Свободные экономические зоны

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ, СЭЗ — сравнительно небольшие территории государства, на которых вводится льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и отечественных инвесторов и создается вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура. В мировой практике СЭЗ создаются как в развитых (Великобритания, Германия, Голландия, США), так и в развивающихся странах (Бразилия, Южная Корея, Малайзия и др.). Весьма широко используют СЭЗ в Китае в своей политике привлечения иностранного капитала. Различают несколько видов зон: свободные склады, свободные таможенные зоны (СТЗ), научно-технические зоны (НТЗ), которые в США называются технопарки, а в Японии — технополисы, и, наконец, СЭЗ, главным образом экспортной специализации. Особым режимом отличаются оффшорные зоны. СЭЗ, особенно зоны экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Часто зоны создаются в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы, специалистов. Например, одной из первых СЭЗ была зона в Ирландии, созданная в аэропорту Шеннон в 1959 г. Позднее такая же зона была создана в английском аэропорту Дог-Айленд. Некоторые зоны создаются на более крупных территориях, как промышленный округ свободной зоны Манаус в Бразилии, специальная экономическая зона Шеньжень в Китае и др. Для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры СЭЗ, развитие которых признается приоритетным с точки зрения общественных интересов, выделяются средства из государственного бюджета и предоставляются льготные кредиты. Опыт зарубежных СЭЗ говорит о том, что инвесторы пользуются примерно одинаковым набором льгот: таможенными (освобождение от импортных по- шлин или их существенное снижение по сравнению с обычными); налоговыми (отсутствие налогов на добавленную стоимость, на прибыль и акцизов); бюджетными (предоставление разного рода субсидий); правовыми (упрощенный режим учреждения и регистрации фирм); банковскими (льготное кредитование); валютными (полная либерализация валютных операций). Предоставленные льготы в дальнейшем окупаются растущими доходами бюджета от роста производства в зоне. Однако в мире СЭЗ сравнительно немного, и решения об их создании принимаются лишь после основательной проработки, в результате которой доказывается их народнохозяйственная целесообразность и эффективность. В РФ была предпринята неудачная попытка создания СЭЗ на уровне целых краев и областей, когда в 1990-1991 гг. было объявлено о формировании 11 крупных зон. В конце 90-х гг. создаются свободные таможенные зоны, расположенные вблизи крупных международных аэропортов (приняты решения о создании таких зон около аэропортов Шереметьево и Внуково (Москва)), а также международных портов, например, в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и др. В таких зонах создаются консигнационные склады, предприятия по подработке продукции и некоторые другие производственные предприятия.

Создаются и свободные таможенные склады, которых только на территории Москвы и Московской области уже более 150. Важным шагом по созданию СЭЗ производственного типа является Закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", принятый обеим палатами Федерального Собрания и подписанный Президентом РФ в январе 1996 г. Закон предусматривает для Особой экономической зоны режим свободной таможенной зоны (товары при вывозе и при ввозе на территорию зоны освобождается от таможенных пошлин), а также ряд других льгот, в частности на резидентов зоны не распространяется порядок обязательной продажи иностранной валюты на валютном рынке РФ.

Практика функционирования свободных экономических зон в странах СНГ

к.э.н., Тастанбекова К.Н., стар.препод. Джаксенова А.С.,

Казахская инженерно-техническая академия

Учкампирова Айгуль Бахадировна,

PhD докторантка   кафедры «Экономика» ЕНУ им. Л.Н.Гумилева,

к.э.н.,доцент  Темирова А.Б.

Евразийский Национальный университет  им.Л.Н.Гумилева

Практика функционирования

свободных экономических зон  в странах СНГ

С 90-х годов в СНГ активно начинают создаваться свободные экономические зоны (СЭЗ). К важнейшим целям развития СЭЗ относятся стимулирование создания и развития производств, основанных на новых и передовых технологиях, увеличение числа рабочих мест, объёма экспорта.

         На 1 января 2012 года в СЭЗ работает 350 резидентов свободных экономических зон, на которых занято свыше 65 тыс. человек. Ими реализуются проекты с привлечением инвестиций на сумму свыше 560 млн. долл. США из более чем сорока стран мира.

Государственные гарантии резидентам свободной экономической зоны установлены законодательством Республики Беларусь о СЭЗ, актами Президента Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза.

На резидентов СЭЗ распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные законодательством об инвестиционной деятельности.

Основные преференции в СЭЗ:

— освобождение прибыли резидентов СЭЗ, полученной от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства от налога на прибыль в течение 5 лет с даты объявления ими прибыли, а после истечения указанного срока – резидент СЭЗ уплачивает налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50 процентов. При этом уменьшенная ставка не может быть больше 12 процентов;

— обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере десять (10) процентов. Эта ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении товаров, отгруженных с 1 января 2011 года.

— освобождаются от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям (в том числе сверхнормативного незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, независимо от направления их использования;

— освобождены от государственной пошлины за выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (применяется с 01.01.2012 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных с 01.01.2012, и с 01.01.2017 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 01.01.2012);

— освобождены от земельного налога земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные резидентам СЭЗ, зарегистрированным в качестве таковых с 1 января 2012 года, для строительства объектов — на период проектирования и строительства этих объектов, но не более пяти лет с даты указанной регистрации. Резиденты СЭЗ, зарегистрированные в качестве таковых до 1 января 2012 года, вправе применять указанную льготу в период проектирования и строительства объектов, для строительства которых предоставлены земельные участки, но не ранее чем с 1 января 2017 года и не более пяти лет с указанной даты;

— финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ с заявленным объемом инвестиций в размере, эквивалентном сумме более 10 млн. евро, осуществляется за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах на очередной финансовый год для соответствующей СЭЗ, в первоочередном порядке.

Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на:

— общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, торговую и торгово-закупочную деятельность, операции с ценными бумагами;

— реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории;

— банки и страховые организации.

Регистрация субъектов хозяйствования в качестве резидентов СЭЗ осуществляется администрацией СЭЗ, в порядке установленном законодательством о СЭЗ, при условии соответствия объема инвестиций при реализации инвестиционного проекта, сумме эквивалентной не менее 1 млн. евро, а также создании и (или) развитии производства, ориентированного на экспорт и (или) импортозамещение (рассматривается бизнес-план).

Для рассмотрения вопроса о регистрации в качестве резидента юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в администрацию СЭЗ представляется ограниченный перечень документов.

         Республика Кыргызстан

В свободных экономических зонах  устанавливаются особые правовые режимы, предусматривающие льготы в области внешнеэкономической и хозяйственной деятельности.

Компаниям, работающим в СЭЗ, предоставляются следующие льготы и преимущества:

— частичное освобождение от всех видов налогов, пошлин, выплат и сборов в течение всего периода осуществления деятельности в СЭЗ;

— отчисления в размере 0,1-2% с выручки от реализации товаров и услуг в течение года в генеральную дирекцию СЭЗ за предоставление налоговых и иных льгот на территории СЭЗ;

— экспорт товаров, произведенных в СЭЗ, импорт товаров в СЭЗ, а также товары, предназначенные для реэкспорта, полностью освобождаются от таможенных пошлин;

— экспортные товары, произведенные на территории СЭЗ, освобождаются от квотирования (за исключением экспорта на таможенную территорию Кыргызской Республики, объем которого не должен превышать 30% от общего объема произведенной продукции в СЭЗ, в течение года) и лицензирования;

— упрощенный режим въезда и выезда иностранных работников;

— упрощенная и ускоренная регистрация хозяйствующего субъекта;

— упрощенные таможенные процедуры;

— прямой доступ к инфраструктуре, в том числе, телекоммуникациям, водоснабжению, электроснабжению и средствам транспортировки при ведении деятельности на территории СЭЗ.

Компаниям, зарегистрированным в СЭЗ, запрещается:

— реализовывать горюче-смазочные материалы, ликероводочные и табачные изделия юридическим и физическим лицам, не являющимся субъектами СЭЗ, на территориях СЭЗ Кыргызской Республики;

— реализовывать товары, произведенные в СЭЗ, на внутреннем рынке Кыргызской Республики, если добавленная на территории СЭЗ стоимость товаров составляет менее 30% и менее 15% — для бытовой техники и электроники.

Компании, желающие осуществлять свою деятельность в СЭЗ, обязаны пройти регистрацию в СЭЗ. Порядок регистрации хозяйствующих субъектов с иностранными инвестициями устанавливается генеральной дирекцией СЭЗ.

В настоящее время на территории Кыргызской Республики функционируют 4 свободные экономические зоны: СЭЗ «Бишкек», СЭЗ «Маймак», СЭЗ «Нарын» и СЭЗ «Каракол».

Республика Молдова

Система свободных экономических зон, действующая в Республике Молдова, в принципе аналогична системе Республики Украина. Закон Республики Молдова о зонах свободного предпринимательства был принят 25 мая 1993 г. Арсенал видов и типов зон, которые могут создаваться в этой стране, чрезвычайно широк, что подтверждается положениями ст. 1 указанного закона: «…зоны свободного предпринимательства создаются на основе активизации предпринимательской деятельности, осуществляемой совместно с иностранными инвесторами, для социально-экономического развития отдельных территорий и республики в целом посредством: обеспечения занятостинаселения; привлечения иностранных инвестиций; привлечения современной иностранной техники и технологии; расширения производства потребительских товаров и услуг; развития импортозамещающих и экспортных производств; увеличения валютных поступлений.

К основным типам зон относятся: производственные (экспортно-ориентированные, импортозаменяющие); технологические (парки и технополисы); внешнеторговые (транзитные, торговые и складские); страховые; банковские; туристические и другие. Зонами свободного предпринимательства могут быть также отдельные предприятия, организации и учреждения за исключением тех, которые имеют стратегическое значение.

Льготы и преференции, устанавливаемые для предприятий, расположенных в зонах свободного предпринимательства, имеют индивидуальный характер. Действующее законодательство Республики Молдова предоставляет и стандартную льготу для предприятий, расположенных в СЭЗ. Так, совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, если доля иностранного участника (участников) в уставном фонде (уставном капитале) превышает 30%, и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, вся выручка которых образуется только за счет реализации продукции (работ, услуг), собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль предприятий и организаций в течение первых пяти лет с момента получения ими дохода, включая первый год получения дохода в зоне свободного предпринимательства.

Отмеченная налоговая льгота аналогична льготе, схожей с льготой, предоставляемой в свободной экономической зоне «Брест» в Республике Беларусь, а также в ряде других стран — членов СНГ.

Страны Прибалтики

Из стран Прибалтики (Латвия, Литва и Эстония) наиболее активно процесс создания свободных экономических зон происходит в Литовской Республике. Законодательную базу регулирования СЭЗ в этой стране составляет Постановление Правительства Литовской Республики «О создании в городе Клайпеде территории свободного международного предпринимательства» и Постановление Правительства Литовской Республики «О создании свободных экономических зон», принятое 12 марта 1993 г. Второй документ определяет основные формы СЭЗ в Литве, порядок их образования, а также регулирует систему предоставления таможенных, внешнеторговых, налоговых, валютных и других льгот и преференций для предприятий, регистрируемых в СЭЗ.

Свободные экономические зоны в Литовской Республике ориентированы на привлечение иностранных инвестиций путем предоставления широкого круга таможенных, налоговых, валютных и иных льгот, обеспечения комплексного обустройства территории СЭЗ, а также специально создаваемых организационно-административных структур, которые должны максимально упростить для иностранных инвесторов процедуру регистрации предприятий в зонах и контакт с местными органами власти.

Россия

В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия ФЗ об ОЭЗ 22.07.2005. С 2006 года по 2012 год в ОЭЗ России пришло более 300 инвесторов, в том числе 44 иностранные компании. «Нужны условия, при которых можно было бы свободную экономическую зону создать. У нас они функционируют, функционируют неплохо. В некоторых местах, не везде правда, но, в основном, работают успешно», — отмечает президент РФ Владимир Путин.

Управлением особых экономических зон в России занимается ОАО «Особые экономические зоны». Организация была создана в 2006 году с целью внедрения лучшей мировой практики в развитии и управлении ОЭЗ и привлечения ПИИ в Россию. Как рассказал генеральный директор ОАО «Особые экономические зоны» Олег Костин, «по состоянию на 1 января 2012 г. резидентами российских СЭЗ являлись 306 компаний, 44 из которых ― иностранные компании из 20 стран». По его мнению, повлиять на эффективность СЭЗ в будущем, могут: конкуренция как с зарубежными СЭЗ, так и с частными индустриальными парками России, такими как парки в Калуге и Нижнем Новгороде; разделение СЭЗ по отраслевому признаку, например, производство, туризм, инновации, портовая деятельность (такое разделение, по мнению эксперта, означает, что производственная отрасль не будет взаимодействовать с инновационным сектором, что уменьшает экономическую гибкость); недостаток квалифицированной рабочей силы. Основные направления деятельности, которые развивают в рамках промышленных зон: производство автомобилей и автокомпонентов; производство строительных материалов; производство химической и нефтехимической продукции; производство бытовой техники и торгового оборудования и др.

Инновационные (технико-внедренческие, или технологические парки) расположены в научно-образовательных центрах с богатыми научными традициями и признанными исследовательскими школами. Инвестирование в проекты открывает возможности для развития инновационного бизнеса и наукоемкого производства. На территории РФ функционируют четыре инновационные зоны, расположенные на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Портовые (портово-логистические) зоны располагаются вблизи основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет инвесторам получить доступ к быстрорастущему рынку портово-логистических услуг на Дальнем Востоке и в центральной части России. На Питерском экономическом форуме Масао Фудзита, председатель правления Komatsu CIS LLC, выразил сожаление по поводу того, что «на Дальнем Востоке относительно мало индустриальных и экономических зон».

В 2007 году в Калужской области было создано ОАО «Корпорация развития Калужской области» (КРКО), региональный институт развития, государственный оператор индустриальных парков Калужской области. За несколько лет работы Корпорация привлекла большое количество иностранных инвесторов. Инвестиции, в созданные в результате работы Корпорации развития Калужской области индустриальные парки, превысили 152,7 млрд. рублей. В области было создано более 17,5 тыс. рабочих мест.

Одной из самых последних особых экономических зон, созданных на территории России, является ОЭЗ промышленно-производственного типа «Титановая долина». ОЭЗ «Титановая долина» создана на территории Верхнесалдинского городского округа Свердловской области постановлением Правительства РФ от 16.12.2010г.

«Титановая долина» вошла в федеральный реестр программ, направленных на развитие Уральского федерального округа до 2020 года. Федеральный статус проекта ОЭЗ гарантирует защиту от неблагоприятного изменения законодательства РФ на срок действия ОЭЗ.

Основная цель этой особой экономической зоны — создание предприятий, использующих наиболее современные технологии при производстве продукции в области машиностроения, авиастроения, химической и фармацевтической промышленности, стройиндустрии.

Планируется, что за весь срок существования ОЭЗ будет привлечено 50 резидентов, которые обеспечат 10 тысяч рабочих мест. Согласно оценкам экспертов, на реализацию проекта потребуется около 27 млрд. рублей.

Преимущества «Титановой долины» в том, что она находится на территории Свердловской области, являющейся одним из наиболее экономически развитых регионов России. Рядом с «Титановой долиной» находится крупнейший в мире производитель полуфабрикатов из титановых сплавов аэрокосмического назначения Корпорация «ВСМПО-АВИСМА».

В августе 2011 года была одобрена регистрация первого резидента ОЭЗ «Титановая долина» – ООО «ВСМПО-Новые технологии», в декабре 2011 года – второго резидента ОЭЗ — ООО «Синерсис» (учредитель компании — ООО «Электромашиностроительный завод»). В июле 2012 года были одобрены проекты еще двух резидентов, готовых к строительству производства в «Титановая долине». Около десяти компаний с планируемым объемом инвестиций более 100 млн. евро готовы «переехать» в ОЭЗ, но пока находятся в ожидании, когда власти смогут предоставить инфраструктуру.

Недавно премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о создании промышленно-производственной особой экономической зоны в Псковской области. На ее создание из федерального бюджета в 2013-2015 годах будет выделено 2 881,5 млн. руб. Бюджет Псковской области выделит на создание инфраструктуры 467,8 млн. рублей.

Две особые экономические зоны могут появиться в Ступинском районе Московской области в рамках проекта документа «Стратегия инновационного развития Ступинского муниципального района на период до 2025 года». Порядка десяти резидентов ждут решения, когда появятся эти особые экономически зоны, и когда они смогут стартовать.

На территории одной ОЭЗ смогут разместиться около 20 предприятий, на территории другой планируется размещение 30 предприятий.

Республика Украина

Наиболее широкий спектр различных функциональных типов СЭЗ содержится в законодательстве Украины. Программа по созданию СЭЗ на Украине стала осуществляться с принятием Верховным Советом страны 13 октября 1992 г. «Закона об общих началах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон». В соответствии с этим законом специальная, или свободная, экономическая зона определена как часть территории Украины, на которой устанавливаются специальный правовой режим экономической деятельности, а также порядок применения и действия законодательства страны. На территории СЭЗ могут вводиться льготные таможенные, валютно-финансовые, налоговые и другие условия экономической деятельности как национальных, так и иностранных юридических и физических лиц. При этом отдельные СЭЗ могут сочетать в себе льготы и преференции, свойственные другим типам зон Другими словами, потенциально законодательство Украины предоставляет весь спектр льгот и преференций свободных экономических зон, используемых в мировой практике. Специальная (свободная) экономическая зона создается Верховным Советом Украины по инициативе Президента, кабинета министров или местных советов народных депутатов и местной администрации.

Таким образом, специальные экономические зоны, создаваемые на Украине, представляют собой многопрофильные территории с индивидуальным льготным налоговым, таможенным и валютным режимом, а не классические свободные экономические зоны.

Небольшойопытнаших соседей показывает, что для СЭЗ являются одним из методов привлечения инвестиций, освоения нового капитала, стимулирования экспортной деятельности исозданиядополнительных рабочих мест.

Таким образом,опыт соседних стран говорит о том, что СЭЗ выполняют стимулирующую роль как на региональном, так и на национальном уровне — от модернизации производства и инфраструктуры исозданияновых рабочих мест до увеличения местных финансовых ресурсов и привлечения иностранных инвестиций.

         Список использованной литературы:

1.

http://www.fezbrest.com

2. http://www.economy.gov.by/ru/investors/lgoty-preferencii/cez

3. un.int/wcm/webdav/site/kyrgyzst

4. http://duch.ucoz.ru/publ/svobodnye_ehkonomicheskie_zony

Знаменитые тюрьмы России

Category: passion & power

 

Сегодня уголовно-исполнительная система – это: 762 исправительные колонии, 198 следственных изоляторов, 8 тюрем, 62 колонии для несовершеннолетних.

 

 

 

Матросская Тишина

 

Свое название изолятор получил благодаря улице, на которой находится. До открытия тюрьмы эта часть Москвы была известна фабрикой парусного полотна, основанной еще Петром I. Тут же, по соседству, располагалась и богадельня для престарелых и увечных матросов. Отсюда символичная «тишина».
Сегодня «Матросская Тишина» – это два в одном. Один – обычный изолятор, другой – специальный, для особых арестантов. Михаил Ходорковский, кстати, побывал в обоих изоляторах. Кроме того, в конце 1980-х в стенах «Матросской Тишины» коротал дни кинопродюсер Марк Рудинштейн. Бизнесмен Сергей Мавроди находился в этом изоляторе так долго, что стал уже чем-то вроде местного привидения. Здесь же познавали вкус неволи «звезда» советского кино Георгий Юматов, вдова генерала Тамара Рохлина, обвиненная в убийстве мужа, бывший руководитель финансовой службы Минобороны России генерал-полковник Георгий Олейник.

 

Бутырка

Бутырка быстро стала центральной тюрьмой для всех бунтарей и преступников в России. Одну из башен назвали в честь ее арестанта «Пугачевой», в ней он ожидал казни. Также среди знаменитых узников Бутыр

ки были Солженицин, Вавилов, Туполев, Королев, Дзержинский. Некоторые узники Бутырской тюрьмы причислены к лику святых, иконы с их изображением можно увидеть в храме тюрьмы. Во время Великой Отечественной войны часть тюрьмы была переоборудована, и заключенные работали на производстве для армии. В наши дни в Бутырской тюрьме содержится около трех тысяч человек, хотя совсем недавно было значительно больше.

 

 

 

Лефортовская тюрьма

Самая закрытая в России тюрьма, хоть и расположена почти в самом центре Москвы. Вероятно потому, что состоит в ведении ФСБ. Лефортовская тюрьма была построена в 1881 году. До революции у тюрьмы предназначение было весьма своеобразное – для нижних чинов, уличенных в мелких нарушениях. Над входом в тюрьму наверху была устроена церковь Святого Николая. В церкви были устроены особые одиночные будочки для молящихся заключенных, чтобы узники не могли общаться между собой. В советское время тюрьма отошла к ЧК, а в церкви пытали и расстреливали людей. Чтобы эти ужасные звуки не были слышны, рядом с тюрьмой заводили моторы тракторов. В 30-е годы власти вели себя так, словно тюрьма может кого-то перевоспитать, и устраивали для заключенных Лефортово экскурсии на пароходике по Москве-реке. В 40-х годах в тюрьме были «психические» камеры, окрашенные в черный цвет, с круглосуточным светом. А зеков мучил рев от аэродинамической трубы по соседству. Самыми свежими сведениями о СИЗО мы обязаны Эдуарду Лимонову, который подробно описал тюремные нравы и порядки в своей книге «В плену у мертвецов». Как пишет Лимонов, сегодня «в месте, где сходятся все три части буквы К… находится обширный пульт… Там стоят несколько экранов компьютеров, микрофоны прослушки… Сидим мы по двое, по трое в каменных мешках-пеналах, соседей нам меняют раз в несколько месяцев. Когда выводят, то наши стражники издают трескающие звуки. По пути следования есть деревянные чуланы-мешки, в которые в случае появления встречного зека нас прячут».

 


Кресты

Тюрьма была построена в 1884–1892 гг. Ее комплекс включал два пятиэтажных крестообразных в плане корпуса (традиционная для того времени планировка

тюремных зданий, их форма определила название тюрьмы), в которых было 960 камер, рассчитанных на 1150 человек. В одном из корпусов на верхнем этаже изначально находилась пятиглавая церковь Святого Александра Невского. В 30-х годах «Кресты» были переполнены лицами, обвиненными в контрреволюционных преступлениях. В каждой камере одиночного содержания площадью 3 кв. м размещалось 15–17 человек. В эти годы в «Крестах» находились в заключении видные представители отечественной науки и культуры: историк Лев Гумилев, поэт Иосиф Бродский, актер Георгий Жженов и другие. В годы блокады Ленинграда многие заключенные умерли от истощения. В середине 1990-х годов в «Крестах» иногда находилось до 12 тыс. подследственных. В помещениях размером 8 квадратных метров, рассчитанных на 6 человек, держали до 20 человек, так что спать приходилось по очереди. В наши дни в тюремной церкви на свои места установлены престол и иконостас, восстановлены регулярные богослужения. В январе 2004 года купола храма вновь увенчали некогда утраченные кресты. Летом 2006 года было принято решение о переносе тюрьмы на новое место. Новые «Кресты» – это суперсовременный восьмиэтажный комплекс со спортивными залами и медпунктами. Помимо этого появятся два жилых дома для сотрудников СИЗО и банно-прачечный комбинат. На каждого заключенного (новый изолятор рассчитан на четыре тысячи человек) придется не менее семи квадратных метров. ФСИН уверяют, что здание также будет иметь форму креста.

В питерских СМИ появлялась информация о том, что новый владелец здания «Крестов» перепрофилирует его под гостиницу или развлекательный комплекс. Однако «Кресты» не только тюремный изолятор, но и памятник культуры, и для того, чтобы превратить его в отель или развлекательный центр, необходима внутренняя перепланировка здания, а по закону это запрещено.

28 апреля 1995 года напротив «Крестов», на противоположном берегу Невы, по проекту Михаила Шемякина был установлен мемориал «Жертвам политических репрессий» в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах. К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу – изъеденные, обнажившиеся черепа.

По уровню сервиса питерский изолятор «Кресты» давно уже может претендовать на звание VIP-тюрьмы. Многие из авторитетных людей сидели здесь с подобающими им удобствами. В свое время «клиентами» изолятора были Александр Малышев, Александр Ефимов (Фима-банщик), известный в городе предприниматель Владимир Барсуков (Кумарин) и другие. Не секрет, что особые условия этим гражданам предоставлялись в порядке бартера – в обмен на оказание изолятору «гуманитарной помощи». Дело доходило до того, что, как рассказывают, Фима-банщик даже умудрился закатить в «Крестах» банкет! А один из сидельцев держал «домашнее» животное – игуану.

Недалеко от тюрьмы стоит памятник Анне Ахматовой, у которой в «Крестах» были заключены муж и сын. На гранитном пьедестале высечены строки из ахматовского «Реквиема»:

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем: не ставить его
Ни около моря, где я родилась
(Последняя с морем разорвана связь),
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.

 

Владимирский централ

Тюрьма для особо опасных преступников в городе Владимире. Была построена по указу императрицы Екатерины II в 1783 году. В 1906 году стала называться централом. В ней содержали политических заключенных. В советское время узниками этой тюрьмы были писатель Даниил Андреев, правозащитник Владимир Буковский, певица Лидия Русланова, генерал-лейтенант авиации Василий Сталин, актриса Зоя Федорова и др. Тюрьма во Владимире известна, в том числе, и благодаря знаменитой песне Михаила Круга «Владимирский централ».

 

Самая красная

Неофициально колонии делятся на «черные» и «красные». Как рассказывают бывалые арестанты, в «черных», по сути, управляют криминальные «авторитеты», а администрация контролирует только периметр. В «красных» начальник колонии контролирует, образно говоря, каждый вздох осужденного. Во ФСИН сегодня утверждают, что «черных колоний» становится все меньше и меньше. Но и среди «красных» есть безусловный лидер – колония № 13 в городе Энгельс Саратовской области.

 

Тюрьма «Тулун» в Иркутской области

Здесь отбывали срок самые опасные рецидивисты. В списке постояльцев некогда значился Вячеслав Иваньков, известный как Япончик. По легенде, раньше эта тюрьма специализировалась на перековке «воров в законе». Сейчас – обычный следственный изолятор

 

«Тройка»

Колония № 3 на окраине поселка Харп в Ямало-Ненецком автономном округе стала известной после того, как в нее прибыл по этапу Платон Лебедев, экс-глава МЕНАТЕПа. По некоторым данным, осужденные занимаются дроблением камней для укладки площадей, изготовлением тротуарной плитки и железной проволоки, а также ремонтом автомобилей. Труд заключенных оплачивается. Получаемые деньги заключенные могут использовать по личному усмотрению.

 

«Черный дельфин»

В городке Соль-Илецк, недалеко от Оренбурга, есть колония с красивым названием «Черный дельфин», имеющая славу самой страшной тюрьмы в России. Дельфины здесь действительно есть. Две статуи стоят перед красным тюремным корпусом екатерининских времен. В этом корпусе сидят пожизненно осужденные. Режим настолько жесткий, что многие сочли бы казнь избавлением. В коридорах корпуса стоит мертвая тишина, словно в склепе. В числе местных обитателей – известный террорист Темирбулатов по кличке Тракторист. Он запомнился тем, что перед камерами расстреливал российских солдат.

 

Колония «Белый лебедь»

Находится в Пермской области. Здесь нет ни крутых, ни «авторитетов». Это быстро понял известный полевой командир Салман Радуев, попавший сюда после приговора. Он умер через несколько месяцев жизни в колонии.

 

ФАКТЫ о Тюрьмах

Во время встречи губернатора Ленинградской области с бизнес-делегацией под руководством президента Палаты экономики Австрийской Республики Кристофа Ляйтла один из делегатов, крупный австрийский бизнесмен Герхарт Гритцнер, предложил весьма двусмысленный проект – строительство в Ленобласти пятизвездочной тюрьмы.
В мире такие тюрьмы существуют давно. Та же самая Бастилия в конце XVIII века была ничем иным, как элитной тюрьмой! Во всех камерах имелись большие окна, мебель, печки или камины для обогрева заключенных, которым разрешалось и читать, и писать книги, и иметь слуг, если они не привыкли обходиться без них на свободе. В США сегодня целых три VIP-тюрьмы: Синг-Синг недалеко от Нью-Йорка, Форт Дикс в районе Нью-Джерси и Сан-Квентин возле Сан-Франциско. В Синг-Синге есть свой кинотеатр, ресторан, поликлиника и даже теннисный корт, а Форт Дикс особенно популярен у новых американских русских, которые ухитряются устраивать там шумные пьянки с цыганами и народными ансамблями песни и пляски.

 

Переделка бывших тюрем под отели – распространенная мировая практика. Во Франции, например, с подачи Н. Саркози разработана соответствующая программа, которая предполагает продажу гостиничным сетям девяти тюрем в течение нескольких лет.

Большинство «тюремных» отелей своего прошлого не стыдятся. Напротив, заманивают постояльцев перспективой ощутить себя заключенными. Так, адвокат из немецкого города Кайзерслаутерна несколько лет назад открыл отель в здании бывшей городской тюрьмы. Большинство номеров отеля Alkatraz – одиночные камеры с туалетами, не отделенными от жилого пространства.

Шампанское в номер передают сквозь окошко в двери. Бар и лобби представляют собой клетки-«обезьянники».
Переночевать в «Алькатрасе» можно всего за 45 евро, включая прокат фирменной полосатой пижамы. Но самая потрясающая тюрьма всех времен и народов – та, в которой сидел колумбийский наркобарон Пабло Эскобар. Дело в том, что эту тюрьму он построил для себя сам в 1991 году, заключив секретную сделку с президентом Колумбии Сезаром Гавирией. В его тюрьме Ла Катедраль, возведенной в горах Энвигадо, были дискотека, бассейн, джакузи и даже футбольное поле. Охранников (вооруженных!) он тоже набирал себе сам, поэтому к нему легко могли приходить родные, друзья и «коллеги» – даже из своего добровольного заточения он продолжал руководить наркобизнесом. Ни национальная полиция, ни особая поисковая группа полковника Мартинеса не имели права приближаться к этой цитадели ближе чем на 20 километров. Однако однажды он нарушил условия договора – и убил одного из своих посетителей. Узнав об этом, Гавирия распорядился перевести Эскобара в настоящую тюрьму, но полиция преступника в Ла Катедраль не нашла – он сбежал.
В России элитных тюрем официально еще нет, хотя жители поселков около крепости Орешек (Шлиссельбург) уже несколько лет предлагают сделать из памятника боевой славы пятизвездочную тюрьму для олигархов. Чтобы на деньги этих заключенных восстановить разрушающиеся стены крепости.

 

Если вы хотите убежать от повседневной жизни, отдохнуть, поразмыслить над своей жизнью в течение следующих пяти–десяти лет, новая тюрьма в Австрии ждет вас. Здание, построенное по последнему слову градостроения на окраине города, представляет собой открытое, прозрачное сооружение, без всякого намека на крепостные стены и железные засовы. Тут же находятся суд и прокуратура, которые связаны с тюрьмой стеклянным коридором. Камеры объединены в «блоки» по 15 комнат. Каждый «блок» располагает мини-кухней, санитарной зоной, помещением для занятий гимнастикой, холлом и лоджией, которая расширяет внутреннюю свободу передвижения заключенных. Кроме стекла в интерьере помещений использованы кожа и дерево – теплые и «добрые» материалы. Несмотря на видимый комфорт, все же главным критерием при строительстве было улучшение качества работы охранников и функционального пребывания заключенных. Камеры в тюрьме комфортабельные, питание отличается разнообразием и калорийностью, а персонал настроен дружелюбно и вежливо. К примеру, заключенных там регулярно выводят на рыбалку, организуют посещение кино и футбольных матчей, а по воскресеньям разрешают пробежку в расположенном
неподалеку парке. Кстати, арендовать камеру с полным пенсионом на пару недель за соответствующую плату можно в любом суде или в прокуратуре.

Читайте так же статьи Дочки миллионеров, Восходящая звезда моды Моника Мосс, Жены для миллионеров

 

Статья 9. Резидент особой экономической зоны

1. Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2.1. Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 03.06.2006 N 76-ФЗ)

2.2. Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

(часть вторая.2 введена Федеральным законом от 30.10.2007 N 240-ФЗ)

3. Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.

4. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение пяти рабочих дней с даты подписания с ним соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4.1. В случае передачи органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочий, предусмотренных пунктом 5.1 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение трех рабочих дней направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о регистрации указанного лица в течение пяти рабочих дней с даты получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации копии соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны.

свидетельства утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2009 N 340-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти сообщает сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение трех дней со дня регистрации.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти представляет в таможенный и налоговый органы в сроки, указанные в части 6 настоящей статьи, копию соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

8. Лишение лица статуса резидента особой экономической зоны допускается только в судебном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным , и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении (ведении) промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.

(в ред.

Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.10.2007 N 240-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

9. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти вносит в реестр резидентов особой экономической зоны запись о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в течение пяти рабочих дней с даты получения вступившего в законную силу решения суда о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны.

(в ред.

Федеральных законов от 03.06.2006 N 76-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

10. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти сообщает сведения о лишении лица статуса резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение трех рабочих дней с даты внесения в реестр резидентов особой экономической зоны соответствующей записи.

(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 365-ФЗ, от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )


Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

1. Территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.

1.1. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и не являются закрытыми административно-территориальными образованиями, принимаются в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона.

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1.2. Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях закрытых административно-территориальных образований, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, которые являются монопрофильными муниципальными образованиями Российской Федерации (моногородами), включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются в соответствии с настоящей статьей.

(часть 1.2 введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 371-ФЗ)

2. Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает:

1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом;

2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

3) положение о применении или неприменении на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны, установленной таможенным законодательством Таможенного союза;

4) описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития;

5) при необходимости минимальные требования к уровню применяемых резидентами территории опережающего социально-экономического развития технологий и методов производства, оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.

3. Предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления с приложением информации, указанной в части 2 настоящей статьи, а также:

1) прогнозного анализа социально-экономических последствий создания территории опережающего социально-экономического развития, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего социально-экономического развития;

2) экономико-географических характеристик территории опережающего социально-экономического развития;

3) оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего социально-экономического развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации;

4) сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест.

4. Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации.

5.

В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым могут устанавливаться:

1) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными на территории опережающего социально-экономического развития;

2) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;

3) порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее — размещение) объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования;

4) порядок эксплуатации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, созданных за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;

5) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным на территории опережающего социально-экономического развития, после прекращения существования территории опережающего социально-экономического развития;

6) условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот;

7) перечень расположенных на территории опережающего социально-экономического развития земельных участков либо в случае отсутствия образованных на такой территории или ее части земельных участков обязательства соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития по их образованию.

6. Дополнительные условия соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития могут быть определены Правительством Российской Федерации.

7. Решение об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития принимается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления.

8. Территория опережающего социально-экономического развития не может создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития. В состав территории опережающего социально-экономического развития не может входить особая экономическая зона или зона территориального развития.

9. На территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки.


Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *