Налоговая проверка ип

Стремительное развитие IT-технологий стало благоприятной почвой для становления сравнительно нового способа ведения торговой деятельности, посредством использования интернет-ресурсов. Торговля онлайн имеет ряд преимуществ, в числе которых отсутствие необходимости арендовать помещение для реализации деятельности, в частности для сбережения и демонстрации продукции, и оплачивать коммунальные платежи.

Чтобы осуществлять продажи, предпринимателю требуется:

  1. наличие сайта или торговой страницы в соцсети;
  2. наличие Свидетельства о регистрации физлица в качестве ИП или регистрационные документы юридического лица.

Зачастую факт отсутствия торгового помещения становится причиной вопросов, касающихся способов проверок со стороны налоговых органов. Как налоговая проверяет интернет-магазины, какими полномочиями наделены инспекторы во время проверок, и какие действия со стороны налоговиков являются законными?

В статье представлены  детальные ответы на актуальные вопросы относительно способов налоговых проверок, которые наиболее часто интересуют владельцев онлайн-магазинов.

Вопрос №1. Имеют ли инспекторы налоговой службы необходимые полномочия для того, чтобы провести налоговую проверку по месту регистрации ИП или по зарегистрированному месту проживания учредителя организации, осуществляющей интернет-продажи?

Согласно налоговому законодательству проведение выездной налоговой проверки возможно только по юридическому адресу предприятия или на территории налогового органа.

Получить доступ к жилью индивидуального предпринимателя или директора (учредителя) интернет-магазина можно исключительно в добровольном порядке, то есть полномочий на принудительную проверку квартиры или дома владельца торгового онлайн-предприятия у проверяющих органов нет.

Вопрос №2. Предусмотрена ли законодательством какая-либо юридическая ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации предприятия в налоговых органах? Если предусмотрено наказание, то имеет ли значение размер доходов, полученных владельцем онлайн-сервиса во время осуществления деятельности?

Осуществление лицом торговой деятельности без предварительной регистрации имеет все признаки незаконного предпринимательства и влечет за собой привлечение предпринимателя к административной ответственности. В соответствии с предписаниями административного законодательства нарушителю за совершение данного проступка грозит наложение административного штрафа, размер которого не может превышать двух тысяч рублей.

Однако в том случае, если размер дохода, полученного в результате осуществления незаконного предпринимательства, превысил показатель в 1,5 млн. рублей, в отношении нарушителя применяются более строгие санкции, предусмотренные уголовным законодательством РФ.

Также не стоит забывать о возможности привлечения горе-предпринимателя к финансовой ответственности, что выражается в виде начисления налоговыми органами штрафов, пени и неуплаченных за время незаконного ведения бизнеса налогов.

Вопрос №3. Как налоговые органы выявляют незаконных предпринимателей, которые осуществляют незарегистрированную торговую деятельность через интернет? Какие мероприятия проводятся в данном направлении, с помощью каких методов происходит мониторинг торговых сайтов?

На данный момент нормативно закрепленных методов по выявлению сайтов-нарушителей пока не существует, то есть целенаправленным поиском незарегистрированных онлайн-предпринимателей налоговые органы не занимаются, однако, как показывает практика, такая информация достаточно часто всплывает во время других проверок. К примеру, выйти на нарушителя можно через данные, предоставляемые в налоговую службу его партнерами, в частности теми, которые оказывают услуги по транспортировке товара, клиентами или даже сотрудниками.

Также привлечь повышенное внимание налоговых органов может ассортимент товара и масштабы предприятия. Согласно законам РФ, если торговая деятельность осуществляется систематически и является источником постоянного дохода для бизнесмена, он обязан производить регулярные отчисления в бюджет государства.

Вопрос №4. Могут ли налоговики определить, что деятельность осуществляется систематически?

Методов для точного определения систематичности деятельности нет, о том, что незаконное предпринимательство является основным источником дохода, инспекторы налоговой службы могут лишь догадываться.

Вопрос №5. Могут ли налоговые органы отследить расчетные платежи, производимые на личный счет незарегистрированного предпринимателя или на его электронный кошелек, за товары, приобретенные в интернет-магазине?

Действующее законодательство наделяет налоговые органы полномочиями, необходимыми для получения доступа к таким сведениям. При наличии согласия должностного лица вышестоящего налогового органа отследить переводы средств на личный счет физлица или на его электронный кошелек вполне реально.

Срочно нужна помощь! Нам сообщили, что к нам в организацию придут сотрудники налоговой службы и будут проверять финансовую документацию. Подскажите, какой будет именно порядок проведения выездной налоговой проверки, что они будут проверять и как надолго это может затянуться? У нас сейчас только два бухгалтера работают, им некогда еще и документы искать для проверки, своей работы полно.

2017-09-1313.09.2017 17:43

Инна, сотрудников налоговой службы не интересует, что у ваших бухгалтеров много работы, и им некогда документы искать. Они придут и будут требовать предоставить документы, а если откажетесь — могут и оштрафовать.

По выездной налоговой проверке 2017 порядок проведения следующий. Во-первых, она проводится на территории налогоплательщика, то есть непосредственно у юридического лица. Во-вторых, проверка может проводиться в течение двух месяцев, а при некоторых определенных обстоятельствах в течение четырех или шести месяцев, к примеру, если вы крупнейший налогоплательщик, против вас имеются подозрения в мошенничестве или нарушении налогового законодательства, у вас крупная организация с несколькими обособленными подразделениями.

В-третьих, когда сотрудники налоговых органов придут, вы должны предоставить им место для работы, а также всю документацию, которую они потребуют. При необходимости также нужно будет давать пояснения, почему именно так посчитали налог. После того, как они проведут проверку, они составят специальный акт выездной налоговой проверки, в котором отразят все выявленные результаты. Подробнее по поводу акта вы можете почитать в этом материале.

Натали, бухгалтер

Ответить

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей.

Перейти к регистрации.

Вы можете оставить комментарий к данной теме после регистрации. Зарегистрированным пользователям доступно больше возможностей. Перейти к регистрации.

Часть I — Камеральная налоговая проверка

1.1 Налоговые проверки: понятие, виды

Среди форм налогового контроля, перечисленных в статье 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки.

Налоговая проверка — это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Право на проведение налоговых проверок предоставлено налоговым органам статьей 31 НК РФ и регламентировано главой 14 «Налоговый контроль».

С введением в действие НК РФ налоговые органы не утратили прав на проведение иных (неналоговых) проверок. Так, в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1993 г. N 5215-1 » О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» налоговые органы проводят проверки по применению ККМ; в соответствии с Федеральным Законом от 22 ноября 1995 г. N171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» — проверка производства и оборота алкогольной продукции и т.д.

Объем правомочий налоговых органов и существующих ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий (доступ на территорию или в помещение, осмотр, истребование документов, выемка (изъятие) документов и предметов, инвентаризация, экспертиза и др.) напрямую зависит от вида проводимой проверки. Виды проверок представлены на рисунке 1.

Рисунок 1

Рассмотрим, какие же проверки могут проводить налоговые органы. Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка — это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин «Выездная налоговая проверка» введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом Российской Федерации. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями «выездная» и «документальная» проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка — это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка — это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика.

При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и нени, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения — не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа. Порядок вынесения настоящего решения (постановления) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки, а также требование к форме этих документов регламентировано приказом Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.99. © АП-3-16/318 «Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок».

Статья 87 НК РФ предусматривает возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные.

Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие — сокрытия доходов.

Пример. Так, при проведении проверки у организации было выявлено завышение цены комплектующих деталей, списанных на производственные цели. По бухгалтерским записям на счете 20 «Основное производство» цена кузова составляла 75000 рублей. А при проведении проверки экземпляра счета-фактуры, имеющиеся у предприятия-поставщика кузова, установлено, что цена составляет 68000 рублей, что выявлено методом встречной проверки документов.

Пример.В другом случае при изучении документов об отгрузке продукции на ликероводочном заводе было установлено, что часть продукции была отпущена частному предпринимателю «С». Встречная проверка документов «С» показала отсутствие учетных документов, свидетельствующих о поступлении вино водочных изделий с завода. Это говорит о неоприходовании поступления продукции, не отражении выручки от реализации данной продукции и как следствие — о занижении выручки/прибыли от реализации продукции.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки ( отражаются в вынесенном Постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка — это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

После введения в силу НК РФ практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая проверка — это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка — это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Внезапная проверка — это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика ( в отличие от плановой проверки).

Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Цель внезапной проверки — установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК РФ предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок.

Цель контрольной проверки — установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка — это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК РФ предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, согласно статье 87 НК РФ, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период. В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

  • сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

  • выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет ( при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.

При заключении сделки и вступлении в партнерские отношения с контрагентом желательно иметь правдивые сведения о состоянии его дел. Это поможет избежать многих проблем. К примеру, не мешает выяснить, не ликвидирована ли его компания. Сделать это достаточно просто — надо лишь знать как.

Согласно п. 1 ст. 61 Гражданского Кодекса ликвидация юрлица влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к иным лицам.

Есть несколько методов выяснить, не была ли ликвидирована компания. Как это сделать?

Метод первый

Зайти на официальный портал ФНС (egrul.nalog.ru) и проверить информацию. Необходимо отметить, что сведения там представлены в несколько «урезанном» виде по сравнению с выпиской из ЕГРЮЛ. Но если предприятие было закрыто, то это будет документально засвидетельствовано. Пользоваться информацией можно бесплатно, вносить госпошлину за ее поиск не понадобится.

Метод второй

Затребовать выписку из ЕГРЮЛ. В запросе нужно указать полное название юрлица, его адрес, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. Если предприятие было ликвидировано, то в выписке ЕГРЮЛ Вы это сразу увидите. Согласно п. 23 Постановления Правительства № 438 от 19 июня 2002-го г., стоимость каждого запрошенного документа составляет двести рублей. Он выдается на протяжении (не позднее) пяти дней со дня поступления заявки от заинтересованного лица. Если выписка необходима срочно, то заплатить за нее придется вдвое больше. Она выдается в течение одного рабочего дня.

Метод третий

Просмотреть сведения на предмет присутствия дела о банкротстве можно на портале Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (kad.arbitr.ru).

Внеся название предприятия, основной государственный регистрационный номер или идентификационный номер налогоплательщика, Вы сможете увидеть список дел, где данная компания участвует (либо участвовала). Она может выступать как истец, ответчик или третье лицо. В случае наличия дела, имеющего пометку «Б» (о банкротстве), нужно выяснить на какой стороне находится интересующий Вас объект. Если он является кредитором, это неплохо. Вы можете не испытывать сомнений по поводу его дел. Но если он выступает в роли должника, то, значит, процедуру банкротства проходит именно он. И для Вас это плохо.

Обратите внимание, что все объявления непременно публикуются в издании «Коммерсантъ». Они присутствуют как в электронном, так и в бумажном источнике. Но данный способ дает возможность узнать не о закрытии предприятия, а именно о процедуре банкротства. Если компания находится на стадии «разорения», Вы об этом узнаете. Благодаря изданию «Коммерсантъ» Вы также можете выяснить и об этапе банкротства, на котором находится интересующий Вас объект. Если для Вас это важно. Но в большинстве случаев не имеет значения, закрывается компания или проходит стадию банкротства. Ведь оба события указывают на наличие проблем на предприятии. Это могут быть финансовые, административные или иные осложнения.

Поэтому перед тем, как вступать в деловые отношения с потенциальным партнером (либо формировать связи с настоящим), необходимо узнать о состоянии его бизнеса. В частности, не проводится ли в отношении него процедура банкротства.

Метод четвертый

Зайти на портал «ВГР» (www.vestnik-gosreg.ru/search/). Здесь Вы можете просмотреть все публикации в отношении интересующего Вас объекта. Например, подавала ли фирма сообщение о предстоящей ликвидации.

Все вышеуказанные методы вполне приемлемы для использования. Применив любой из них, Вы имеете возможность обзавестись нужными сведениями. Различие между этими способами состоит лишь в методике добывания информации. Заметьте, что получить данные о закрытии или банкротстве компании с бесплатного электронного источника можно в любое время. Но это будут лишь сведения, не подкрепленные официальными документами. А реальную силу имеет только выписка, подтвержденная ФНС. Именно она является доказательством правдивости предоставленной информации.

05.05.2017

Цунами, оползень, торнадо…Внезапный приезд налоговиков для многих фирм сравним со стихийным бедствием. Можно ли предотвратить «налоговый катаклизм»? Или же угроза выездной проверки так и будет висеть над вашей фирмой дамокловым мечом? Старший партнер «Рыков групп» Павел Пенкин уверен — привычные сценарии общения с налоговиками устарели. Поэтому в своем новом проекте он рассказывает о способах снижения налоговых рисков и о том, почему #cхемыбольшенеработают.


Как налоговые органы решают, кого проверять

Налоговые органы не могут провести выездную проверку у каждого, поэтому им приходится выбирать кандидатов.

На 1 января 2017 г. в России числилось 3,8 млн. коммерческих фирм и 3,7 млн. предпринимателей. Но только у 25 тыс. из них в 2016 г.

были выездные проверки — то есть, только у каждого трехсотого.

Выбор налогоплательщика для проверки не бывает случайным. Выездная проверка — это дорогое мероприятие, она не может пройти впустую, без доначислений налогов. А значит, нужно выбрать того, у кого точно будут нарушения.

Для этого налоговая служба разработала критерии отбора. Важно знать их. Это позволит выстроить работу так, чтобы никогда не попадать в поле зрения «выездников».

Критерии отбора

Это показатели, по которым налоговая исследует каждого плательщика и потом решает: брать или не брать его на проверку. Критерии доступны всем — их можно найти в “Концепции системы планирования выездных налоговых проверок”, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

Всего 12 критериев, из них 11 используют для организаций и 8 для ИП. Вот эти критерии и выводы, которые делают на их основании налоговые органы:

  1. Низкая налоговая нагрузка. Нагрузка показывает какую долю в Вашей выручке занимают налоги. Если она ниже средней, то налоги уплачиваются не полностью.
  2. Убытки в декларации по налогу на прибыль 2 года подряд. ФНС считает, что нет смысла вести убыточную деятельность. Но если плательщик, несмотря на это, продолжает работать, то возможно убытки созданы искусственно.
  3. Вычеты по НДС больше 89% от начисленного налога за год. Тут либо выручка занижена, либо искусственно увеличены вычеты.
  4. Расходы растут быстрее, чем доходы. Возможно завышение расходов.
  5. Зарплата ниже средней по региону. Указывает на зарплату «в конверте». Это не только занижение НДФЛ и страховых взносов, но и наличие скрытых доходов («обналичка»), из которых выплачивается такая зарплата.
  6. Предельные показатели на спецрежимах. Для спецрежимов есть разные ограничения: по численности работников, по выручке и т.п. Если у плательщика эти показатели постоянно на пределе, то, возможно, он искусственно сдерживает их, чтобы сохранить спецрежим.
  7. Доход ИП почти равен расходу. Возможно занижение выручки или завышение расходов.
  8. Работа через посредников и перекупщиков. Если налоговые органы видят, что товар можно купить или продать напрямую, но налогоплательщик зачем-то использует посредника, они могут расценивать это как схему по уклонению от налогов.
  9. Налогоплательщик не контактирует с налоговой: не поясняет причины расхождений в декларациях, не приходит, когда его вызывают, не представляет документы по требованиям или ссылается на их утрату.
  10. Налогоплательщик часто меняет адрес. Если с момента образования организация два раза меняла адрес, то возможно, у нее есть нарушения и таким образом она пытается избежать проверки.
  11. Низкая рентабельность. Используют два вида рентабельности: продаж и активов. Первая показывает сколько прибыли приходится на 1 руб. себестоимости товаров (работ, услуг), вторая — сколько прибыли приходится на 1 руб. активов. Если рентабельность на 10% меньше чем средняя, то возможно занижение доходов или завышение расходов.
  12. Деятельность с высоким налоговым риском. Под ней ФНС понимает использование различных схем ухода от налогообложения: фирмы-однодневки, разделение бизнеса, посредники, операции с ценными бумагами и т.п.

Чем больше критериев находят у одного налогоплательщика, тем больше вероятность, что именно его возьмут на проверку.

Все показатели просчитывает специальная программа автоматически. Инспектору выдается список налогоплательщиков: от самых подходящих, у которых большая вероятность нарушений, до самых неинтересных, с точки зрения доначислений налогов.

Поэтому, если следить за этими показателями, то можно всегда держаться в конце этого условного «списка» и не привлекать внимание налоговиков.

Возврат к списку

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *