Налог на прибыль расходы

Рассмотрим классификации и виды расходов бюджета, а также выявим признаки классификации расходов бюджета.

Классификацию расходов бюджета можно характеризовать с позиций выполнения государством своих функций перед обществом.

Классификация расходов бюджета представляет собой группировку бюджетных расходов любого уровня бюджетной системы по определенным признакам, отражающим направления расходования бюджетных ресурсов на выполнение основных функций государства.

К признакам классификации расходов бюджета можно отнести следующие:

— иерархию уровня власти или уровень управления;

— направленность расходов;

— экономическое содержание расходов;

— эффективность расходования средств;

— территориальность расходов;

— подведомственность расходов;

— характер потребностей расходов.

По иерархии уровня власти или уровню управления расходы подразделяются на федеральные, региональные и местные. В основу классификации положен признак разделения уровня бюджета и органа власти, отвечающего за его исполнение в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными правовыми актами российского законодательства.

В основу целевой направленности расходов положен признак целевого выделения денежных средств из бюджета соответствующего уровня для обеспечения конкретной сферы деятельности:

— управление (государственного, регионального, муниципального);

— оборона и правопорядок (национальная оборона, правоохранительные органы, органы безопасности);

— социальное обеспечение и здравоохранение;

— образование и наука;

— международная деятельность;

— экономика (промышленность, энергетика, строительство);

— сельское хозяйство и рыболовство;

— инфраструктура;

— жилищно-коммунальное хозяйство;

— государственные долги и т. д.

По экономическому содержаниюрасходы бюджетов классифицируются на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов определяют основную часть расходов бюджетных ресурсов, которые обеспечивают текущее функционирование органов власти всех уровней бюджетной системы и бюджетных учреждений.

Капитальные расходы бюджетов составляют часть расходов бюджетов, обеспечивающих инновационную и инвестиционную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

По экономическому эффектурасходы бюджетов подразделяются на производительные, непроизводительные и долговые. В основу классификации расходов положен признак, характеризующий вклад денежных средств из бюджета в сферу, которая развивается и дает доход в бюджет или только работает на потребление.

Производительные расходы бюджетов — это расходы, идущие на увеличение имущественных достижений государства или на укрепление экономических основ народного хозяйства. К ним относят расходы, идущие на развитие промышленности, энергетики, сельского хозяйства, рыболовства, жилищно-коммунального хозяйства, научные исследования и т. д.

Непроизводительные расходы бюджетов не дают прироста имущественных достояний или не укрепляют экономические основы народного хозяйства.

К ним относятся расходы на оборону, культуру, правоохранительную деятельность, безопасность и т. д.

Долговые расходы бюджетов являются негативными с точки зрения их огромного влияния на экономику и социальную сферу деятельности общества. Долги не сами как таковые оказывают негативное влияние на экономику и социальную сферу, а непосредственно через бюджет, уменьшая возможности государства на сумму долга (внешнего и (или) внутреннего).

По характеру потребностей в средствахрасходы бюджета подразделяются на обыкновенные и чрезвычайные.

К обыкновенным расходам бюджетов относят расходы, которые отвечают постоянным потребностям государства, которые покрываются за счет налоговых поступлений и деятельности предприятий (федеральных, региональных, местных).

Чрезвычайные расходы бюджетов обусловлены случайными и изменчивыми потребностями. Их покрытие обеспечивается за счет продажи имущества, оружия, выпуска денежных знаков, заимствований (внешних, внутренних), введения новых налогов и т. д.

По территориальностирасходы бюджета можно подразделить на два уровня: внутренние и внешние.

К внутренним расходам бюджетов относят все расходы по обеспечению всех сфер деятельности общества и государства, в том числе погашение внутренних долгов за счет бюджетных средств всех уровней бюджетной системы.

К внешним расходам бюджетов относят расходы на международную деятельность, покрытие внешних долговых обязательств Правительства РФ и правительств субъектов РФ.

В соответствии с подведомственностью получателей бюджетных средствбюджетные расходы классифицируют по подведомственному признаку на расходы министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий и т. д.

Анализ приведенных признаков классификации расходов бюджетов и видов расходов бюджета свидетельствует, что наиболее существенными из них являются признаки целевой направленности и иерархии уровня власти, которые в полной мере позволяют характеризовать расходы бюджета любого уровня бюджетной системы.

Оглавление:

Опись Дела

— прямые учитываются при расчете налоговой базы не сразу, а только по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены. Состав прямых расходов различен для производственных и торговых операций. Организации, осуществляющие как производственную, так и торговую деятельность, обязаны осуществлять учет прямых по обоим видам деятельности.

Определение по торговым операциям необходимо для того, чтобы налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, могли рассчитать сумму расходов на реализацию, подлежащую учету в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Расходы по налогу на прибыль

На первый взгляд все просто и предельно понятно, а главное, логично.

Указанные ограничения призваны отсечь все возможности для злоупотреблений и попытки руководства или собственников получить какую-либо личную выгоду за счет компании и в конечном счете бюджета (в виде экономии на уплате налога). При этом соблюдение указанных требований поначалу не кажется сложным. Однако на практике вопрос признания расходов для налога на прибыль является одним из ключевых в налогообложении организаций.

Внереализационные расходы это прямые или косвенные

Распределение расходов на прямые и косвенные регламентирует пункт 1 статьи 318 НК РФ. Компания может самостоятельно определить перечень прямых, связанных с производством продукции.

Выгодно отнести в состав косвенных расходов как можно больше своих затрат. Ведь их по общему правилу можно списать сразу в периоде возникновения. А вот прямые расходы относятся к затратам текущего отчетного или налогового периода по мере реализации продукции, в стоимости которой они учтены.

Как разделить расходы по налогу на прибыль на прямые и косвенные?

Прямые и косвенные расходы в бухгалтерском учете и учете налоговом формируются по разным принципам. В налоговом учете прямые и косвенные расходы по налогу на прибыль — это, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ, два основных вида, связанных с производством и реализацией, которые следует учитывать при расчете этого налога.

Их разделение имеет свои правила и особенности, несоблюдение которых может привести к искажению налогового учета.

Косвенные расходы

Для налогоплательщиков применяющих по налогу на прибыль метод начисления (большинство налогоплательщиков) НК РФ подразделяет на производство и реализацию на две категории — прямые и косвенные расходы. Прямые же относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены (в соответствии со ст.

319 НК РФ). Организация в отчетном периоде понесла косвенных расходов на сумму 100 тыс.

Как налоговики рекомендуют организациям делить расходы на прямые и косвенные

Однако налоговики настаивают на том, что организация не вправе произвольно относить именно к косвенным и обязана обосновать, почему их нельзя считать прямыми.

В налоговом учете организаций, использующих метод начисления, все, связанные с производством и реализацией, подразделяются на прямые и косвенные ( п. 1 ст.

318 НК РФ ). Рано или поздно и прямые, и косвенные компания учтет при расчете налога на прибыль.

Классификация расходов в бухгалтерском и налоговом учетах

Классификация расходов в бухгалтерском учете Классификация в налоговом учете Состав затрат в бухгалтерском учете Состав затрат в налоговом учете В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденного приказом Минфина Росси от 06.05.1999 г.

№33н, все в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на по обычным видам деятельности и прочие (операционные, внереализационные, чрезвычайные).

Прямые и косвенные расходы по налогу на прибыль (перечень)

При составлении декларации по налогу на прибыль за I квартал 2009 г. проверьте, правильно ли вы составляете перечень прямых расходов по налогу на прибыль.

Это не только полезно для самопроверки и исправления ошибок в налоговом учете, но и подготовит вас к возможным вопросам проверяющих при камеральной проверке декларации — даже если, на ваш взгляд, вы сделали все правильно. Давайте рассмотрим скользкие моменты, которые могут вызвать разногласия между вами и налоговым инспектором.

Наконец-то устранена неопределенность по вопросам заполнения и срока представления документов для подтверждения основного вида деятельности для взносов «на травматизм» на 2018 год.

Исчерпывающие разъяснения мы получили от Департамента страхования профессиональных рисков ФСС.

ФНС отредактировала контрольные соотношения показателей декларации по НДС. Это связано со вступлением в силу приказа, внесшего поправки в бланк НДС-отчетности.

Расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций

В гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ установлен открытый перечень расходов, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении данного налога. Главный вопрос для каждого бухгалтера — как правильно определить расходы, учитываемые для целей налогообложения, и как документально подтвердить такие расходы.

Объект налогообложения

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога и порядок и сроки уплаты налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для российских организаций, о которых дальше пойдет речь, прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (далее — гл.25). Законодатель подробно регламентировал каждую составляющую объекта обложения налогом на прибыль. Так, к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

Расходы, учитываемые для целей налогообложения, должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Обоснованными являются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. По мнению налогового органа, высказанного им в Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — Методические рекомендации), под экономически оправданными затратами следует понимать затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. При этом под обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законодатель не устанавливает перечень таких документов. В то же время следует обратить внимание на то, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями гл.25 предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета и расчет налоговой базы.

Перечень расходов, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении налога на прибыль, является открытым. Так, к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, и внереализационным расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, могут относиться и иные обоснованные расходы, не указанные в гл.25. Поэтому налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль при наличии любых документально подтвержденных расходов при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В то же время открытым является и перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль. Так, согласно ст.270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п.1 ст.252 НК РФ, т.е. не являющиеся обоснованными и документально подтвержденными.

По нашему мнению, перечень расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль, должен быть ограничен НК РФ. В настоящее время у налоговых органов есть возможность исключить из налогооблагаемой базы практически любые расходы, за исключением прямо определенных НК РФ, как учитываемые для целей налогообложения. В такой ситуации налогоплательщику придется обжаловать решение налогового органа и выносить вопрос о признании расходов обоснованными и документально подтвержденными на рассмотрение или вышестоящим налоговым органом, или арбитражным судом. Судебная защита интересов налогоплательщика является наиболее эффективным механизмом. Кроме того, при рассмотрении арбитражным судом споров о признании недействительными актов налоговых органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт.

Другими словами, представители налоговых органов в судебном заседании должны будут представить нормативное обоснование неправомерности уменьшения организацией налоговой базы по налогу на прибыль.

"Инициативный" аудит

К прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, учитываемым при исчислении налога на прибыль, относятся расходы на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время существуют две прямо противоположные точки зрения. Согласно одной из них "инициативный" аудит не включается в состав расходов организации и не учитывается при исчислении налога на прибыль организаций.

Однако аудиторские услуги, связанные с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, оказываются аудиторскими организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

По мнению налогового органа, высказанному им в Методических рекомендациях, порядок отнесения услуг к аудиторским, связанным с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, установлен Законом N 119-ФЗ. Но в этом Законе отсутствует такое понятие, как "инициативный" аудит. Обязательный аудит — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Из содержания ст.264 НК РФ не следует, что условием включения в налоговую базу расходов на оплату аудиторских услуг, связанных с проверкой достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, является их обязательность для организации. По нашему мнению, условием уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму таких расходов является законность оказываемых услуг (например, наличие соответствующей лицензии у аудиторской организации). При этом затраты организации на проведение аудиторской проверки, не являющейся обязательной, должны учитываться при исчислении налога на прибыль. Можно предложить организациям в договоре на проведение "инициативного" аудита сделать запись о том, что оказание аудиторских услуг осуществляется в соответствии с Законом N 119-ФЗ.

Арендные платежи

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе арендные платежи за арендуемое имущество. До введения в действие гл.25 была сформирована широкая судебная, правоприменительная практика по вопросу включения в себестоимость продукции (работ, услуг) арендных платежей по договору аренды помещений, не прошедшему государственную регистрацию. Первоначально налоговые органы признавали документально не обоснованными затраты по таким договорам независимо от срока их действия.

Иная практика была сформирована после Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений", прямо указавшего, что государственной регистрации подлежит договор аренды помещений лишь в том случае, если срок его действия год и более. Налоговые органы перестали предъявлять претензии к арендным платежам по договорам, заключенным на срок менее года. Арендные платежи по договорам аренды помещений с более длительным сроком действия по-прежнему признавались документально не обоснованными затратами налогоплательщика.

Сформировавшаяся в тот период и продолжающаяся до настоящего времени арбитражная практика показывает, что отсутствие государственной регистрации договора аренды не влечет налоговых последствий. При рассмотрении дела в качестве документального подтверждения расходов арбитражный суд, как правило, предлагал организации представить счета — фактуры и выписки с расчетного счета арендатора с приложенными к ним платежными поручениями. При этом до введения в действие гл.25 в арбитражном суде арендатор обосновывал свою позицию тем, что государственная регистрация договора не является обязательным условием для включения арендных платежей в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с Положением о составе затрат, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552. В НК РФ также не содержится такого требования.

В Методических рекомендациях указано, что арендные платежи включаются в состав расходов независимо от государственной регистрации договора аренды. Арбитражный суд может не принять ссылку организации на Методические рекомендации, так как указанный документ не относится к актам законодательства о налогах и сборах. В то же время согласно ст.4 НК РФ Методические рекомендации являются обязательными для подразделений МНС России. Поэтому при возникновении спорных ситуаций во время проверки главный бухгалтер может обратить внимание проверяющих на данное положение Методических рекомендаций.

Во избежание возникновения спорных ситуаций арендаторам, которые не хотят перезаключать договор аренды каждые 11 месяцев, можно порекомендовать заключить краткосрочный договор аренды (до года) с условием его автоматической пролонгации, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении. Такой договор не подлежит государственной регистрации согласно Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Ответственность при отсутствии документального подтверждения расходов

Отсутствие документального подтверждения расходов (первичных документов) влечет применение к налогоплательщику штрафных санкций в размере до 10% суммы неуплаченного налога, но не менее 5 тыс. руб. (ст.120 НК РФ). Отсутствие налогового учета не всегда влечет применение к налогоплательщику указанной ответственности. Для целей ст.120 под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или счетов — фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. В НК РФ содержится исчерпывающий перечень оснований привлечения налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Поэтому отсутствие аналитических регистров налогового учета или расчета налоговой базы, являющихся подтверждением данных налогового учета, не может служить основанием для применения к налогоплательщику ответственности, предусмотренной ст.120 НК РФ.

Следует напомнить налогоплательщику также о том, что в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка налоговые органы вправе определить суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. Поэтому при проведении выездной налоговой проверки бухгалтер обязан представить документальное подтверждение расходов, учтенных при исчислении налога на прибыль организаций.

Если налоговыми органами по результатам проверки будет вынесено неправомерное решение в части исключения из налоговой базы расходов, то такое решение может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд.

Н.Орлова

Начальник юридического отдела

ООО "Аудиторская служба "СТЕК"

Учет предыдущих расходов по налогу на прибыль, выявленных по истечении трехлетнего срока

В силу п. 1 ст. 81  НК РФ при  обнаружении факта неотражения или неполного отражения сведений, ошибок, приводящих к занижению суммы налога, у налогоплательщика возникает обязанность предоставления уточненной налоговой декларации  за тот  налоговый период, в котором они были обнаружены.
В свою очередь при обнаружении в налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик может внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном ст.

81 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Таким образом, организация вправе включить ошибочно неучтенные расходы в налоговую базу по налогу на прибыль и подать уточненную налоговую декларацию за тот  период, к которому данные расходы относились.
Однако следует отметить, что в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено НК РФ.
Иначе говоря, если даже организация подает уточненную декларацию за период, превышающий трехлетний срок, зачесть или возвратить возникшую сумму излишне уплаченного налога на прибыль в связи с увеличением расходов будет невозможно, поскольку истек установленный п. 7 ст. 78 НК РФ срок давности.
Однако абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что  в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).
Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Следовательно, ст. 54 НК РФ предусматривает два варианта, когда возможно исправление ошибок и искажений в периоде их обнаружения, в случае невозможности определить период совершения ошибки (искажения) или если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате. Кроме того, нормы абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ в полной мере соотносятся с положениями п. 1 ст. 81 НК РФ.  Так налогоплательщик при обнаружении ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, имеет право либо предоставить уточненную декларацию, внося изменения в налоговую базу того периода, либо  исправить ошибку в периоде ее обнаружения.
Минфин России неоднократно разъяснял, что налогоплательщик вправе     произвести пересчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога ( письма Минфина России от 23.11.2013  № 03-03-06/2/39244, от 26.07.2013  № 03-03-06/1/24234 ;07.12. 2012  № 03-03-06/2/127; 30.01. 2012  №  03-03-06/1/40; 23.01. 2012  № 03-03-06/1/24 ; 25.08.2011 № 03-03-10/82).
Вместе с тем, Минфин России обращает внимание, что пересчет  налоговой базы    в случае  совершения ошибки (искажения) осуществляется с учетом ст. 78 НК РФ.  Налогоплательщик сможет исправить ошибку (искажение) в текущем налоговом периоде только в течение трех лет с момента уплаты налога за период, в котором истек срок исковой давности. В тоже время арбитражные суды приходят к выводу, что налоговое законодательство не устанавливает какого-либо срока, в течение которого организация может исправить ошибки, допущенные при исчислении налоговой базы в предшествующих налоговых периодах.
В решении арбитражного суда г.Москвы  от 28.11. 2011  по делу  № А40-102301/11-75-423 суд указал, что абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений на учет в текущем налоговом периоде налоговой выгоды в зависимости от периода ее возникновения.
Единственное ограничение, налагаемое указанной нормой, сводится к возможности тех исправлений, которые привели к излишней уплате налога, а ст/ 78 НК РФ устанавливает ограничение срока на возврат налоговой выгоды, уже учтенной в прошедших налоговых периодах.
В постановлении от 11.03. 2012  Девятый апелляционный суд дополнительно отметил следующее, что ст. 54 НК РФ не содержит прямого указания на то, что ее положения применяются в совокупности с положениями ст. 78 НК РФ  и  трехлетний срок, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ, должен применяться и к периодам обнаружения ошибки (искажения).
Также в данной ситуации необходимо учитывать, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ).  При этом если имеются неясности, сомнения и (или) противоречия актов законодательства о налогах и сборах, то все такие неясности, сомнения и (или) противоречия толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст.3 НК РФ).
Постановлением ФАС Московского округа от 06.07. 2012  оставил вышеназванные судебные акты без изменения, а кассационную жалобу налогового органа – без удовлетворения.
В постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07. 2012 № 17АП-6534/2012-АК по делу № А60-57130/2011 (постановлением ФАС Уральского округа от 01.11. 2012  № Ф09-10757/12 данное постановление оставлено без изменения)  довод налогового органа о том, что с момента совершения ошибки прошло три года в связи с чем, на основании ст. 78 НК РФ налогоплательщик не имеет права на пересчет налоговой базы, был отклонен судом, поскольку трехлетний срок, определенный п. 7 ст. 78 НК РФ, установлен для подачи заявления о зачете или возврате налога.
Аналогичные выводы были сделаны  в постановлениях ФАС Московского округа от 28.11.2013 № Ф05-13700/2013 по делу № А40-155004/12-91-681; ФАС Восточно-Сибирского округа от 03 .02. 2014 по делу № А78-2456/2013.
Таким образом, ст. 54 НК РФ предусматривает возможность исправления ошибки  в текущем периоде, но  не предусматривает определенного периода, в течение которого такая ошибка может быть исправлена.
Ограничение трехлетнего срока, установленное ст. 78 НК РФ,  определено для возможности подачи заявления о зачете или возврате излишне уплаченного налога.
В данном случае возникают иные правовые последствия, налогоплательщик корректирует налоговую базу того периода, в котором была выявлена ошибка, а не осуществляет процедуру зачета или возврата излишне уплаченного налога в порядке ст.

78 НК РФ.
Иными словами, если организация обнаружила расходы по налогу на прибыль, которые ошибочно не были учтены ранее, такая ошибка в любом случае приводит к излишней уплате  налога на прибыль, следовательно, расходы могут быть включены в налоговую базу в текущем налоговом периоде. При этом  не является препятствием срок возникновения таких расходов.
Необходимым условием принятия ошибочно неучтенных расходов в текущем налоговом периоде   является установление факта излишней уплаты налога. 
В связи с этим некоторые арбитражные суды ссылаются на позицию  Президиума ВАС РФ, выраженную  в постановлении от 15.06. 2010  № 1574/10, согласно которой, если спорные годы не входят  в число проверяемых инспекцией периодов по налогу на прибыль, то налоговый орган лишен возможности подтвердить либо опровергнуть утверждение организации о наличии у него переплаты за прошлые годы, сложившейся в результате невключения названных сумм дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов прошлых налоговых периодов. Например, данные выводы сделаны в постановлениях ФАС Московского округа от 04.02. 2013 по делу № А40-8920/11-116-23 (определением ВАС РФ от 21.05.2013 № ВАС-6211/13 отказано в передаче дела № А40-8920/2011-116-23 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления); ФАС Северо-Западного округа от 30.10. 2013 по делу № А56-51095/2012).
В постановлении  ФАС Северо-Западного округа от 27.09. 2012 по делу № А44-5432/2011 суд  сослался на данную позицию Президиума ВАС РФ и указал, что общество не доказало наличие переплаты, поскольку налоговый период, в котором была совершена ошибка, не входил в период проведения налоговой проверки.
Вместе с тем при новом рассмотрении ФАС Северо-Западного округа в постановлении от  26.06. 2013 не принял  довод налогового органа, что  год, в котором совершена ошибка, не проверен в рамках выездной проверки и потому правильность налоговых обязательств.  Представленная организацией налоговая декларация по налогу на прибыль принята налоговым органом, и как подтвердили ее представители, проверена в рамках камеральной проверки.  Налог по ней уплачен в полном объеме.
Необходимо  отметить, что выводы, сделанные в постановлении Президиума ВАС РФ, основаны на нормах, действующих в более ранние периоды, т.е.  до введения в действие абз. 3  п. 1 ст. 54 НК РФ, поэтому применение позиции Президиума ВАС РФ вызывает сомнение. К тому же согласно п. 2 ст. 88 НК РФ в отношении каждой налоговой декларации осуществляется камеральная налоговая проверка, в результате которой подтверждается правильность и достоверность представленных сведений ( постановления Президиума ВАС РФ от 20.03. 2007  № 16086/06; ФАС Северо-Западного округа от 24.02. 2010№ А42-3884/2009;  письмо ФНС России от 18.01.2005  № 06-1-04/648).
В тоже время судами признается возможность распространения действия абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ на прошлые периоды (до 1 января 2010 г).
В постановлении ФАС Московского округа от 13.02. 2014 № Ф05-17548/2013 по делу № А40-55068/13 разъяснено, что излишняя уплата суммы налога представляет собой умаление имущественной сферы налогоплательщика (хотя бы и в результате его собственных ошибочных действий), подлежащее устранению в предусмотренном законом порядке.
Механизм восстановления имущественной сферы налогоплательщика, нарушенной вследствие неосновательного отчуждения в казну части его имущества, представляет собой гарантию права собственности.
Положение абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ в той мере, в которой оно приводит к обложению налогом действительных результатов хозяйственной деятельности налогоплательщика и устраняет искажения налоговой базы, имевшие место в завершенных налоговых периодах, является гарантией защиты права налогоплательщика на справедливое налогообложение результатов его экономической деятельности. Следовательно, положение абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ, введенное Федеральным законом  от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», имеет обратную силу.
Возникает вопрос о возможности исправления ошибок в текущем налоговом периоде в случае, если в периоде их совершения налогоплательщик получил убыток.

По мнению Минфина России, в такой ситуации налогоплательщик не может применить правила абз.3 п. 1 ст. 54 НК РФ и не вправе корректировать налоговую базу текущего периода, а должен представить уточненную налоговую декларацию за период, в котором соответствующая ошибка была совершена.  Данная позиция изложена  в письмах Минфина России от 07.05. 2010  № 03-02-07/1-225; 27.04. 2010  № 03-02-07/1-193.
В тоже время,  в соответствии с п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленные в соответствии с гл. 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее).
В силу п. 2 ст. 283 НК РФ налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.
В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет с учетом положений абз. 2  п. 2 ст. 283 НК РФ.
В контексте  анализируемых  норм следует, что неотражение расходов в периоде, в котором был получен убыток, приводит к занижению этого убытка. Ошибочное занижение убытка, в свою очередь, означает, что налогоплательщик не сможет в полной мере воспользоваться своим правом, предусмотренным п. 1 ст. 283 НК РФ.
В такой ситуации налогоплательщик будет лишен возможности перенести на будущее убыток именно в том размере, в котором этот убыток сформировался бы в случае отражения в соответствующем периоде расходов, ошибочно неучтенных для целей налогообложения. Следовательно, занижение убытка в периоде неотражения затрат влечет излишнюю уплату налога в тех налоговых периодах, на которые будет перенесен данный убыток. При этом абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ не устанавливает, в каком именно периоде должна быть установлена излишняя уплата налога, связанная с совершением ошибки при исчислении налоговой базы.
Таким образом, важен сам факт излишней уплаты налога, причиной которой стала обнаружившаяся ошибка в исчислении налоговой базы, безотносительно к тому, в каком периоде эта излишняя уплата была произведена.
Получение налогоплательщиком убытка в периоде совершения ошибки не лишает его права на корректировку текущей налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ.
В постановлении  ФАС Поволжского округа от 24.12.2013 по делу № А65-3902/2013 суд установил, что невключение расходов в налогооблагаемую базу более раннего налогового периода могло привести в этом периоде либо к завышению налогооблагаемой прибыли и переплате налога на прибыль (при положительном финансовом результате по итогам налогового периода), либо к занижению убытка (при отрицательном финансовом результате).
Вместе с тем необходимо  иметь  ввиду, что включение предыдущих расходов, выявленных по истечение трехлетнего срока, с высокой вероятностью приведет к возникновению разногласий с налоговым  органами, в связи с чем, правомерность данной позиции придется отстаивать в арбитражном суде.  При этом вероятность положительного исхода судебного разбирательства является высокой.

Библиографический   список
1.Налоговый кодекс РФ, ч.1 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2.Федеральный закон  от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3.Письма Минфина России от 23.11.2013  № 03-03-06/2/39244, от 26.07.2013  № 03-03-06/1/24234; 07.12. 2012  № 03-03-06/2/127; 30.01. 2012  №  03-03-06/1/40; 23.01. 2012  № 03-03-06/1/24 ; 25.08.2011 № 03-03-10/82 ;  07.05. 2010  № 03-02-07/1-225; 27. 04. 2010  № 03-02-07/1-193 [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4.Решение  арбитражного  суда  г. Москвы  от 28.11.2011  по делу № А40-102301/11-75-423[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5.Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2012 № 17АП-6534/2012-АК по делу № А60-57130/2011 (постановлением ФАС Уральского округа от  01.11. 2012  № Ф09-10757/12 данное постановление оставлено без изменения)[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Постановления ФАС Московского округа от 28.11. 2013 № Ф05-13700/2013 по делу № А40-155004/12-91-681; ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.02.2014 по делу № А78-2456/2013[Электрон.

ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Определение ВАС РФ от 21.05.2013 № ВАС-6211/13 (отказано в передаче дела № А40-8920/2011-116-23 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления), ФАС  Северо-Западного округа от 30.10. 2013 по делу № А56-51095/2012)    [Электрон. ресурс]. –  Режим  доступа: http://www.consultant.ru.
8. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2012 по делу № А44-5432/2011; 24.02.  2010№ А42-3884/2009, [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
9.Постановление  Президиума ВАС РФ от 20.03. 2007 № 16086/06 [Электрон. ресурс]. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru.
10. Письмо ФНС России от 18.01.2005№ 06-1-04/648)[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Постановление  ФАС Поволжского округа от 24.12.2013 по делу № А65-3902/2013[Электрон. ресурс]. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru.

Автор: Орлова В. С.

Специалист по налогообложению Департамент налогового и правового консалтинга ЗАО «Объединенные консультанты ФДП»

Главная » Налоги » Расходы уменьшающие налоговую базу


Расходы уменьшающие налоговую базу


Вернуться назад на Налоговый расход

Полученная предприятием прибыль еще не принадлежит владельцу организации в полном объеме. «Чистой» она станет только после внесения в бюджет налогового платежа. Стандартная ставка в 20%, особенно при получении больших доходов, превращает налог в достаточно крупную сумму. Отсюда закономерное желание сэкономить. Упуская из виду полулегальные и совсем противозаконные способы сокрытия истинного размера прибыли предприятия, обратим внимание на расходы уменьшающие налог на прибыль.

Что есть «уменьшающие» расходы при определении размера прибыли?

При определении базы по налогу используется формула – доходы минус расходы. Значения является размером прибыли, с которой и выплачивается налог.

Понесенные предприятием расходы, какие уменьшают налог на прибыль, должны быть:

• непосредственными участниками хозяйствования;
• подтвержденными соответствующими документами;
• обоснованы с точки зрения вида деятельности.

Расходы при определении базы включаются в нее кассовым методом или методом начисления:

• Метод начисления. Затраты могут быть включены в состав базы в том случае, если списание средств со счетов уже произошло.
• Кассовый метод – учет расходов сразу после их фактического осуществления.

Уменьшающие налоговую базу при уплате налога на прибыль расходы условно можно поделить на две категории:

• Внереализационные.
• Связанные с выпуском или сбытом товара.

Производственные расходы:

• приобретение материалов, оборудования, средств производства;
• затраты на ремонт, техобслуживание, эксплуатацию;
• хранение товара, доставка к месту сбыта и на склад;
• освоение недр, природных ресурсов;
• страхование сотрудников, выплата заработной платы;
• покупка прав на участки земли;
• затраты на обеспечение условий труда;
• командировки работников;
• НИОКР и прочее.

Внереализационные расходы, которые уменьшают налог на прибыль:

• содержание арендованного имущества;
• проценты по ценным бумагам и дивидендам, а также средства на их выпуск;
• отрицательная разница после переоценки имущества;
• судебные издержки;
• услуги банков;
• средства на открытие организации;
• суммы пеней и штрафов и так далее.

Также уменьшают налог на прибыль расходы на благотворительность, установленный размер представительских расходов.

Расходы, не включенные в налоговую базу

Статья 270 НК РФ содержит перечень расходов, не учитываемых при налогообложении.

Внереализационные затраты, не уменьшающие прибыль – налоговую базу:

• Суммы дивидендов.
• Перечисления в бюджет в виде штрафов и пеней, взимаемых государственными организациями.
• Платежи за ненормированные выбросы в атмосферу.

• Взносы в товарищества: простое или инвестиционное в виде уставного капитала.
• Взносы на ДМС, пенсионное обеспечение негосударственного типа.
• Расходы на достройку, покупку амортизируемого имущества, реконструкцию, перевооружение и так далее.
• Гарантийные взносы.
• Добровольные взносы членов общественных организаций.
• Стоимость услуг и работ, выполненных на безвозмездной основе.

Расходы, связанные с деятельностью предприятия:

• Расходы на вознаграждения, материальную помощь, оплата по коллективным договорам, надбавок к пенсии, премий, поездок до работы сотрудников, изготовление призов.
• Оплата разниц в цене при сбыте товара на льготных условиях.
• Оплата лечения, путевок, путешествий, организацию мероприятий для сотрудников.
• Цена переданных акций, которые распределяются между действующими акционерами по решению собрания.
• Залог в форме имущественного права.
• Часть представительских расходов свыше нормы.

Документы для подтверждения расходов

Экономическое обоснование и документальное подтверждение – основные условия при учете расходов.

Документами могут быть:

• Премии, заработная плата, поощрения – расчетная ведомость за тот период, в котором происходит учет затрат.
• Плата за аренду – договор, в котором следует обязательно указать ежемесячную сумму, период оплаты.
• Обслуживание ККТ – договор с указанием размера платы и периодичности ее внесения.
• Подписка на печатное издание – акт с указанием стоимости и периода получения.
• Хозяйственные затраты – чеки, акты, накладные. Должно присутствовать наименование товара, его цена, количество в штуках или килограммах.
• Выплата процентов по кредитам – банковский договор.
• Транспортные расходы, которые уменьшают налог на прибыль, – путевые листы, маршрутные листы.
• Затраты по горюче-смазочным материалам – путевые листы, чеки, накладная, где видна стоимость всех ГСМ, купленных в отчетном периоде.

Эти первичные документы обязательно сохранять.

Зная пробелы в законодательстве, можно вполне законно уменьшить размер прибыли, которая облагается налогом:

• Признание штрафных санкций. Если организация признает их, то условия договора с партнером по факту нарушены. А если деятельность попадает под уплату сбора ЕНВД, то расход включается в налогооблагаемую прибыль и происходит экономия стоимости штрафа.
• Можно заказать компании, работающей с использованием «упрощенки», бизнес-план.

Такие маркетинговые услуги, точнее, затраты на них, уменьшат размер прибыли.
• Использование бренда юрлицами на УСН дает право включить затраты на его разработку в «уменьшающие» расходы.
• Прошлые убытки организации, которые нашлись только в текущем периоде, уменьшают прибыль.
• Расходы на демонтаж, ликвидацию учитываются в том периоде, когда были произведены работы, и попадают под налогообложение.
• Присоединение убыточного предприятия сокращает размер прибыли путем включения ее долгов в собственную налоговую базу.

Сегодня многие пункты затрат, за счет которых можно приуменьшить размер прибыли, вызывают у бухгалтеров множество вопросов. Например, не совсем понятно, какие именно расходы на улучшение условий труда подразумеваются в налоговом законодательстве. Но находятся лазейки для уменьшения прибыли, которыми успешно пользуются современные компании.

Зная, какими расходами можно уменьшить налог на прибыль, можно существенно оптимизировать затраты, связанные с уплатой обязательного налога.

Налоговый доход
Налоговый кодекс РФ
Налоговый контроль
Налоговый учет
Налоговое обязательство

Назад | | Вверх



©2009-2018 Центр управления финансами. Все права защищены. Публикация материалов
разрешается с обязательным указанием ссылки на сайт.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *