Поддержка малого бизнеса

Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса

⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒

 

Малый бизнес не может развиваться без помощи со стороны государства. С другой стороны, государственное регулирования малого бизнеса позволяет «поднять» определенный сектор экономики.

Под государственной финансовой поддержкой малого предпринимательства принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности для субъектов малого предпринимательства финансово-кредитных ресурсов. В основном это льготное налогообложение малого бизнеса, льготные процентные ставки по кредитам малым предприятиям, различные гарантийные механизмы.

Финансовая поддержка оказывается за счет средств бюджетов разных уровней в виде субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого бизнеса.

Финансовая поддержка осуществляется в следующих формах:

· субвенции и субсидии

Несмотря на финансовый кризис, субсидии малому бизнесу в 2010 году не сократились в объёме, а в некоторых регионах даже увеличились. Правительство Москвы планирует втрое увеличить количество малых и средних предпринимателей, которые получат субсидии на развитие бизнеса.

По словам представителя мэрии Москвы, объем субсидий малому бизнесу составит более двух миллиардов рублей. Также ожидается, что целевая субсидия от федерального бюджета для малых предприятий составит 1 миллиард рублей.[9]

· бюджетные кредиты, займы, ссуды;

· государственные и муниципальные гарантии.

Система государственной финансовой поддержки малого бизнеса на уровне региона, и в частности в условиях специфики мегаполиса, должна быть нацелена на параллельное решение двух основных задач:

· оказание непосредственной финансовой поддержки хозяйствующим субъектам;

· стимулирование и развития рынков заёмных ресурсов с целью повышения степени удовлетворенности спроса малых предприятий рыночным предложением.

В условиях недостаточного развития рыночных механизмов финансового обеспечения деятельности малого предпринимательства государство может мерами финансовой поддержки компенсировать дефицит ресурсов хозяйствующих субъектов.

В рамках оказания государством финансовой поддержки следует выделить 2 типа мер:

· прямой поддержки (инвестиции, субсидии, кредиты);

· косвенной поддержки (разделение рисков с рыночными финансовыми институтами – гарантии, частичное компенсация процентных ставок.

Из числа мер финансовой поддержки в долгосрочном аспекте явно более предпочтительными являются косвенные меры. Они в менее значительной мере искажают конкурентную среду, незначительным образом нарушают равную доступность ресурсов для хозяйствующих субъектов и стимулируют малые предприятия к использованию заёмных ресурсов частных финансовых институтов.[16]

Наиболее перспективным направлением активности государства в этой сфере представляется содействие развитию микрофинансовых организаций как фактических элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Предоставляя льготы определенным категориям малых предприятий, государство может увеличить как приток капитала, так и приток рабочей силы в определенных областях экономики. Некоторые страны поддерживают малые предприятия, которые занимаются разработкой инновационных технологий, что позволяет не только сохранить квалифицированных специалистов, но и сделать серьезный шаг вперед в научно-техническом развитии.

К сожалению, в Российской Федерации накоплен негативный опыт по предоставлению налоговых льгот определенным предприятиям. Известно, что многие спортивные и другие коммерческие организации в начале девяностых годов имели право на беспошлинный ввоз алкоголя и табака, что привело к заполнению рынка низкокачественной продукцией.

Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны, а не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов.

Правительство Российской Федерации в настоящее время предоставляет помощь всем предприятиям малого бизнеса. Начинающий предприниматель может получить льготный кредит или страховку, пройти упрощенную регистрацию или получить консультацию у специалиста. В некоторых регионах нашей страны строятся специальные «инкубаторы», где будут собраны малые предприятия, которые, например, занимаются разработкой инновационных технологий или работают в сфере IT. Создать российскую «силиконовую долину» в ближайшее время вряд ли удастся, но привлечь инвесторов и предпринимателей для работы на этой территории вполне возможно. [4]

В настоящее время правительство Российской Федерации ищет возможность создания определённой «прослойки» малого бизнеса, на данном этапе государственное регулирование малого бизнеса в нашей стране пока еще не может приносить тех ощутимых результатов, которых ждут от него.

В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций.

Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства:

§ предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность;

§ предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

§ выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий;

§ долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

§ финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;

§ финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.

 


⇐ Предыдущая123456Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 950 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Ведение бизнеса в сфере производства требует значительного объема ресурсов. Немалой составляющей ресурсов, используемых для развития производственных предприятий, освоения новых технологий, расширения производства могут стать соответствующие инструменты поддержки со стороны государства.

Однако, как показывает практика, не все производственные предприятия осведомлены о том, какие формы поддержки, для каких целей и каким образом можно получить от государства.

В целях информирования потенциальных получателей государственной поддержки рассмотрим, какие возможности предлагает действующее законодательство, а также какие существуют риски при использовании мер государственной поддержки. 

Нормативно-правовое регулирование

Законодательство, регулирующее сферу промышленного производства и участие государства в этом, достаточно обширно, представлено нормативно-правовыми актами федерального, регионального и местного уровней.

Ключевым нормативным правовым актом является ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» № 488-ФЗ от 31.12.2014 г. — комплексный документ, формулирующий цели, задачи и механизмы реализации промышленной политики, предусматривающий инструменты стимулирования промышленного производства в РФ.

Важное значение в сфере регулирования механизмов государственной поддержки имеют федеральные и региональные государственные программы и подпрограммы, целевые программы, предусматривающие различные меры государственной поддержки в разрезе отдельных отраслей промышленности, в числе которых следует отметить Государственную программу РФ «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утв. Правительством РФ 15.04.2014 г.

№ 328 (включает 21 подпрограмму), являющуюся основой принятия государственных программ на уровне субъектов РФ. 

Меры государственной поддержки

Меры (формы) государственной поддержки разнообразны, выбор и применение той или иной меры зависит от масштабов производства (крупный, средний, малый бизнес), стадии развития производства (создание продукта, создание производства, расширение и модернизация), стадии производства новой продукции (внедрение новых продуктов, расширение производства, реализация инвестиционных проектов).

Перечислим меры государственной поддержки через классификацию их по различным основаниям.

·                Финансовые: субсидии, займы, госгарантии, налоговые льготы и преференции, бюджетные инвестиции, специальный инвестиционный контракт, имущественная поддержка. Нефинансовые: информационно-консультационная поддержка, преференции в сфере государственных закупок, инфраструктурная поддержка (бизнес-инкубаторы и фонды развития предпринимательства), поддержка НТД и инноваций, поддержка развития кадрового потенциала.

·                Возвратные: займы, кредиты. Невозвратные: субсидии, гранты.

·                Предоставляемые на конкурсной основе: проектное финансирование, госгарантии, специальный инвестиционный контракт, субсидии.

·                Компенсирующие затраты предприятий: компенсация части затрат на приобретенное новое основное технологическое оборудование, на проведение ОКР и ОТР.

Указанные меры государственной поддержки промышленности носят далеко не исчерпывающий характер.  

Кто осуществляет государственную поддержку

За государственной поддержкой можно обратиться как к органам государственной власти, так и к государственным институтам развития.

На уровне РФ реализацию государственных программ осуществляет Минпромторг РФ, на региональном уровне – соответствующие органы государственной власти субъектов РФ.

Государственные институты развития также представлены институтами федерального уровня (ФРП, Фонд ВЭБ Инновации, МСП Банк, Корпорация МСП, Фонд Сколково и пр.) и регионального уровня.

Фонд развития промышленности – один из институтов развития федерального уровня, оказывающий информационно-консультационную и справочную помощь/поддержку промышленным предприятиям по участию в конкурсных процедурах по программам государственной поддержки, кроме того, осуществляющий льготное заемное софинансирование проектов в сфере промышленного производства.

МСП Банк, Корпорация МСП – институты развития федерального уровня, реализующие государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. 

Практика применения, подводные камни использования государственной поддержки

Основания, условия, порядок получения государственной поддержки четко регламентированы соответствующими нормативными актами применительно к отдельным мерам (формам) государственной поддержки.

Следует признать, что получить государственную поддержку непросто. Успешное получение, включая прохождение конкурсного отбора, зависит от грамотной подготовки документов, в т.ч. правильно сформированного, обоснованного бизнес-плана, инвестиционной программы, от добросовестного выполнения всех требований, предъявляемых к претендентам на получение государственной поддержки.

Однако требованиями к получению государственной поддержки не ограничиваются требования, предъявляемые к получателям помощи от государства, о чем свидетельствует достаточная судебная практика по искам государственных органов о  возврате полученных мер государственной поддержки, применении штрафных санкций.

В чем заключаются такие требования, предъявляемые государством?

Во-первых, получившим государственную поддержку производственным предприятиям необходимо использовать ее строго по целевому назначению.

Во-вторых, при использовании государственной поддержки выполнять установленные условия и требования по предоставлению отчетности, по достижению определенных показателей эффективности, например, при предоставлении субсидий на компенсацию части затрат предприятий на новое основное технологическое оборудование, на проведение НИОКР и пр. необходимо обеспечить соответствующий уровень рентабельности.

При невыполнении вышеуказанных требований велики риски приостановления государственной поддержки в отношении предприятия и предъявления государственными органами требований/исков о возврате полученных мер государственной поддержки, риски применения штрафных санкций в суммах, эквивалентных предоставляемым суммам государственной поддержки.

В целом хотелось бы отметить, что применение мер государственной поддержки является существенным подспорьем в деятельности производственных предприятий, однако к получению и использованию такой помощи государства в производственной деятельности нужно подходить грамотно, ответственно и профессионально.

Тимошенко И.А., Ведущий юрист СИБИРСКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ, ООО  

.

.

АО «Корпорация «МСП», осуществляющее деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 209-ФЗ) в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства, осуществляет сбор и анализ информации о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

На данной странице размещен перечень мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации в разрезе форм и видов поддержки, а также субъектов Российской Федерации.

Перечень мер содержит информацию о следующих формах и видах поддержки:

1. Финансовая поддержка (ст. 17 Федерального закона № 209-ФЗ), в том числе:

  • федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемая Минэкономразвития России в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»;
  • реализуемые Минсельхозом России мероприятия в рамках подпрограммы «Поддержка малых форм хозяйствования» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы; 
  • иные направления, предусмотренные государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (в том числе реализуемые без привлечения средств федерального бюджета).

2. Имущественная поддержка (ст. 18 Федерального закона № 209-ФЗ).

3. Консультационная поддержка (ст. 20 Федерального закона № 209-ФЗ).

4. Информационная поддержка (ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ).

5. Налоговая поддержка (льготы по налогам для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

6. Прочие меры поддержки, реализуемые субъектами Российской Федерации.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *