Складская логистика

Задачи и цели складской логистики, виды логистических активностей

 

Запасы играют как положительную, так и отрицательную роль в экономике предприятия. Положительная роль запасов заключается в том, что они обеспечивают непрерывность процесса производства и сбыта, являясь своеобразным буфером, сглаживающим непредвиденные колебания спроса, сбои в поставках и производственном процессе, повышают надежность логистического менеджмента (табл. 4.1).

 

Таблица 4.1 – Преимущества складирования

 

Негативной стороной запасов является то, что в них замораживаются (иммобилизируются) значительные финансовые ресурсы и объемы товарно-материальных ценностей, которые могли бы быть использованы на другие цели, например, инвестиции в новые технологии, маркетинг, повышение произ­водительности труда и т.п.

Основной задачей логистического управления запасами в складской логистике является согласование (координация) зачастую противоположных целей различных сфер маркетинга, производства и финансов по отношению к запасам. Укрупненно эти цели заключаются в следующем. Менеджмент маркетинга заинтересован в как можно более высоком уровне удовлетворения потребителей за счет эффективно пополняемых запасов, способных быстро и комплексно реагировать на изменения спроса.

С позиций производственного менеджмента запасы должны прежде всего обеспечивать непрерывность производственно-технологического цикла, предотвращать сбои из-за отсутствия необходимых ресурсов и в то же время минимизиро­вать затраты, связанные со снабжением.

Финансовый менеджмент заинтересован в как можно мень­шем уровне запасов в логистической сети с точки зрения оборотного капитала, ускорения оборачиваемости запасов, уменьшения общих издержек, связанных с управлением запасами и повышения отдачи на вложенные в запасы инвестиции.

В связи с разным целевым назначением и подходом к запасам указанных сфер менеджмента между ними могут возникать конфликты, сглаживание которых является одной из ключевых задач логистического менеджмента. Обычно эта задача решается на основе критерия минимальных общих затрат, связанных с формированием и управлением различны­ми видами запасов в ЛС.

Цели и вытекающие из них задачи создания и поддержания запасов на различных участках логистической сети составляют две большие группы:

– создание и поддержание запасов материальных ресурсов (МР) в логистических каналах снабжения и производства;

– создание и поддержание запасов готовой продукции (ГП) в дистрибутивных каналах.

В первой группе можно выделить такие задачи как экономия на закупках, сокращение затрат на транспортировку, обеспечение гарантий снабжения и производства (повышение надежности снабжения), защита против возможного повышения цен на МР, учет сезонных колебаний спроса (производственной программы), поддержка производственного расписания.

Создание запасов МР в логистических каналах снабжения приводит в ряде случаев к значительной экономии на затратах, связанных с закупками, так как при закупках в больших объемах поставщики МР обычно делают скидки. Хотя создаваемые в этом случае запасы МР (в логистических ка­налах от поставщиков до производителя или на складах МР) могут поддерживаться достаточно долго, затраты хранения могут быть меньше, чем выигрыш на скидках с цены.

Сокращение затрат на транспортировку является одной из важнейших задач управления запасами как в снабжении, так и в дистрибьюции.

Закупка фирмами больших количеств МР и отправка их большими эконо­мичными партиями (например, железнодорожным транспор­том), как правило, приводит к снижению транспортных тари­фов и уменьшению затрат на транспортировку. Однако в этом случае создание складских запасов становится практически неизбежным.

Запасы служат таким целям:

– улучшение обслуживания потребителей путем раз­мещения запасов рядом с местом продажи продукции, что способствует не только сокращению времени выполнения заказов, но и организации поставок потребителю мелкими партиями;

– создание предпосылок для снижения производственных затрат. Запасы, действуя как буфер, уменьшают влияние колебаний спроса, оставляя производству возможность работать в оптимальных условиях;

– сокращение затрат на приобретение и транспортировку, благодаря накоплению запасов в количествах, пре­дусматривающих ценовые скидки при закупках и сниже­те транспортных тарифов при перевозках;

– защита от колебания цен (особенно в условиях инфляции). Накапливая ресурсы, заранее приобретенные по более низким ценам, можно создать предпосылки умень­шения издержек производства.

Для принятия обоснован­ных решений логистик должен оценить целесообразность дополнительных покупок на основе концепции всеобщих затрат в связи с ростом издержек хранения запасов, эко­номии при закупках и в производстве, а также в связи с изменением транспортных расходов;

– защита от неопределенности спроса и возможных изменений сроков выполнения заказов. Эта цель дости­гается с помощью поддержания дополнительного уровня запасов;

– защита от случайностей. Наличие запасов в этом случае позволяет некоторое время бесперебойно работать до возобновления снабжения или производства. Логистику важно создать предпосылки уравновешивания затрат для обеспечения необходимой эффективности про­изводства и издержек продвижения товаров на рынок.

 


Дата добавления: 2016-11-04; просмотров: 1098;


Похожие статьи:

МАРКЕТИНГ:
Учебное пособие для подготовки
к итоговому междисциплинарному экзамену
профессиональной подготовки маркетолога.
Под общей ред. В.Е. Ланкина.
Таганрог: ТРТУ, 2006.

IV. ЛОГИСТИКА

8. Разработка систем складирования

Понятие склада, основные функции склада, классификация складов

Склад – это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю. Основное назначение склада – концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей.

Склады различаются:

1) по размерам: от небольших помещений, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров;

2) по высоте укладки грузов: в одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более;

3) по конструкции: могутразмещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах;

4) по необходимости создавать и поддерживать специальный режим, например температуру, влажность;

5) по количеству пользователей: склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (индивидуальное пользование), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (коллективное пользование или склад-отель);

6) по степени механизации складских операций: немеханизированные, .механизированные, комплексно-механизированные, автоматизированные и автоматические;

7) по возможностям доставки и вывоза грузас помощью железнодорожного или водного транспорта: пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным или другим видом транспорта;

8) по широте ассортимента хранимого груза: специализированные склады, склады со смешанным или с универсальным ассортиментом;

9) по месту в процессе движения МП от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции:

а) склады на участке движения продукции производственно-технического назначения:
·        склады готовой продукции предприятий-изготовителей,
·        склады сырья и исходных материалов,
·      склады сферы обращения продукции производственно-технического назначения;

б) склады на участке движения товаров народного потребления:
·      склады предприятий оптовой торговли товарами народного потребления, находящиеся в местах производства этих изделий – выходные оптовые базы,
·      склады, находящиеся в местах их потребления – торговые оптовые базы.

К основным функциям склада относят следующие.

1.     Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по конструктивности, размеру, форме, цвету и т.д.

Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.

2.     Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов.

3.     Преобразование материальных потоков: расформирование одних грузовых партий или грузовых единиц и формирование других, распаковка грузов, комплектование новых грузовых единиц, их упаковка, затаривание.

4.     Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства

5.     Предоставление услуг.

Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей, например:
·        подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
·        проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
·        придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
·        транспортно-экспедиционные услуги и т. д.

Основные задачи эффективной организации и функционирования склада

Эффективноефункционирование склада – залог его рентабельности. К основным задачам эффективнойорганизации и функционирования склада относятся:
·         решение вопроса о том, организовывать ли собственный склад фирмы или использовать склад общего пользования;
·         определение количества складов и размещение складской сети;
·         выбор места расположения склада;
·         разработка системы складирования.

Принципы организации логистических процессов на складе

При организации логистических процессов на складе необходимо добиваться:
·         рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
·         эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
·         использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
·         минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
·         осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
·         максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией и т.д.

Задача выбора собственного склада или склада общего пользования

Решение вопроса о том, организовывать ли собственный склад фирмы или использовать склад общего пользования. Существуют три альтернативы: приобретение складов в собственность, взятие в аренду, использование складов общего пользования. Выбор между этими вариантами или их комбинацией – одна из самых главных проблем в складировании.

Комбинация собственного склада и склада общего пользования экономически оправданна, если фирма реализует свою продукцию в различных регионах и в случае сезонного спроса на товар.

При постоянном спросе с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории целесообразен выбор собственного склада.

Складам общего пользования следует отдавать предпочтение при низком объеме оборота фирмы или сезонности хранимого товара, а также, когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.

   |    В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ    |   
ЛЕКЦИИ

      Выбор места расположения склада

      Важным вопросом организации складского хозяйства является правильное размещение его на территории промышленного предприятия. Ибо на любом предприятии существует технологическая связь между отдельными складами и цехами — потребителями материалов.

      Размещение складов существенно влияет на всю схему грузопотоков и загрузку транспорта, на эффективность его работы, на общую компановку генерального плана предприятия, производственного корпуса, цеха, участка, на архитектурные, конструктивные и объемно-планировочные решения.

      Основные принципы рационального размещения складов на территории предприятия: прямолинейность грузопотоков; удобство транспортировки грузов и хорошая связь с подъездными путями; приближение хранимых материальных ценностей к главнейшим цехам — их потребителям — для более экономичного и быстрого обслуживания; пожарная безопасность в отношении расположения к другим строениям и цехам предприятия.

      При размещении складов на территории предприятия руководствуются следующим: склады готовой продукции размещают вблизи корпусов окончательной сборки и испытательных станций, а прицеховые склады — в здании цехов-потребителей или в непосредственной близости к этим цехам. Складские помещения общезаводского назначения располагают на окраине территории предприятия или в районе железнодорожных путей, за исключением центральных материальных складов, складов оборудования и складов моделей, которые могут находиться в зоне основной застройки, вблизи обслуживаемых ими объектов.

      При стратегическом планировании деятельности в сфере закупочной и распределительной логистики проблема размещения складской сети и определения необходимого количества складов является одной из наиболее важных и может быть вызвана:
      — вхождением фирмы на новые рынки сбыта;
      — изменениями в территориальном распределении потребителей;
      — внедрением принципа «точно в срок» при снабжении производства и т. д.

      Территориальное размещение складов и их количество определяется мощностью материальных потоков и степенью их рациональной организации. Необходимо учитывать:
      — спрос на рынке сбыта;
      — размеры региона сбыта и концентрацию в нем потребителей;
      — относительное расположение поставщиков и покупателей;
      — особенности коммуникационных связей и т. д.

      На практике чаще всего рассматриваются две альтернативы размещения складов и их количества:
      — централизованная система складирования
      — децентрализованная система складирования.

      Централизованная система складирования включает в себя один крупный центральный склад, где накапливается основная часть запасов, а филиальные склады, роль которых могут выполнять не только собственные, но и склады общего пользования, будут располагаться в регионах сбыта.

      Децентрализованная система складирования — основная часть запасов концентрируется в сети складов, рассредоточенных в различных регионах сбыта, в непосредственной близости от потребителя. Децентрализованной системе отдается предпочтение при высокой корреляции спроса на продукцию одновременно в различных регионах, при абсолютно высоком уровне продаж, если покупатель предъявляет повышенные требования к уровню обслуживания, поскольку децентрализация сети позволяет значительно сократить время на снабжение потребителя и т. д. Такая система разветвленной складской сети наиболее актуальна в распределительной логистике, где основным клиентом выступает розничная сеть, стремящаяся к сокращению собственных складских площадей, и, как следствие этого, предпочитает осуществлять заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.

      В зависимости от исходных данных для решения задач размещения складской сети используют несколько методов. При небольшом количестве потребителей применяется прямой расчет приведенных затрат по каждому варианту. При очень большом количестве потребителей значительно увеличивается многовариантность размещения складской сети.

В зависимости от различных факторов влияния используют методы линейного программирования (задача решается по любому алгоритму транспортной задачи), комбинаторный метод (позволяет учесть неравномерный характер зависимостей затрат на строительство складов и транспортных расходов по доставке грузов потребителям), методы динамического программирования (при поэтапном инвестировании строительства складов; решение каждого этапа должно в итоге оптимизировать общий результат всего периода) и др.

      Выбрав тип складского сооружения и определив место его расположения, необходимо определить его параметры.

Кузьмина Т.С. — Складское хозяйство в логистической системе

Классификация складов

При использовании материалов активная гиперссылка на источник информации http://www.kt-lospo.com ОБЯЗАТЕЛЬНА!


Роль склада в технологической цепи любого предприятия достаточно велика, а если речь идет о торговле, то здесь склад – основа всего процесса.

Чем более продуманным является подход к работе склада, тем более динамично проходят все операции с товаром

Склад — комплекс помещений, предназначенные для обеспечения сохранности материально ценных грузов, а так же для оказания складских услуг. В логистике склад выполняет функцию аккумулирования резервов материальных ресурсов.

Часто приходится видеть такую картину: склады представляют собой непривлекательные, грязные помещения, лишенные четкой организационной структуры, на которых хранят товары, каждый раз с трудом отыскивая нужный из них.

Как правило, на таких складах работает низкоквалифицированный персонал, имеющий соответствующую оплату труда. Такое положение дел является в корне неправильным, поскольку грамотно организованный склад способен во много раз увеличить прибыль и снизить издержки любого предприятия, как производственного, так и торгового.

Роль склада в технологической цепи любого предприятия достаточно велика, а если речь идет о торговле, то здесь склад – основа всего процесса. Чем более продуманным является подход к работе склада, тем более динамично проходят все операции с товаром, что всегда привлекает клиентов и  создает хорошую репутацию фирме. В складской сфере, как и везде, существуют свои передовые технологии – организационные, технические, технологические. Работа на современном складе требует высокой квалификации в области логистики, компьютерных технологий, бухгалтерии.

Роль складов переоценить трудно – они нужны для демпфирования изменений в запасах товаров, необходимых для обеспечения нужных объемов поставок для продажи, а также поддержания бесперебойного технологического процесса производства, что особенно важно для предприятий, перебои в работе которых чреваты большими материальными и технологическими потерями. Грамотная работа склада позволяет синхронизировать скорости всех технологических стадий, а в торговле – оптимизировать системы продвижения товаров от изготовителя к потребителю. 

Существуют разные виды складов, которые можно разделить по их назначению:

  • производственные склады – вспомогательные звенья технологической цепи, служащие для хранения сырья, упаковки, комплектующих материалов, полуфабрикатов и готовой продукции;
  • склады транзитно-перевалочные находятся при станциях железной дороги, портах, аэропортах и служат для кратковременного хранения товаров на отрезке их перегрузки;
  • таможенные склады нужны для ответственного хранения грузов, ожидающих таможенного оформления;
  • склады досрочного завоза нужны в районах, куда доставка товаров возможна лишь в определенные периоды времени
  • сезонные склады служат для хранения, например, сельхозурожая;
  • резервные склады хранят запасы товаров на случай чрезвычайных ситуаций;
  • оптовые склады распределяют потоки товаров между торговыми сетями;
  • коммерческие склады предоставляют услуги по хранению всем желающим за определенную плату;
  • розничные склады находятся при торговых предприятиях.

Для разных товаров требуются и разные условия хранения: это могут быть обычные помещения, бункеры, цистерны, автоматизированные системы, холодильники, сейфы и так далее. На складе должны быть созданы идеальные условия для сохранности всех свойств продукции: температура, влажность, давление, создание специальной газо-воздушной среды и другие. Часто при складах работают вспомогательные службы контроля физико-химических качеств товаров в процессе хранения – лаборатории, экспертные службы. Иногда на складах организуют участки растаривания или, наоборот, расфасовки и упаковки. В любом случае, к работе склада нужно относиться со всей серьезностью, так же, как и к любой другой сфере деятельности современной экономики.

Источник: Производство и поставки скотча в Санкт-Петербурге

Учет логистических затрат

Магистр Абдыкалиева Ж.Ш.

Жетысуский государственный университет им.И.Жансугурова, Казахстан

Одним из недостатков существующих классификаций логистических затрат является применение смешанных признаков их группировки по статьям затрат и по экономическим элементам.

Отсюда двойной учет одной операции и неполное отражение фактических расходов.

Выделение тех или иных затрат или группы затрат зависит от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях. При этом общие логистические затраты делятся на четыре группы:

1) затраты на элементарные и комплексные логистические операции;

2) потери от иммобилизации средств запасах;

3) издержки от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса;

4) издержки на логистическое администрирование.

Анализ структуры логистических затрат в развитых странах показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40%), транспортные расходы (15-35%), расходы на административно-управленческие функции (9-14%). За последнее десятилетие заметен рост логистических затрат многих компаний на такие комплексные логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, логистическое администрирование. За рубежом анализ логистических затрат обычно проводится в процентном отношении к ВНП (для страны в целом) или к объему продаж готовой продукциипредприятия [1,211с.].

Учет логистических затрат должен быть интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять отклонения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов распределения.

Анализ практики деятельности предприятий показал, что существующие аналитические методы определения логистических затрат не дают возможности оценить вклад каждой структурной единицы в общую сумму экономии или удорожания. А это особенно важно, когда необходимо не только установить причину возникновения дополнительных затрат, но и выявить место и возможные последствия.

Переходим к рассмотрению методики расчета общих затрат на логистическую деятельность. Общие затраты на логистическую деятельность должны включать в себя все расходы, необходимые для обеспечения потребностейлогистики. Долгое время преобладающей чертой управленческой деятельности, усугубляемой особенностями бухгалтерского учета и финансового контроля, было стремление к максимально возможному снижению затрат в каждой функциональной области логистики при практически полном отсутствии интереса к общим затратам. Менеджеры обычно направляли свои усилия на минимизацию функциональных расходов (в частности, транспортных) в надежде, что это приведет к сокращению всего комплекса затрат. Концепция общих затрат позволяет исследовать соотношение функциональных расходов, что, в свою очередь, позволяет поэлементно определить всю структуру расходов на логистику и делает очевидной необходимость анализа функциональных затрат и их значимости для делового предприятия. Однако задача разработки и внедрения эффективной системы распределения расходов на логистику так и оставалась нерешенной, а многие методы бухгалтерского учета продолжают служить препятствием для полноценного применения концепции общих затрат.

При определении надлежащего объема логистических затрат нужно исходить из желательного уровня обслуживания клиентов.

Попытки обеспечить одновременно высокую доступность, функциональность и надежность сервиса обходятся очень дорого. Менеджеры сталкиваются со сложной проблемой, порождаемой тем обстоятельством, что между ростом расходов на логистику и улучшением результатов деятельности нет прямой зависимости. Именно запросы потребителей должны составлять основу логистической стратегии фирмы [2,С.180-181].

Разделение деятельности предприятия на стратегические этапы и процессы позволяет лучше понять структуру затрат предприятия и определить, каковы главные элементы затрат.

В основе разработки логистической системы на предприятии лежит логистический процесс выполнения заказов – совокупность последовательно выполняемых операций. Полный логистический цикл рассматривается от момента заказа потребителем товара до момента его получения (покупки).

Состав и структура логистических затрат определяются объемом и характером логистических операций. Общая сумма логистических затрат слагается из тех расходов, которые производятся различными звеньями логистической цепи, связанными прежде всего логистическими функциями. Под последними следует понимать обособленную совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) ее звеньями задач, и логистических операций, т.е. любых действий, не подлежащих дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или менеджмента и связанных с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему информационного, финансового, сервисного потоков.

К логистическим операциям относятся, например, такие действия, как погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, приемка и отпуск со склада, хранение, перегрузка с одного вида транспорта на другой, сортировка, консолидация, разукрупнение, маркировка и т.п.

Логистическими операциями, связанными с информационными и финансовыми потоками, сопутствующими материальному, могут быть сбор, хранение, передача информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и покупателями товаров, страхование груза, передача прав собственности на товар и т.п.

[3,С.340-342]

Каждой логистической операции соответствуют определенные затраты, которые несут конкретные участники логистического процесса. Если звено логистической цепи не входит в структуру фирмы-производителя продукции, то ее затраты выступают как плата партнерам за их логистические услуги, т.е. за перевозку, погрузку-разгрузку, складирование, хранение, экспедирование и т.п. Многообразие логистических операций и функций (по складированию, перевозке, транспортной экспедиции, консалтингу и т.д.) позволяет значительно расширить возможности предприятий по обслуживанию заказов потребителей.

Литература:

1. Сергеев В. И. Менеджмент в бизнес-логистике. — Москва,2007. — 772с.

2. Аникин Б. А. Логистика: учебное пособие. М.: "Инфра-М", 2009. — 465 с.

3.

Смехов А. А. Основы логистики. М.: "Транспорт", 2005. — 197 с.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *