Как поднять самооценку

Саморазвитие8-11-2014, 00:15сергей к8 552

Как повысить самооценку? 7 советов

Как повысить самооценку?

Если говорить о вере, то человеку труднее всего поверить в себя. Людей с низкой самооценкой очень много. Есть даже такое мнение, что застенчивость и смущение – признаки человека воспитанного, самокритичного.

Но стараться преодолеть свои недостатки, осознавая при этом достоинства, – это нормально. А вот привычка к самокопанию и поиску отрицательных черт в себе не только непродуктивна, но и разрушительна для личности. Что делать, если вы заметили это в себе, как повысить самооценку и приобрести веру в себя, свои силы?

Корни низкой самооценки

Позитивная оценка себя формируется еще в раннем детстве, когда ребенок только учится ходить, говорить, общаться. Он радуется новым возможностям, и очень важно, чтобы родители поддерживали, ободряли его, формировали в нем стойкое убеждение: «Меня любят, несмотря на мои успехи и поражения». Это поможет малышу расти, позитивно оценивая самого себя. Ведь именно мнение других людей в значительной степени влияет на нашу самооценку. Даже одно неосторожное замечание, язвительная шутка могут вызвать чувство неуверенности в себе не только в ребенке, но и во взрослом.

Что мешает повысить самооценку?

Если вы замечаете, что сетования на свои неудачи стали для вас привычкой, что руки все чаще опускаются даже при малейших затруднениях («Я не смогу!»), значит, вам пора заняться повышением собственной самооценки. Без этого сложно чувствовать себя счастливым человеком.

Для начала имеет смысл избавиться от стойких, но неправильных заблуждений:

• «Заниженная самооценка – это врожденное качество, побороть которое невозможно». Данный миф – абсолютная неправда. Многим публичным людям удалось побороть свои комплексы, о чем они не стесняются рассказывать. Значит, высокая самооценка вполне достижима.

• «Люди с высокой самооценкой самоуверенные, наглые, с ними неприятно общаться». Это также заблуждение. Ведь уверенность в себе и самоуверенность – понятия разные. Знающий себе цену человек всегда спокоен, вежлив, тактичен.

• «Повысить самооценку быстро невозможно, это длительный и малоинтересный процесс». Тоже неверно. Научиться себя ценить можно всего за несколько месяцев, если прислушаться к советам психологов.

7 советов от психологов тем, кто хочет приобрести высокую самооценку

Совет 1.

Избавьтесь от привычки подвергать себя сравнению с другими людьми. Вы уникальны и привлекательны уже одним только этим. Заведите дневник собственных достижений и записывайте в него свои ежедневные «победы», даже самые маленькие.

Совет 2.

Общайтесь только с искренними, добродушными, уверенными в себе людьми. От них, как правило, идет мощный положительный заряд. От критиканов же, циников, нытиков лучше держаться в стороне. Переубедить их вы все равно не сможете, а настроение себе рискуете подпортить надолго.

Совет 3.

Старайтесь мыслить только позитивными, вдохновляющими категориями, когда думаете о себе. Вместо «у меня не получится» скажите: «Я справлюсь». И никогда не умаляйте прилюдно свои достоинства. Если услышите в свой адрес комплимент, не возражайте, а сдержанно поблагодарите.

Совет 4.

Перестаньте постоянно оправдываться. Если ситуация требует, просто спокойно объясняйте, почему вы сделали так, а не по-другому. Если вы на самом деле кого-то подвели или чем-то навредили, достаточно постараться исправить последствия своего поступка, а не умолять простить и каяться чуть ли не на коленях, поливая себя потоком самоуничижения.

Совет 5.

Сохраняйте верность своим взглядам, любимым занятиям. Пытаясь оправдать ожидания родных, коллег, друзей, вы рискуете потерять себя. Разносторонняя личность, у которой есть своя позиция, свои принципы, хобби, всегда вызывает у других интерес и уважение.

Совет 6.

Ставьте перед собой достижимые, реальные цели. Если задача явно недостижима по временным срокам или вы поставили себе другие ограничительные рамки, то велик шанс скоро почувствовать себя проигравшим. Разбивайте путь к большой цели на малые отрезки. Это позволит двигаться к ней не спеша, но уверенно, без потрясений.

Совет 7.

Не бойтесь брать на себя ответственность. Видя результаты своих действий, вы почувствуете и рост самооценки. В первую очередь не окружающие, а вы сами оцените свои успехи. К тому же, загружая свой день делами, вы не дадите себе время на тягостные сомнения и размышления. Активно действуя, вы приобретете больше поводов радоваться собственным успехам.

Задавшись вопросом, как повысить самооценку, вы уже осознали свою проблему и начали ее решать. Если взять на заметку советы психологов, почитать специальные публикации на эту тему, можно добиться больших успехов в положительном изменении своего отношения к себе. И тогда жизнь станет легче, счастливее, интереснее!шаблоны для dle 11.2

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми.

Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых других аспектах вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои Используйте аффирмации (утверждения) для того, чтобы повысить самооценку. Поместите на каком-нибудь часто используемом предмете, например, пластиковой карточке или кошельке утверждение вроде: «я люблю и принимаю себя» или «я привлекательная женщина и заслуживаю в жизни самого лучшего». Пусть это утверждение всегда будет с вами. Повторяйте утверждение несколько раз в течение дня, особенно перед тем, как лечь спать и после того, как проснетесь. Всякий раз, когда вы повторяете аффирмацию, почувствуйте положительные эмоции в отношении аффирмации. Таким образом эффект воздействия будет значительно Используйте семинары, книги, аудио и видеозаписи, посвященные повышению самооценки. Любая информация, допускаемая вами в свой разум, пускает там корни и влияет на ваше поведение. Доминирующая информация влияет на ваши поступки доминирующим образом. Если вы смотрите негативные телевизионные программы или читаете в газетах криминальную хронику, скорее всего ваш настрой будет склоняться в циничную и пессимистическую сторону. Точно так же, если вы будете читать книги или слушать программы, позитивные по своей природе и способные повысить самооценку, вы будете приобретать качества от Старайтесь общаться с позитивными и уверенными в себе людьми, готовыми вас поддержать. Когда вы окружены негативными людьми, которые постоянно подавляют вас и ваши идеи, ваша самооценка понижается. С другой стороны, когда вас принимают и поощряют, вы чувствуете себя лучше и ваша самооценка личности Сделайте список ваших прошлых достижений. Это не должно обязательно состоять из чего-то монументального. Список может включать небольшие победы, например: научились кататься на сноуборде, получили водительские права, начали регулярно посещать спортзал и т. д. Регулярно просматривайте этот список. Читая свои достижения, попробуйте закрыть глаза и вновь почувствовать удовлетворение и радость, которую вы когда-то Сформируйте список ваших положительных качеств. Вы честны? Бескорыстны? Полезны для других? Креативны? Будьте к себе благосклонны и запишите по крайней мере 20 своих положительных качеств. Как и с предыдущим списком важно просматривать этот список почаще. Многие люди фокусируются на своих недостатках, подкрепляя там самым заниженную самооценку, и затем удивляются, почему в их жизни все не так хорошо, как хотелось бы. Начните концентрироваться на своих достоинствах, и у вас станет гораздо больше шансов для достижения того, чего вы Начните больше давать другим. Я говорю не о деньгах. Здесь подразумевается отдача самого себя в виде поступков, которыми вы можете помочь другим или позитивного поощрения других. Когда вы делаете что-то для других, вы начинаете чувствовать себя более ценным индивидуумом, а ваши самооценка и настроение Старайтесь заниматься тем, что вам нравится. Трудно испытывать в отношении себя позитивные чувства если ваши дни проходят на работе, которую вы презираете. Самооценка процветает, когда вы заняты работой или какой-либо другой активной деятельностью, которая приносит вам удовольствие и дает возможность почувствовать себя более ценными. Даже если ваша работа не вполне устраивает вас, вы можете посвятить свободное время каким-то своим увлечениям, которые приносят вам Будьте верны себе. Живите своей собственной жизнью. Вы никогда не будете себя уважать, если не будете проводить свою жизнь так, как вы хотите ее проводить. Если вы принимаете решения, основанные на одобрении ваших друзей и родственников, вы не верны себе и у вас будет низкая Действуйте! Вы не сможете развить в себе высокий уровень самооценки, если будете сидеть на месте и не принимать возникающие перед вами вызовы. Когда вы действуете, независимо от получаемого результата, растет ваше чувство самоуважения, вы чувствует более приятные ощущения в отношении самого себя. Когда же вы медлите с действиями из-за страха или какого-то другого беспокойства, вы будете чувствовать только расстройство и грустные ощущения, что, конечно, приведет к снижению самооценки.

Автор книгиТомас Чаморро Премузик
«Уверенность в себе. Как повысить самооценку, преодолеть страхи и сомнения» — книга известного психолога Томаса Чаморро-Премузика. В этой книге автор подходит к проблеме формирования уверенности в себе по-новому.

Здесь развенчивается миф, что чрезмерная уверенность в себе (превосходящая компетентность) — залог успешной карьеры и хороших отношений с людьми.

Невысокая самооценка — вот именно то, что заставляет людей работать над собой. Неуверенность в себе позволяет признать свои недостатки, подталкивает к переменам, заставляет повышать свою компетентность, что в итоге и ведет к успеху.


Томас Чаморро-Премузик – международный эксперт по психометрии и психологическому профилированию. Профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и вице-президент по исследованиям и инновациям в Hogan Assessment Systems, преподавал в Нью-Йоркском университете и Лондонской школе экономики. Автор семи книг и более ста научных работ. Частый участник ТВ-программ BBC и CNN, регулярно печатается в Harvard Business Review. Живет в Лондоне и Нью-Йорке.
Автор приводит инструменты, с помощью которых вы сможете повысить свою самооценку, именно приобретая компетентность, а не занимаясь пустым самопиаром.

На нашем сайте вы можете скачать бесплатно книгу Томас Чаморро Премузик — Уверенность в себе. Как повысить самооценку, преодолеть страхи и сомнения

 Скачать в форматах:  FB2 EPUB

Нравится книга? Пощелкай кнопочки соц сетей.

В противоположность распространенному мнению, чрезмерная уверенность приносит больше вреда, чем заниженная, и люди с раздутой самооценкой не только обманывают себя, но и проигрывают в межличностных отношениях. Короче говоря, надежные научные свидетельства однозначно опровергают расхожую мысль о том, что высокое мнение о себе делает человека успешным, подчеркивая значительную разницу между «быть» и «казаться».Томас Чаморро Премузик

Психология, СаморазвитиеТомас Чаморро Премузик

Прежде чем диагностировать у себя депрессию и заниженную самооценку, убедитесь, что вы не окружены идиотами.
Зигмунд Фрейд

Говоря о самооценке, важно понимать главное – чем она выше, тем лучше. Низкая самооценка – это серьезная проблема для человека, это его слабая сторона, его уязвимое место. Завышенная самооценка тоже в некоторой степени является для человека проблемой, поскольку она искажает его представление о самом себе, что в свою очередь может стать причиной принятия им ошибочных решений в тех или иных жизненных ситуациях.

Но это все ерунда, мелочи по сравнению с теми проблемами, с которыми сталкивается человек с заниженной самооценкой. Даже чересчур завышенная самооценка не столько мешает, сколько наоборот, помогает человеку добиваться успеха в жизни. Она позволяет ему чувствовать себя счастливым. А вот низкая самооценка – действительно мешает нам хорошо и счастливо жить, поэтому ее необходимо всеми силами повышать.

Вы, уважаемый читатель, наверное, уже не одну статью прочли на эту тему, желая повысить свою самооценку. И вроде бы все, что вы прочитали и что вам посоветовали умные люди, является правдой, и вы это понимаете. Но самооценка ваша, к сожалению, как была низкой, так такой и осталась. И вы не знаете, что еще такого вам надо узнать, чтобы ее повысить. А я знаю. Именно эта статья станет для вас последней – после нее вам уже не нужно будет ничего читать, вам нужно будет только сделать то, что я вам посоветую сделать, и тогда ваша самооценка улетит на Луну. Я знаю, что говорю, самооценки я поднимать умею, поверьте. А лучше – проверьте. Читайте внимательно эту статью, делайте так, как я советую вам делать, и все у вас будет хорошо – самооценка ваша поднимется и с ее помощью вы измените свою жизнь к лучшему.

Итак, повысить самооценку можно множеством разных способов и обо всех этих способах написаны тонны статей и книг. Но я хочу обратить ваше внимание, уважаемые читатели, на самый главный способ, позволяющий гарантировано повысить самооценку до небес, – на общение. От того, с кем и как вы будете общаться, будет зависеть не только состояние вашей самооценки, но и вся ваша жизнь. Думаете, почему у вас занижена самооценка? Потому что с вами, как вам кажется, что-то не так, потому что у вас что-то там не получается в жизни, или потому, что вы родились таким человеком – со слабым характером и низкой самооценкой? Ничего подобного – это все листочки на дереве зла. Все дело в том, что до настоящего момента вы общались с неправильными людьми, в основном. И эти неправильные люди – высасывали из вас жизненную энергию, а не наполняли вас ею. Они понижали вашу самооценку своим отношением к вам. Вот в чем заключен корень зла! Мало кто скажет вам о том, что общение между людьми всегда сводится к обмену энергией между ними, от которой зависит, насколько хорошо или насколько плохо будет чувствовать себя человек после общения с определенными людьми. А люди бывают разные – одни возвышают нас в наших собственных глазах и вселяют в нас уверенность в себе, а другие – втаптывают нас в грязь, опуская нашу самооценку ниже уровня городской канализации. При этом совершенно неважно, как именно осуществляется общение и сопутствующий ему обмен жизненными энергиями между людьми – вживую, по телефону, через письма или через интернет. Информация, получаемая нами от другого человека, а также его реакция на нашу информацию, которую мы ему передаем – оказывает на нас сильнейшее влияние.

Приведу простой пример – общение в интернете, например, в социальных сетях, на форумах, или посредством переписки по электронной почте, может поднять вам настроение или напрочь его испортить. Согласитесь – если кто-то будет вас унижать, осуждать, оскорблять, критиковать через интернет, то вы будете чувствовать себя не очень хорошо. А если это будет происходить постоянно, если люди будут каждый день говорить вам о том, что вы какой-то неправильный, то рано или поздно вы в это поверите, и ваша самооценка упадет очень низко. И наоборот, если вы, хотя бы от одного человека, будете регулярно получать хорошие письма, в которых он будет о вас очень хорошо отзываться, будет хвалить вас, подбадривать вас, восхищаться вами, перечислять вам ваши достоинства и всегда во всем с вами соглашаться, тем самым показывая вашу значимость для него – ваша самооценка очень быстро вырастет до небывалых высот, благодаря такому позитивному информационному воздействию на вас. Казалось бы, все очень просто – обычное общение, пусть даже не живое, а через интернет, а сколько вреда или пользы от него может быть человеку. Лучше, конечно, чтобы от такого общения была польза, чтобы ваша самооценка – повышалась, а не понижалась. Поэтому к любому общению с людьми, в любой форме, необходимо подходить очень серьезно, в плане того, что нужно тщательно выбирать – с кем общаться, а кого игнорировать. Разумеется, по возможности и по необходимости следует это делать. Идеальную ситуацию в этой жизни создать сложно, при которой бы тебя окружали только правильные люди. Но стремиться к этому надо, чтобы иметь высокую самооценку и вообще хорошее настроение.

Проблема с полезным для вас общением еще заключается в том, что другие люди, не особо-то заинтересованы в поднятии вашей самооценки за свой счет.

И дело не только в том, что им жалко вам ее поднять, и даже не в том, что они думают больше не о вашей, а о своей собственной самооценке, а в том, что поднимать другому человеку самооценку с помощью правильного общения с ним не так-то просто – это нужно уметь делать. Сказать другому человеку, что он классный, не значит поднять ему самооценку. Вас могут хвалить, вам могут льстить, вами могут восхищаться, могут писать вам очень красивые и приятные слова, очень сильные слова, способные пробудить в вас великую личность. Но дело в том, что без грамотного подхода к этому делу, все эти слова, все эти эмоции – будут выглядеть не искренними, а значит и эффективность этих слов будет невысокой. В глубине души вы будете чувствовать какую-то фальшь в чужих словах, будете сомневаться в том, что все, что вам говорят и пишут – чистая правда, что вы действительно такой хороший, такой сильный, такой умный и такой особенный человек, как вам говорят. И эти сомнения – не будут давать вам покоя. Поэтому для повышения своей самооценки с помощью общения, вам нужно привлекать хороших специалистов к этому процессу, знающих, что и как нужно сказать каждому конкретному человеку, чтобы пробудить в нем сильную личность, самооценка которой будет на максимально высоком уровне. Вы должны почувствовать на себе магию очень сильных и проницательных слов, чтобы с их помощью поверить в собственное величие и исключительность. Психологи, друзья мои, к вашим услугам. Кому, как не им вы можете доверить такое важное дело.

Начав общаться с правильными людьми, которые своими словами и своим отношением к вам будут способствовать поднятию вашей самооценки, вам, друзья, разумеется, необходимо будет отказаться от общения с теми, кто намеренно или неосознанно вашу самооценку понижает. От таких людей вам нужно себя по возможности отгородить. Иначе, сами понимаете, одни люди будут наполнять вас энергией, вселяя в вас уверенность в себе своим к вам отношением, а другие, будут ее у вас забирать. В этом случае вы вряд ли сможете успешно прогрессировать, если вообще сможете. Поэтому, по крайней мере в первое время, вам необходимо избегать общения с неправильными людьми – лишающими вас жизненной энергии. Потом вы и с ними сможете нормально общаться, когда ваша самооценка возрастет и вы станете более спокойно относиться к критике других людей и к их негативному мнению о вас. Но до этого нужно дорасти – с помощью общения с правильными людьми. Эти люди научат вас верить в себя и любить себя. А имея заниженную самооценку – очень сложно верить в себя, в свои силы, в свои способности и в собственную исключительность.

И очень сложно добиваться успеха в делах, требующих от человека хоть какой-то настойчивости, терпения и более или менее сильного характера. Поэтому человеку с заниженной самооценкой нужна подпитка – в виде мощной поддержки со стороны других людей – правильных людей. Получите ее – взрастите в себе сильную личность, и потом вас уже никто не сможет сломать морально.

Когда самооценка человека повысится, он неизбежно начнет добиваться успеха в самых разных делах, преодолевая любое сопротивление в лице недоброжелательно настроенных к нему людей, которые в нашей жизни всегда были, есть и будут. В этом мире невозможно без преодоления определенного сопротивления добиться успеха в хоть сколько-нибудь значимых делах и накопить благодаря этому положительный опыт личных побед, необходимый для уверенности в себе и высокой самооценки. Поэтому, друзья, если вы пока еще не умеете преодолевать сопротивление жизненных обстоятельств и ваша самооценка находится на низком уровне, то вам нужен человек, который поможет вам поверить в собственные силы, в собственную значимость, в собственную уникальность и исключительность, в собственные возможности, который поможет вам начать добиваться успеха, сначала в маленьких и несущественных, а потом и в более значимых делах. Вам нужен тот, кто поможет вам вырастить в себе великую личность, в величие которой будете верить прежде всего вы сами, тогда и другие люди в это поверят. Но помните, что сила вашего величия будет заключаться не в вашей вере в нее, ибо вера – это пустая иллюзия, которую необходимо заполнить, а в ваших великих делах, которые вы будете делать в своей жизни и в которых будете добиваться успеха. Ваши победы, к которым вы придете благодаря завышенной самооценке, забетонируют вашу уверенность в себе и закалят вашу веру в собственное величие и исключительность. Положительный жизненный опыт всегда положительно сказывается на нашей самооценке и уверенности в себе.

А начинается величие любого человека – с правильного общения с правильными людьми, после которого он может прямо-таки парить в небесах. Подумайте, много ли в вашей жизни людей, после общения с которыми – вы чувствуете себя великим? А они вообще есть, эти люди? Если таких людей в вашей жизни нет – ищите их, в том числе и в интернете – здесь есть люди, которые могут помочь вам почувствовать себя не просто человеком, а сверхчеловеком. Не жалейте на общение с такими людьми – ни времени, ни средств. Заряжайтесь от них положительной энергией и становитесь сильнее. И обязательно избегайте общения с теми, кто высасывает из вас энергию, кто осуждает вас, критикует, унижает, оскорбляет, кто орет на вас и подавляет вашу волю. Гоните таких людей от себя как можно дальше, или сами от них бегите.

Общайтесь только с теми, кто наполняет вас жизненной энергией, кто вселяет в вас уверенность в себе и поднимает вашу самооценку. Именно эти люди помогут вам стать сильным и уверенным в себе человеком, именно они научат вас добиваться успеха в жизни. Таким образом, дорогие друзья, общение с правильными людьми лучше всего остального поможет вам очень быстро повысить самооценку до очень высокого уровня.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, пожалуйста, и нажмите Ctrl+Enter

Поиск Лекций


Тренинг повышения самооценки «Я лучшее, что есть у меня»

 

Цель: определение и анализ уровня самооценки.

Освоение приемов самодиагностики, самораскрытия.

 

Ход занятия.

Самооценка как важнейшая составляющая личности

Ведущий. Самооценка – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, где присутствуют элементы сравнения себя, с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Самооценка может быть адекватной, заниженной и завышенной.

Адекватная самооценка – человек реально оценивает себя, видит как свои положительные, так и отрицательные качества. Он способен адаптироваться к изменяющимся условиям среды.

Низкая самооценка свойственна людям, склонным сомневаться в себе, принимать на свой счет замечания, недовольство других людей, переживать и тревожиться по малозначительным поводам. Такие люди часто не уверены в себе, им трудно дается принятие решений, необходимость настоять на своем. Они очень чувствительны.

Высокая самооценка – человек верит в себя, чувствует себя «на коне», но иногда, будучи уверен в своей непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Процесс самореализации и самооценка тесно связаны друг с другом и влияют друг на друга: ощущение нереализованности себя снижает самооценку, а заниженная самооценка препятствует полной самореализации.

Определение самооценки

Тест «Как у тебя с самооценкой?» (приложение 3)

Методика определения самооценки Ю.И.Киселева (приложение 4)

Итог занятия.

Закрепление пройденного материала.

Обсуждение:

— Что такое самооценка и какова ее связь с самореализацией?

— Что дает каждый из типов самооценки ее обладателю?

— От чего зависит формирование самооценки?

 

 

Цель. Развивать умение вступать в контакт с самим собой; занимать пози­цию независимого наблюдателя по от­ношению к самому себе и к своей ситуации; формировать позитивное приня­тие себя.

Расположение участников. Педа­гоги садятся на стулья, расположенные по всему залу.

1. Упражнение «Я в лучах солнца».

Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети — с кружком посередине и множеством лу­чиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача — вспомнить как можно больше хорошего.

Носите солнце с собой всюду. Добав­ляйте лучи. А если станет особенно пло­хо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмот­рите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали то или иное свое ка­чество.

 

Содержание

1. Упражнение «Самохвальство».

Инструкция. Составьте список хо­роших дел, которые вы сегодня совер­шили (то, что не удалось осуществить, в расчет не берите). Можете записать их положительные результаты. Например.

• Вовремя встал.

• Приготовил завтрак для всей семьи отдельно второй завтрак детям в школу.

• Вовремя пришел на работу.

• Сварил коллеге кофе.

• Выполнил…

• Завершил работу над…

• Вечером поиграл с детьми, помог им сделать домашнее задание.

• Вымыл посуду и т.д.

Проанализируйте: трудно или легко вспомнить то позитивное, что вы сдела­ли за день.

После выполнения упражнения веду­щий подводит итог: «Если такого рода записи вы будете делать в течение всего дня, то не перестанете удивляться, сколько хорошего, полезного для себя и других вы совершаете».

2. Упражнение «Уверенность» (педа­гоги заполняют бланк с заданиями, при­ложение 3).

Инструкция после выполнения упражнения. Посмотрите еще раз внимательно на свои записи и попро­буйте оценить, каким страхам вы под­вержены в большей степени.

Затем ведущий предлагает другой ва­риант выражения отношения к подобным утверждениям (необходимо мыс­ленно повторить их вслед за ведущим). :

1. Я уверена: в любом деле ошибки не­избежны, особенно когда дело новое.

2. Я абсолютно уверена: всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что: я делаю (на вкус и цвет товарищей нет).

3. Да, всегда найдется кто-то, кто бу­дет критиковать меня. Я действительно несовершенна. Критика полезна.

4. Конечно! Всякий раз, перебивая кого – то, я высовываюсь.

5. Может быть, он думает, что я нехороша! Конечно, иногда я не такая уж и хозяйственная, и деловая, да и кто-то иногда поступает лучше, чем я. Но я переживу и это.

6. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.

Ведущий в конце делает обобщение: «Данное упражнение помогает менять страхи на спокойное, рациональное от­ношение к происходящему».

 

Упражнение «Телеграмма»

Психолог раздает бланки «телеграмм» с написанным именем адресата, где надо написать адресату самое хорошее, что можно о нем сказать. После выполнения задания психолог собирает все телеграммы и раздает их адресатам, они же, получив послание, высказывают вслух свои впечатления по желанию.

 

 

2. Упражнение «Негативные установки».
Перед выполнением упражнения веду­щий делает вступление: «Положительные утверждения способны повлиять на ис­ход дела, то же характерно и для любых даже подсознательных — негативных ус­тановок. Они проскальзывают в случай­ных замечаниях и высказываниях, отра­жающих беспомощность и безнадеж­ность ("Я никогда не смогу рассказать ему", "Она не будет меня слушать", "Я не смогу играть на фортепиано"). Подоб­ные установки могут закрыть перед нами многие двери. Наши случайные и непродуманные замечания — это тоже своего рода "динамичные самовнушения", неза­метно, но упорно формирующие мир во­круг нас. Проблематичные ситуации бы­стро изменяются, как только мы чувствуем себя готовыми сознательно перестроить мышление и речь. Попробуйте следующее: "В данный момент я не знаю, как ему об этом сказать", "Похоже, что она не слышит меня", "Я пока не научился играть на фортепиано". Не нужно закрывать глаза на нынешние трудности, нужно приветствовать заложенный в них потенциал для перемен».

Инструкция. Попробуйте самостоятельно изменить негативные установки, сменив отношение к ним.

Негативные установки

1. Положение безнадежно.

2. Бесполезно пытаться что-либо сделать.

3. Я никогда не смогу выполнить всю эту работу.

4. Я никогда не смогу провести отпуск так, как мне хочется.

5. Они никогда не будут меня слушаться.
Позитивные установки (возможные варианты)

1.

В настоящий момент положение представляется безнадежным.

2. Я не решил еще, как исправить поло­жение.

3. Мне надо составить план, который поможет справиться с этим заданием

4. Я сделаю все возможное, чтобы провести отпуск в соответствии со своими возможностями и желаниями.

5. Я найду такой способ общения, который поможет им услышать меня.

После выполнения упражнения ведущий делает обобщение: «Негативное от­ношение к жизни и безнадежность могут казаться неизбежными, если вы уже попали под их влияние и решили, будто весь мир настроен против вас. Однако это может быть следствием лишь вашей собственной негативности. Смените ваши установки — и мир тоже изменится».

 

1. Упражнение «Уровень счастья».

Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов на­шел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного. Ведущий обобщает: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, ко­торым показали стакан воды. Один ска­зал: "Он наполовину полон, и я благода­рен за это". Другой сказал: "Он наполови­ну пуст, и я чувствую себя обманутым". Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. Люди, владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем "обманутые" люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты

2. Упражнение «Фантазии». Каждому дают по шесть небольших пронумерованных листков бумаги. Фамилии не подписываются.

Инструкция. Необходимо ответить на следующие вопросы. Нумерация каж­дого листка должна соответствовать номеру вопроса.

1. Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?

2. Если бы вы могли на недельку поменяться с кем-либо местами, то кого бы (из присутствующих здесь, ваших родственников, знакомых) вы для этого выбра­ли? Почему?

3. Если бы добрая фея обещала исполнить три ваших желания, что бы вы пожелали?

Если бы вы были три дня невидимы, как бы вы этим воспользовались?

Если бы вы обладали способностью читать мысли другого человека, кого бы (из присутствующих здесь, ваших родственни­ков, знакомых) вы для этого выбрали?

Если бы вы могли чудесным образом переместиться в любое место на Земле или даже во Вселенной либо в другую эпоху, то куда бы вы предпочли отпра­виться?

После выполнения упражнения отве­ты зачитываются.

 

1. Упражнение «Исследование Я-концепции».

Инструкция. Задайте себе вопрос «Кто я?» и запишите десять первых пришедших в голову ответов. Затем ответьте на этот же вопрос устами одного из ваших близких (матери или отца, мужа или брата). А что бы рассказали о вас ваш лучший друг и подруга? Сопоставьте три группы ответов: в чем сходство? В чем различие? Проанализируйте себя в общении с другими людьми, постарайтесь понять: в чем состоят их ожидания? Соот­ветствуете ли вы им? В какой степени их э- восприятие объективно, в какой — опре­деляется их особенностями? Справедли­вы ли ваши представления? Проверьте это в реальном общении с ними. В конце ведущий делает обобщение: «Цель этого упражнения — показать возможность самоисследования и расширения представления о себе путем сопоставления различных точек зрения на себя. Обратите внимание на то, устойчивы ли ваши представления».

2. Упражнение «Избавление от самокритики».

Перед выполнением упражнения ведущий говорит: «Есть люди, которые по­стоянно анализируют свое поведение с точки зрения его неудачности, неэффек­тивности (А почему я не сделал вот так? Я должен был ему ответить так-то и так-то. Что я натворил?!) Эти и подобные им са­моукоряющие вопросы порождают чув­ство вины, что приводит к еще большему "самобичеванию". Человек оказывается в капкане самообвинений, превращается в этакого "мученика самокритики". Спас­тись от этого необходимо и возможно».

Инструкция. Воспользуйтесь следую­щим приемом. Возьмите чистый лист бу­маги и составьте перечень наиболее цен­ных своих качеств. Например, я хороший специалист. Меня уважают коллеги. Я прекрасно готовлю. Я кое-чего достиг в жизни. Я признаю свои ошибки. В неко­торых сферах я очень способен (напри­мер, умею выращивать на даче хороший урожай). Я стараюсь быть добрым. Я куль­турно развит. Затем положите этот лис­ток в записную книжку и, когда вас нач­нет мучить самокритика, достаньте и прочитайте ваши записи.

 

1. Упражнение «Противоядие против самоистязателъских игр».

Ведущий. Суть самоистязательских игр в том, что посредством ориентации на негативное вы попадаете в заколдо­ванный круг и постоянно раскручивае­те спираль плохого настроения или де­прессии. Нередко люди не отдают себе отчета в том, что источник зла находит­ся в них самих, поскольку их мысли ден­но и нощно вертятся вокруг неудач про­шлого и тревог о будущем. Чтобы разру­шить данный стереотип, следует разо­браться в своих подходах и попытаться направить мысли в более позитивное русло. Попробуйте сверить ход своих мыслей со следующим списком утверж­дений.

 

А.

1. Я живу интересно.

2. Я кое-что значу в этой жизни.

3. Живу не тужу.

4. У меня большие планы на будущее.

5. Я умею контролировать ситуацию.

6. Любопытное явление.

7. Приятно провести свободный вечерок.

1. У меня достаточно времени для своих любимых занятий.

8. В целом люди мне нравятся.

10. Можно сказать, что я счастливый чело­век

10. Забавная (комичная) ситуация.

11. Не хотел бы пропустить такое собы­тие.

Б.

1. Я никогда не избавлюсь от сексуальной закомплексованности.

1. Я сбит с толку происходящим.

2. Любви не существует.

3. Моя жизнь бессмысленна.

4. Мне страшно.

5. Никто меня не любит.

2. По нынешним временам дружба не в цене.

6. Мне не хватает терпения.

7. Все это не имеет никакого смысла.

10. С моей стороны это была глупость.

11. Так и в психушку загреметь недолго.

12.Человеческое существование, жизнь человека бессмысленны.

13. Я отвратителен.

14. Я не умею выражать свои чувства.

15. Никогда не могу сказать точно, чего хочу.

16. Я не способен полюбить.

17. Я ни на что не гожусь.

18. Я сам во всем виноват.

19- Почему я такой невезучий?

20. В голову лезут одни неприятности.

21. Прямо не за что ухватиться.

22. Производить на свет детей жестоко, человеческая жизнь ничего не значит.

23. Я никогда не сумею избавиться от де­прессии.

24. Обстоятельства настолько запутаны, что всякое противодействие бессмысленно.

25. У меня недостает силы воли.

26. Просыпаться и то не хочется.

27. Иногда кажется, что лучше было бы умереть.

28. Люди наговаривают на меня.

29. Дела мои чем дальше, тем хуже.

30. У меня плохое настроение.

31. Что бы ты ни делал, людям все равно не угодишь.

32. Жизнь — штука несправедливая.

33- У меня никогда не будет настоящих друзей.

34. Не могу себе представить, какой будет моя жизнь через десять лет.

35. Со мной происходит что-то неладное.

36. Я эгоист.

37. Память у меня ни к черту.

38.Я чувствую себя не в своей тарелке.
39.Я легко ранимый, обидчивый человек

 

«Бальзам на душу»

 

 

Упражнение 2. «Свет мой, зеркальце, скажи»

Цель. Личностная установка на самоана­лиз.

Задание. Ответить на вопрос «Кто я?»

Инструкция. Вспомните сказку А.С. Пушки­на «О мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она время от времени спрашивала:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и от­ветьте на этот вопрос искренне, запишите ва­ши определения; чем больше их будет, тем лучше.

Упражнение 3. «Принятие себя»

Цель. Развитие готовности работать над со­бой, понимать себя и доверять другим, осуще­ствлять самоанализ.

Задание. Определение своих достоинств и недостатков.

Инструкция. Возьмите лист чистой бумаги, разделите его на две колонки: «Мои недостат­ки» и «Мои достоинства», предельно откро­венно запишите в них все, что считаете нуж­ным.

Упражнение 4. «Рисунок Я»

Цель. Создание собственного образа с по­мощью изобразительных средств.

Задание. Нарисовать свой собственный об­раз в аллегорической форме.

Инструкция. Возьмите цветные фломасте­ры и листы формата А-4, постарайтесь нарисо­вать образ своего Я. Можно рисовать все, что хочется: это может быть пейзаж, натюрморт, подражание детским рисункам, нечто в стиле ребуса, фантастический мир, абстракция — в общем все что угодно, с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизнен­ное состояние, свою натуру. Не бойтесь, что у вас не получится или что вы не умеете рисо­вать.

 

Упражнение 5. «Девиз»

Цель. Отражение с помощью девиза жиз­ненных установок.

Задание. Сформулировать свой девиз.

Инструкция. В старину у средневековых рыцарей был обычай — на воротах замка, гер­бе, щите воина писать девиз, то есть краткое изречение, выражающее идею, цель деятель­ности владельца. Ваш девиз должен заставить вас сконцентрироваться на главном, отражать ваше кредо, отношение к миру в целом, к самому себе — ответить на вопросы: что я умею в жизни, ради чего живу, чем дорожу. Можете дать к девизу пояснения, приготовьтесь к огла­шению девиза перед другими участниками группы.

Упражнение 6.

«Мое настроение сего­дня»

Цель. Выражение с помощью цветовой па­литры настроения от предложенной системы упражнений и общения с коллегами.

Задание. Выразить свое настроение, под­няв цветную карточку, объяснить, почему был выбран именно этот цвет.

Инструкция. Выскажите свое настроение от занятия, свяжите его с цветом, который на­иболее ярко отражает ваше эмоциональное состояние «здесь» и «теперь».

 

 

Анализ занятия.

Анкета «Мнение»

Имя участника тренинга__________________Дата занятия_________________

1. Степень твоей включенности:012345678910 (Обведи кружочком соответствую­щий балл.)

2. Что мешает тебе быть более включенным в занятие?

3. Твои основные ошибки в ходе занятия: а) по отношению к себе; б) по отношению к груп­пе; в) по отношению к ведущему.

4. Самые значимые для тебя эпизоды, уп­ражнения, во время которых тебе удалось сде­лать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

5. Что тебе очень не понравилось на про­шедшем занятии? Почему?

6. Твои замечания и пожеланию ведущему (по содержанию, по форме занятий и т.п.).

7. Что ты еще хотел бы написать?

 

 

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *