Реорганизация муп в ооо

Существуют случаи, при которых оптимальным вариантом открытия юридических лиц является регистрация унитарных предприятий. Чаще данная форма коммерческой организации необходима для ведения предприятиями государственной (ГУП) или муниципальной (МУП) деятельности.

Особенности унитарных предприятий

В юридическом понимании, унитарное предприятие представляет собой довольно специфическую организационно-правовую форму для осуществления компаниями коммерческой деятельности.

Главное отличие УП от других юридических лиц заключается в том, что имущество, поступившее во владение данного предприятия, не может быть им передано или продано третьим лицам.

Все права на движимое, недвижимое и другое имущество остаются у его собственника, само предприятие получает его лишь во временное владение.

Цель создания и регистрации унитарных предприятий состоит в том, чтобы получить возможность (юридическое право) пользоваться тем имуществом, собственником которого УП быть не может.

Благодаря данной организационно-правовой форме, предприятие получает право пользования имуществом от его фактического собственника. Это важно в тех случаях, когда в роли имущества выступают заводы, земля или иные объекты, которые нельзя (нецелесообразно) передать в безраздельное пользование (неограниченное владение) частным компаниям.

Таким образом, унитарное предприятие – это коммерческое юридическое лицо, являющееся субъектом гражданского права, которое создается государством (ГУП) или муниципальными образованиями (МУП). Чаще данные юридические лица регистрируются в наиболее значимых отраслях экономики, имеющих высокую прибыль, либо, напротив, в низкорентабельных, но обладающих важным социальным и иным значением.

На практике, унитарные предприятия представлены объединениями лиц, состоящими из руководителя УП и коллектива служащих/рабочих.

Документы и порядок регистрации унитарного предприятия

Регистрация унитарного предприятия (ГУП, МУП) предполагает обязательную подготовку и подачу в соответствующие регистрационные органы пакета необходимых документов, включающего в себя:

  1. Документ, удостоверяющий личность физического лица:
  • основной документ физического лица, действующего без доверенности от имени юр.лица (для граждан Российской Федерации) – копия;
  • или документ, установленный федеральным законом или, признаваемый согласно международному договору РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, который выступает в качестве  лица действующего без доверенности от имени юр.лица (для иностранных граждан) – нотариально заверенная копия;
  • или документ, признаваемый в соответствии с международным договором РФ или предусмотренный федеральным законом в качестве документа, который  удостоверяет личность лица без гражданства, выступающего в качестве лица действующего без доверенности от имени юр.лица (для лиц без гражданства) – нотариально заверенная копия (если есть необходимость такого заверения).
  1. Решение органов государственной, региональной либо местной власти, о регистрации унитарного (муниципального или государственного) предприятия, о предоставлении ему необходимого имущества – оригинал;
  2. Свидетельство ИНН (при его наличии) для физических лиц, которые выступают в качестве учредителей и/или лиц действующих без доверенности от имени юр. Лица;
  3. Документы, подтверждающие наличие указанного имущества и его денежную стоимость (в случае, если уставной капитал вносится имуществом);
  4. Документы, подтверждающие фактический (юридический) адрес местонахождения регистрируемого юридического лица.

Решение о создании, регистрации ГУП (МУП) должно быть принято собственником имущества в согласовании с Департаментами муниципального и государственного имущества.

Постановление о создании унитарного предприятия приобретает юридическую силу и считается действительным, только в результате проведения процедуры государственной регистрации УП. Сама же регистрация унитарного предприятия подразумевает обязательное внесение данных о создаваемом юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Уполномоченным органом, регистрирующим ГУП и МУП, является Федеральная налоговая служба (ИФНС).

Наша компания готова взять на себя большую часть забот по регистрации Вашего унитарного предприятия. Специалисты компании самостоятельно подготовят документы и помогут Вам максимально быстро пройти все этапы процедуры регистрации.

Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество

Вопрос:

Есть ли практика перехода муниципального унитарного предприятия в акционерное общество? Если ли вообще такая возможность? Как построить этот процесс?

Ответ: 

При решении вопроса о возможности и процессе (алгоритме) преобразования унитарного предприятия в акционерное общество необходимо исходить из следующих обстоятельств.

Обоснование: 

Преобразование унитарных предприятий в организации иных организационно-правовых форм, нежели государственное или муниципальное учреждение и автономная некоммерческая организация, осуществляется в силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 13 Закона N 178-ФЗ преобразование унитарного предприятия в акционерное общество (АО) является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.

Таким образом, приватизация унитарного предприятия данным способом представляет собой создание хозяйственного общества (в частности, АО) посредством преобразования унитарного предприятия (в акционерное общество).

1-й этап: подготовительный этап и принятие решения о реорганизации путем приватизации.

Приватизация имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, и муниципального имущества осуществляется в соответствии с планами, при этом порядок планирования приватизации определяется соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно (пункт 1 статьи 10 Закона N 178-ФЗ).

На основе плана собственник муниципального унитарного предприятия в лице уполномоченного органа местного самоуправления принимает решение о реорганизации (пункт 1 статьи 29 Закона N 161-ФЗ). При этом порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества самостоятельно определяется органом местного самоуправления (пункт 4 статьи 14 Закона N 178-ФЗ).

В решении указывается наряду с другими данными размер уставного капитала АО, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия; так, минимальный уставный капитал создаваемого в результате приватизации публичного акционерного общества должен составлять сто тысяч рублей; непубличного — десять тысяч рублей (статья 26 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»). Исходя из положений пункта 4 статьи 37, статьи 11 Закона N 178-ФЗ размер уставного капитала создаваемого общества соответствует балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, расчет которых производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса, подготавливаемого с учетом результатов проведения инвентаризации имущества указанного предприятия, на дату составления акта инвентаризации.

2- этап: сопутствующие действия.

Принимая решение о реорганизации МУП в форме его преобразования в акционерное общество, собственник его имущества:

  • определяет состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия в передаточном акте.

    Передаточный акт составляется в соответствии с требованиями статьи 59 ГК РФ, статьи 11 Закона N 178-ФЗ на основе данных акта инвентаризации предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке предприятию, и о правах на них;

  • утверждает устав общества с учетом требований Закона N 208-ФЗ и особенностей Закона N 178-ФЗ, в обязательном порядке определяет в уставе цели и предмет деятельности общества (пункты 2, 3 статьи 37 Закона N 178-ФЗ);
  • определяет количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и назначает членов совета директоров (наблюдательного совета) и его председателя, назначает членов ревизионной комиссии или ревизора создаваемого общества на период до первого общего собрания акционеров общества (пункт 6 статьи 37 Закона N 178-ФЗ).

Руководитель МУП, преобразованного в АО, назначается директором (генеральным директором) этого общества до первого общего собрания акционеров общества (пункт 5 статьи 37 Закона N 178-ФЗ).

3-й этап: уведомление регистрирующего органа.

В течение трех дней со дня принятия решения о преобразовании МУП в акционерное общество в регистрирующий орган должно быть направлено уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, утв. приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, с приложением решения о реорганизации (статья 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

4-й этап: государственная регистрация выпуска акций.

В случае реорганизации МУП в форме преобразования в акционерное общество (АО) необходимо будет зарегистрировать выпуск акций, размещаемых при создании акционерного общества. Органом, осуществляющим государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и отчетов об итогах их выпуска, является Банк России (пункт 1 статьи 20 Закона N 39-ФЗ, Указание Банка России от 06.08.2014 N 3360-У). Документы для государственной регистрации выпуска акций, подлежащих размещению при реорганизации в форме преобразования, представляются в Банк России до внесения в ЕГРЮЛ записи о госрегистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (абзац второй пункта 2 статьи 27.5-5 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). В соответствии с пунктом 2 статьи 20 названного Закона в числе указанных документов должно быть и решение о выпуске акций. Следовательно, до момента подачи документов на государственную регистрацию вновь создаваемого общества необходимо утвердить решение о выпуске акций.

5-й этап: завершающий этап (государственная регистрация вновь возникшего юридического лица).

Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (пункт 6 статьи 29 Закона N 161-ФЗ).

При государственной регистрации АО, создаваемого путем преобразования, в регистрирующий орган представляются следующие документы (пункт 1 статьи 14 Закона N 129-ФЗ):

  • заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации по форме N Р12001, утв. приказом ФНС России N ММВ-7-6/25@. Подлинность подписи заявителя, уполномоченного органом МСУ, должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (пункты 1.2, 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ);
  • устав общества в 2-х экземплярах;
  • передаточный акт;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера.

По своей инициативе заявитель вправе представить документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа.

Лисицкая О.С.,

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву 

Статья 29. Реорганизация унитарного предприятия

1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными случаях.

3. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

5. В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

6. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

7. Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении.

При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

8. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 7 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.


Реорганизация частного унитарного предприятия

Юридическая помощь » Юридическая консультация » Реорганизация частного унитарного предприятия

Алгоритм действий по реорганизации частного унитарного предприятия ЧУП в ООО

Если принято решение собственником имущества ЧУП о реорганизации частного унитарного предприятия путем преобразования его в ООО, то первое, что необходимо сделать, это провести собрание и подписать протокол собрания с новыми партнерами, потенциальными участниками ООО, о порядке реорганизации унитарного предприятия. Указать в протоколе, каким путем будет сделана реорганизация, т.е. преобразование ЧУП в ООО.

Далее назначается инвентаризация имущества и финансовых обязательств унитарного предприятия. Уведомляется ИМНС и ФСЗН по месту постановки ЧУП на учет о реорганизации унитарного предприятия путем его преобразования в ООО. Сделать это нужно не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения о реорганизации. Такой датой будет дата протокола собрания.

Следующим шагом будет уведомление кредиторов о реорганизации унитарного предприятия путем преобразования в ООО. На это дается 30 дней с даты принятия решения о реорганизации ЧУП.

В срок, определенный приказом руководителя, идет инвентаризация имущества и финансовых обязательств унитарного предприятия. В бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, отражаются результаты инвентаризации. После отражения в бухучете результатов инвентаризации следует подготовка передаточного акта и его утверждение.

На предъявление кредиторами требований дается 30 дней с даты получения уведомления

Переходим к созданию нашего нового ООО. Нужно придумать и согласовать наименование будущего ООО. Не забывайте, что справка о согласовании наименования имеет срок действия. Подготовим устав ООО и утвердим его на собрании участников ООО.

Не позднее двух месяцев с даты принятия решения о реорганизации ЧУП обращаемся в регистрирующий орган. В регистрирующий орган подаются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации
  • изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу или в виде новой редакции устава, без нотариального засвидетельствования
  • их электронная копия (в формате *.doc или *.rtf)
  • оригинал свидетельства о государственной регистрации ЧУП
  • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины

ЧУП прекращает свою деятельность, ООО лишь начинает и необходимы некоторые процедуры, а именно:

  • уничтожение печати, получение новой печати
  • переоформление банковской карточки
  • внесение записей в трудовые книжки работников в связи с реорганизацией ЧУП
  • Уведомление «Белгосстрах», ИМНС, ФСЗН, органов статистики о реорганизации унитарного предприятия путем преобразования в ООО

В течение месяца со дня государственной регистрации нового ООО обращаемся в лицензирующие органы для получения новых лицензий. Процедура реорганизации ЧУП путем преобразования его в ООО на этом завершена.

Про запреты директору унитарного предприятия

Руководитель унитарного предприятия (ФГУП, ОГУП, МУП) должен соответствовать определенным требованиям, установленным пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон).

В целом указанные требования представляют собой запреты:

— быть учредителем (участником) либо директором другого юридического лица (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, полного товарищества или товарищества на вере, крестьянского (фермерского) хозяйства, производственного кооператива, государственного и муниципального унитарного предприятия);

— занимать должности в органах государственной власти и местного самоуправления;

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях,

— заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме того, руководителю унитарного предприятия запрещено совершать сделки без согласия собственника имущества, если в совершении сделок имеется заинтересованность руководителя (ст. 22 Закона).

Важной составляющей данного ограничения является понятие заинтересованности , руководителя  в определении условий заключаемой сделки, выборе контрагента и т.п.

Директор ФГУП, ОГУП и МУП признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:

— являются второй стороной сделки;

— владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более % акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки;

— занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки.

Аффилированными лицамипризнаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст.

4Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»).

Необходимым признаком аффилированного лица является наличие отношений зависимости между юридическим или физическим лицом и аффилированным лицом этого юридического или физического лица.

Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения собственника имущества унитарного предприятия информацию:

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;

— о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица занимают должности в органах управления;

— об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.

Неисполнение указанной обязанности, а также нарушение запретов руководителем унитарного предприятия  является основанием для увольнения.

Органами прокуратуры области в 2013-2014 годах повсеместно выявлялись случаи нарушений указанных запретов и ограничений.

Так, по результатам мер прокурорского реагирования в 2013 году 1 директор унитарного предприятия вышел из состава участников юридического лица, 2 директора прекратили статус индивидуального предпринимателя, с  3 директорами трудовые договоры расторгнуты.

В 2014 году по результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования 1 директор унитарного предприятия вышел из состава участников юридического лица, с  6 директорами трудовые договоры расторгнуты.

В связи с чем, директорам ФГУП, ОГУП и МУП следует более ответственно подходить к соблюдению установленных для них законом запретов и ограничений

вернуться

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *