаратов
  • плохое санитарное состояние помещений
  • на ёмкости с дезредствами нет маркировок о предназначении
  • работниками не пройдены медосмотры
  • нет вывески на входе в парикмахерскую или салон красоты

Документы для салона красоты и парикмахерской, необходимые для проверок Роспотребнадзора

Проверка медицинских учреждений Роспотребнадзором.

Распространённые нарушения

  • в договорах на осуществление платных услуг (например стоматологии) не указаны гарантийные сроки, сроки оказания услуг и прочие нужные сведения
  • недостаток сведений о квалификации медиков на стенде информации в клинике
  • невыполнение норм противоэпидемиологического режима, обработки оборудования, стерилизации расходников (стоматология)
  • не проводится дезинфекция инвентаря, неправильный выбор концентрации дезсредств
  • отсутствует независимая система вытяжки в санузле
  • личная гигиена работников – отсутствие условий для соблюдения
  • неполный комплект ВИЧ-аптечки
  • одноразовые инструменты не дезинфицируются перед вывозом и уничтожением
  • нет маркировки на ёмкостях для дезинфекции поверхностей
  • размеры и отделка в помещениях не соответствует нормам больницы или поликлиники
  • отсутствие, неверное оформление ценников на сопутствующую продукцию в продаже
  • работники не проходят должный инструктаж перед работой с источниками ионизирующего излучения
  • нет индивидуальной дозиметрической проверки сотрудников, карточки учёта доз не заполняются

Пакет документов для проверки роспотребнадзора медицинского центра

Аптечные учреждения. Распространённые нарушения при проверке аптек Роспотребнадзором

  • нарушения предписаний СанПин касательно микроклимата (режим температуры и влажности)
  • неверно организован процесс стирки белья и спецодежды
  • непрохождение предварительных и регулярных медосмотров работников вовремя
  • нарушаются условия хранения лекарственных изделий и их сроки реализации
  • термолабильные препараты хранятся при недопустимой температуре
  • клиент не получает полные сведения о препаратах, такую, как: состав, показания, цена, побочные действия

Какие документы необходимы при проверке Роспотребнадзором аптек

Проверка роспотребнадзором организации общественного питания. Распространённые нарушения

Надо сказать, к предприятиям общепита и торговли продуктами питания Роспотребнадзор проявляет наиболее большое внимание. И это вполне объяснимо – то, что мы едим, должно быть проверено и безопасно для здоровья.

Основные нарушения, выявляемые в заведениях общепита:

  • площади организации не соответствуют ассортименту, который заявлен
  • не выполняются требования работе и обслуживанию вентиляционных систем
  • поток технологического процесса нарушена (готовая продукция «пересекается» с сырой и полуфарикатами, чистая посуда с грязной)
  • работают люди, не проходившие медосмотр
  • отсутствует маркировка на разделочном инвентаре, нет необходимого оборудования и перслонала для уборки и клининга
  • несоблюдение технологии изготовления продуктов (повторная заморозка рыбы или мяса), нарушение сроков годности полуфабрикатов при хранении, режим обработки продуктов не соответствует стандартам
  • отсутствует своевременный бракераж изготовляемых пищевых изделий
  • приём и реализации просроченных продуктов, без документации (подтверждение безопасности, качества), маркировки; либо маркировка на изделиях содержит будущую дату
  • производится работа с оборудованием без гигиенических покрытий, удобных для санитарной обработки
  • лабораторный и производственный контроль за изделиями не реализуется должным образом

Документы для общепита (кафе, ресторан, столовая, кальянная), необходимые при проверке Роспотребнадзора

Проверка магазина роспотребнадзором. Распространённые нарушения

  • санитарно-технические характеристики помещений не отвечают требованиям
  • нет измерительных приборов для контроля температурного и влажностного режимов хранения изделий в складских помещениях
  • пищевые изделия хранятся в неположенных местах, вне склада
  • неорганизованность производственного контроля, не следование программе ППК
  • отсутствие протоколов обследований
  • объём, кратность исследований не соблюдены
  • хранение и реализация изделий без маркировки, русскоязычной информации, или с маркировкой, не соответствующей нормам законодательства РФ
  • неверное оформление ценников, отсутствие на них полной информации

Документы для магазина, необходимые для проверок Роспотребнадзора

Помимо этих организаций, также существенно подвержены проверкам Роспотребнадзора частные детские сады и школы, автомойки, АЗС, независимо от организационной формы предприятия — ООО, ИП и др.

Какие документы оформляются по итогам проверок Роспотребнадзора

Санитарно-эпидемиологическое заключение.

Необходимо, как показатель соответствия продукции всем необходимым санитарным нормам. Многие заказчики продукции предпочитают работать только с теми поставками, товары которых имеют сан-эпидемиологическое заключение. Экспертиза осуществляется по заявлению поставщика либо производителя продукции.

Акт проверки Роспотребнадзора. Алгоритм проверок роспотребнадзора подразумевает заполнение документа, в котором отражаются итоги комиссии СЭС. Один экземпляр акта остаётся у проверяющих, второй выдаётся предприятию или ИП, у которого проходила проверка. О наличии и передаче акта предприятию выдаётся расписка, делается запись в журнале контроля инспекций.

Если найдены несоответствия и нарушения, они фиксируются в протоколе, заверяемом работниками Роспотребнадзора и ответственным за нарушения представителем проверяемой компании.

Что не вправе делать Роспотребнадзор

Согласно регламенту, проводящим ревизию не полагается:

  • выходить при проверке обязательных к выполнению требований за пределы своей компетенции
  • проводить выездную инспекцию, в случает руководителя организации, его заместителя или уполномоченного лица (кроме ситуаций, когда необходимость проверки обусловлена прямой опасностью жизни, здоровью населения, вредом окружающей среде и различными чрезвычайными ситуациями).
  • запрашивать не относящуюся к делу информацию, какие-либо документы, а тем-более забирать такие документы
  • проводить обследования и брать пробы продукции, пробы из окружающей среды, не протоколируя свои действия, или превышать установленное количество необходимых проб
  • информация по итогам проверки является государственной тайной и охраняется законом — распространять её нельзя
  • выходить за рамки сроков при проведении проверки

Любая проверка должна проходить в строгом следовании регламенту проверок.

Скачать pdf официальный регламент проверок Роспотребнадзора (откроется в новом окне)

Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора

Лучший вариант – постоянное соблюдение и поддерживание санитарных норм и правил в компании, контроль надлежащей документации. Тогда Вам не придётся впопыхах думать, как устранить недочёты.

Если всё же есть несоответствия, или Вы хотите быть стопроцентно уверенными в успешном прохождении проверки, можно обратиться в специализированную организацию. Компания СЭС-ДОК поможет на всех этапах подготовки к проверке роспотребнадзора и сбора документов, проведении санитарных мероприятий, консультировании персонала в связи с инспекцией.

Как вести себя при проверке Роспотребнадзора

Итак, Вы подготовились к проверке, как могли, и этот час настал. Внимательно проверьте разрешительные документы на проведение комиссии – какие-либо нарушения или отсутствие сведений дают Вам право не принять инспекцию. Ознакомьтесь с регламентом заранее. И помните, порядок проведения проверки СЭС диктует, что представлять организацию может только руководитель или лицо, получившее доверенность. Если, к примеру, проверка приходит в магазин, а там находится только продавец, не являющийся уполномоченным от руководства принимать инспекцию Роспотребнадзора, это основание для отказа чиновникам. Вы можете заранее прописать в должностной инструкции работника, что он не вправе представлять организацию на проверках.

Если пришла инспекция, а сотрудник не должен ее встречать, ему следует сразу предъявить комиссии соответствующие документы, известить своё руководство и предложить подождать приезда директора или уполномоченного лица. Работнику не стоит подписывать какие-либо документы. Если иначе никак, нужно как следует изучить их, возможные обвинения и негативные обстоятельства не признавать, возможно, использовать общие фразы «с замечаниями, возражениями, которые будут предоставлены позже».

Не стоит нервничать, общайтесь с комиссией в спокойной деловой форме, будьте открыты, но не сообщайте избыточных сведений, которые могут нечаянно дать почву для размышлений. Это касается и руководства, и сотрудников, которых следует проинструктировать заранее, как вести себя при проверке Роспотребнадзора, о наилучшей линии поведения. Помните, общая цель визита инспекции – убедиться в санитарном благополучии предприятия, а не найти повод для санкций. Но будьте готовы к тому, что комиссия подойдёт к делу скрупулёзно.

Отстаивать свои права также нужно в спокойной и уверенной форме – уверенность Вам придаст знание своих прав, не стоит переводить ситуацию в конфликтную. Помните о том, что решение о штрафах должно быть аргументировано и запротоколировано, иначе это взяточничество, которое является преступлением.

Важно: на предприятии должен быть журнал учёта проверок установленного образца, куда заносится подробная информация о мероприятии, данные участников, результаты осмотра фирмы. Это пойдет на пользу Вашей организации, прежде всего – например, если понадобится свидетельство того, что инспекция уже приходила.

Документы для Роспотребнадзора в 2017 году

Служба СЭС-ДОК предоставит Вам перечень документов для СЭС при любом виде деятельности, а также общий список документов.

Вкратце, это учредительные документы компании, документы, связанные с функционированием здания, помещениями, договора (на вывоз мусора и др.) и журналы учёта санитарных процедур, бактериологических обследований.

В зависимости от специфики деятельности организации и требований СЭС к виду деятельности, дополняется основной список.

Что интересует санитарных врачей

  • полный и корректно оформленный пакет санитарных документов компании
  • поддержание надлежащего санитарного состояния на предприятии, условия труда
  • регулярность проведения необходимых санитарных процедур, обследований, мероприятий

    Компания СЭС-ДОК Москва предлагает высококвалифицированную помощь при подготовке к проверке Роспотребнадзора на любом этапе Вашей деятельности

  • Штрафы Роспотребнадзора для физических, юридических лиц и ИП

    Санитарные нормы и правила, соблюдение прав потребителей – это те обязательные нормы, которые должны соблюдать все компании. За добросовестным соблюдением правил следит Роспотребнадзор, который имеет право, в случае обнаружения нарушений, штрафовать физических и юридических лиц, а также приостанавливать деятельность.

    Общие положения о Роспотребнадзоре

    В полномочия органов Роспотребнадзора входят проверки выполнения норм СанПина. Проверки могут быть как плановые (раз в три года), так и внеплановые (по веским основаниям). При нарушениях будет назначен штраф. Вряд ли его сумма будет способна существенно подкосить финансовое положение, но пренебрегать соблюдением норм тоже не стоит.

    Нужно помнить, что далеко не все нормы санитарного характера являются обязательными, часть из них рекомендательная. Перед проверкой обязательно сверьте условия труда по различным показателям, т.к. работодатель обязан организовывать безопасные условия труда (согласно ст. 163, 209 ТК РФ).

    Обратимся к Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 

    Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

    Штрафы Роспотребнадзора для юридических лиц в 2018 году

    В случае несоблюдения правил директору (как физическому лицу) или непосредственно компании грозит административная ответственность в виде штрафа. Согласно ст.

    6.3 КоАП РФ:

    Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Ко всему прочему, штраф могут выписать за нарушения санитарных норм и правил по ст. 6.4 КоАП РФ:

    Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

    Так как проверки соблюдения норм СанПина и ТК РФ во многом пересекаются и тесно связаны, Роспотребнадзор может связаться с инспекцией по охране труда, так что, в случае выявления санитарных нарушений, в организацию с внеплановой проверкой могут заявиться уже другие проверяющие.

    Таблица нарушений и штрафов

    Так как охватить все виды нарушений затруднительно, мы подготовили для вас лаконичную таблицу с перечнем основных штрафов за нарушение прав потребителя.

    Вид нарушения, статья КоАП РФ

    Штраф, в руб.

    Иное

    Для руководителей или ИП

    Для юридического лица

    Нарушение санитарных норм (6.3)

    от 500 до 1 000

    от 10 000 до 20 000

    приостановление деятельности на срок до 90 суток

    Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров на розничных рынках (ч.

    2-4, 6-8 ст. 14.34)

    5 000–20 000

    100 000–300 000

    Продажа товаров несоответствующего качества (п.1 ст. 14.4)

    Для руководства от 3 000 до 10 000, для ИП от 10 000 до 20 000

    от 20 000 до 30 000

    Повторное нарушение (п.2 ст.14.4)

    Для руководителей от 7 000 до 15 000, для ИП от 15 000 до 30 000, с конфискацией или без

    от 30 000 до 50 000 с конфискацией или без

    для руководителей дисквалификация на срок до 1 года

    Обман потребителя (п.1 ст. 14.7)

    от 10 000 до 30 000

    от 20 000 до 50 000

    Введение в заблуждение (п. 2 ст.14.7)

    от 12 000 до 20 000

    от 10 0000 до 50 0000

    Неисполнение предписания (ст.19.5)

    от 1 000 до 2 000

    от 10 000 до 20 000

    для руководителей дисквалификация на срок до 3 лет

    Нарушения со стороны Роспотребнадзора

    Да, сотрудники Роспотребнадзора могут также нарушить и ваши права, что, при наличии такого обширного количества прав у них, немудрено.

    Злоупотребления бывают сплошь и рядом, потому стоит помнить о том, что орган контроля не имеет право:

    • проверять выполнение требований, которые не входят в сферу их компетенции;
    • истребовать документы или информацию, чье наличие необязательно или не относится к предмету проверки;
    • распространять информацию, являющуюся тайной;
    • превышать установленные сроки проверки (около 20 дней).

    Если вы знаете, что ваши права были нарушены, советуем обратиться к юристу, он поможет вам оспорить решение контролирующего органа и отстоять свои права.

    скачать dle 11.3

    .

    ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ
    ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ПРОВЕРКЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

    1. Документы на руководителя медицинской организации (законного представителя юридического лица): приказ о назначении на должность, трудовой договор, должностная инструкция

    2. Устав юридического лица

    3. Свидетельство ИНН

    4. Свидетельство ОГРН

    5. КодыОКВЭД

    6. Банковские реквизиты.

    7. Документы, подтверждающие наличие у медицинской организации принадлежащих ему на праве собственности (документы на право собственности) или ином законном основании (договор аренды помещений) зданий, строений, сооружений и (или) помещений, в которых осуществляются лицензируемые виды деятельности.

    8. Штатное расписание на текущий год: с обязательным указанием занятых и вакантных должностей, дополнительно — сведения о сотрудниках, не указанных в штатном расписании, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции персонала.

    9. Лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность

    10. Санитарно-эпидемиологические заключения: на медицинскую деятельность, на работы с источниками ионизирующего излучения (ИИИ), на работу с ПБА (патогенными биологическими агентами) 3-4 групп патогенности.

    11. Поэтажные планы каждого корпуса (в соответствии с экспликацией здания, каждое помещение должно быть подписано, в каждой палате должно быть указано количество коек).

    12. Дезинфекция и очистка системы вытяжной вентиляции: договор на выполнение работ (в т.ч. на пищеблоке ─ с протоколом лабораторных испытаний), журнал дезинфекции и очистки системы вытяжной вентиляции (общий по медицинской организации), паспорта вентиляционных систем, технический отчет о работе систем вентиляции (оценка ее эффективности).

    13. Программа производственного контроля: приказ о назначении ответственного за проведение ППК, договор на выполнение ППК с лицензией, аттестатом и областью аккредитации организации, выполняющей лабораторно-инструментальные исследования по программе ПК, последние протоколы исследований.

    14. Организация обращения с медицинскими отходами: приказ о назначении ответственных лиц, схема и инструкция по обращению с медицинскими отходами, журнал проведения инструктажей (предварительный при приеме на работу и периодический), технологические журналы по учету медицинских отходов по подразделениям и по учреждению в целом, договор на вывоз медицинских отходов с актами сдачи-приема и талонами на размещение отходов на полигонах.

    При наличии участка по организации медицинских отходов в медицинской организации: все вышеперечисленные документы за исключением договора на вывоз медотходов.

    15. Договор на вывоз ТБО, пищевых отходов, отходов класса Г (утилизация ртутьсодержащих отходов, в т.ч. люминесцентных и ультрафиолетовых бактерицидных ламп; дезинфицирующих средств с истекшим сроком годности; просроченных лекарственных средств).

    16. Договор на дератизацию и дезинсекцию синантропных членистоногих (от мух, тараканов, мышей, при необходимости — сезонная обработка территории медицинской организации от клещей) с актами выполненных работ.

    17. Договор на стирку спецодежды медицинских сотрудников и белья медицинской организации.

    18. Заключительные акты по периодическим медицинским осмотрам работников медицинской организации с разъяснением согласно штатного расписания. Сведения по проведению медосмотров внешних совместителей (при наличии в штате).

    19. Наличие медицинских книжек у сотрудников пищеблока, буфетчиц и сотрудников, связанных с раздачей пищи.

    20. Данные о прохождении ежегодного флюорографического обследования сотрудниками медицинской организации;список сотрудников, подлежащих флюорографическому обследованию в текущем году, согласованный с Роспотребнадзором.

    21. Сведения по вакцинации сотрудников медицинской организации против кори, краснухи, дифтерии, гепатита В. Для сотрудников, связанных с раздачей пищи: против гепатита А и дизентерии Зонне (в медицинских учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы). Наличие прививочных сертификатов.

    22. Документы по организации лечебного питания: товарные-накладные, товарно-транспортные накладные за текущий месяц (на дату проверки) по всей продукции. Документы, подтверждающие качество реализуемой пищевой продукции (сертификаты, декларации, свидетельства ЕАС). Документы, подтверждающие использование специализированного транспорта для транспортировки данного вида пищевой продукции, температурный лист условий транспортировки пищевой продукции.

    23. Договор на техническое обслуживание медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), акты выполненных работ по техническому обслуживанию медицинских изделий.

    24. Инструкции по обработке (дезинфекция, стерилизация) медицинских изделий.

    25. Перечень медицинского оборудования, содержащего источники ультразвука, ультрафиолетового излучения (ультрафиолетовый бактерицидный облучатель, камера бактерицидная для хранения простерилизованных медицинских изделий и др.), лазерного излучения, СВЧ, ионизирующего излучения, перечень эндоскопического, дезинфекционного и стерилизационного оборудования (автоклавы, стерилизатор воздушный, мойка ультразвуковая, камера воздушно-пароформалиновая дезинфекционная и др.).

    26. Документация на медицинские изделия: паспорт, руководство по эксплуатации, регистрационное удостоверение, сертификат соответствия.

    27. Эндоскопическое оборудование: распорядительный документ организации о лицах, ответственных за организацию и проведение противоэпидемических мероприятий при проведении эндоскопических манипуляций, в том числе за качество обработки эндоскопического оборудования; документы о повышении квалификации медицинских работников, непосредственно связанных с проведением эндоскопических вмешательств и обработкой эндоскопического оборудования (врачи и медицинские сестры); рабочие инструкции по обработке эндоскопов; журналы контроля обработки эндоскопов для нестерильных вмешательств.

    28. Документация по учетуконтроля качества стерилизации и дезинфекции изделий медицинского назначения: журнал учета качества предстерилизационной обработки изделий медицинского назначения (форма №366/у), журнал контроля работы стерилизаторов воздушного, парового (автоклава) (форма №257/у).

    29. Журнал регистрации и контроля работы бактерицидной установки.

    30. Расчет потребности в дезинфицирующих средствах.

    31. Справка о количестве дезинфекционных средств, имеющихся в наличии по состоянию на текущий месяц (на дату проверки).

    32. Журнал контроля концентрации рабочих растворов дезинфицирующих средств.

    33. Журнал генеральных уборок.

    34. Журнал учета инфекционных заболеваний (форма № 060/у).

    35. Комиссия по профилактике ИСМП: приказ о работе комиссии по профилактике ИСМП, план работы комиссии по профилактике ИСМП, протоколы за текущий и предыдущий годы заседаний комиссии по профилактике ИСМП.

    36. Комплексный план по профилактике инфекционных заболеваний в медицинской организации.

    37. Обеспечение мероприятий по предупреждению заноса и распространения инфекционных (паразитарных) болезней (вопросы профилактики особо опасных инфекций):

    ─ методические папки, разработанные на основании нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, в приемном отделении (оперативная папка), патологоанатомическом отделении и в каждом лечебном отделении, а также у руководства медицинской организацией. В каждой методической папке имеются:

    1) приказ «Об обеспечении мероприятий по предупреждению заноса и распространения болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории»,

    2) схема оповещения,

    3) функциональные обязанности должностных лиц, конкретно для работников каждого подразделения,

    4) перечень действующих нормативно-правовых документов, приказов, распоряжений, методических указаний по болезням, в т.ч. санитарные правила по санитарной охране территории РФ, чуме, холере, КВГЛ, бешенству и т.д. (всего по 25 инфекционным (паразитарным) болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ),

    5) общие сведения клинико-эпидемиологических характеристик болезней,

    6) оперативный план по локализации очага в случае выявления больного болезнями,

    7) план профилактических мероприятий,

    8) порядок одевания и снятия средств индивидуальной защиты, их обеззараживание,

    9) меры и средства личной профилактики медицинского персонала,

    10) правила забора биологического материала на холеру,

    11) план проведения тренировочного учения с медицинскими работниками с вводом условного больного (с протоколом и регистрацией присутствующих на учениях).

    ─ журнала учета занятий по ежегодной теоретической и практической подготовке медицинского персонала по инфекционным (паразитарным) болезням, требующим проведения мероприятий по санитарной охране территории РФ (с отметкой о проведенном зачете).

    38. Журнал осмотра на педикулез в приемном отделении.

    39. Медицинская документация пациентов.

    40. Акты сверки с филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».

    41. Данные микробиологического мониторинга с объектов внешней среды и от пациентов за текущий год (общие по больнице, разбивка по отделениям, превалирующая флора, резистентность к антибиотикам). 5 историй болезней с гнойно-септическими осложнениями после проведенных операций текущий и предыдущий год.

    42. Клинико-диагностическая лаборатория 3-4 групп патогенности: приказ о создании комиссии по безопасности работы с микроорганизмами 3-4 группы патогенности, акт экспертизы клинико-диагностической лаборатории 3-4 группы патогенности, документы о профессиональной подготовке медицинского персонала лаборатории.

    Вам также может понравиться

    Об авторе admin

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *