Какие бывают тендеры

Участие в открытом тендере может принять любой желающий. Это могут быть как юридические, так и физические лица. Таким образом, заказчик получает широкий выбор претендентов на победу. О проведении открытого тендера сообщает объявление, которое размещают в сети интернет, в деловых публичных изданиях и в других СМИ. Само объявление о проведении такого открытого конкурса и есть приглашение. Заказчик может сам проводить всю процедуру либо наделяет полномочиями доверенное лицо.

Участник должен подать заявку на участие соответственно законодательной базе. При положительном результате, претендентам выдается документация для участия в конкурсе и готовится предложение. При возникновении вопросов относительно конкурсной документации участник имеет право письменно обратиться к заказчику, ответ дается в такой же форме. Если претендент нарушает установленные правила, то он исключается из списка участников.

Когда все заявки на участие собраны, заказчик их все обязан принять к рассмотрению. Особое внимание уделяется правительственным тендерам. Победитель получает письменное извещение о заключении контракта. Все остальные узнают о результатах через СМИ.

Закрытые типы тендеров и условия для их проведения

Участвовать в закрытых тендерах могут фирмы и организации, которые были приглашены заказчиком. Поэтому объявление о таких закрытых конкурсах не подается в СМИ. Каждый организатор при этом сам устанавливает требования к претендентам. Данный тип конкурса обходится заказчику значительно дешевле, так как не тратятся средства на рекламу.

Условия провождения:

· товары или услуги, в которых нуждается заказчик, имеются у определенных поставщиков;

· процесс закупок имеет строго конфиденциальный характер либо продукт необходим для нужд службы безопасности организации, предприятия;

· процедура рассмотрения и выбора при большом потоке исполнителей требует слишком больших затрат, которые будут превышать стоимость закупаемых товаров.

Селективные тендеры

Селективные тендеры способны сэкономить заказчику время, так как процесс их проведения состоит всего из двух этапов:

· сбор заявок и их отбор;

· проведение тендеров между претендентами.

Все участники таких конкурсов предварительно отбираются по заданным критериям. В итоге получается, что селективные тендеры являются промежуточными между открытыми, где участвовать могут все желающие, и закрытыми, когда перед конкурсом проводится отбор претендентов. Поставщики, прошедшие селекцию (их число обычно не превышает 7) могут подавать предложения соответственно тендеру. Итоги таких торгов в СМИ не оглашаются.

Также, селективные конкурсы могут иметь «урезанный» формат или мини-тендеры. Во время их проведения создается небольшой список участников, без выявления одного исполнителя.

Заказчик проводит процедуру закупок со всеми кандидатами разными способами.

Многоэтапные тендеры и порядок их проведения

Происходят многоэтапные тендеры при закупках сложных товаров или услуг. Здесь заказчик не имеет должной квалификации для изложения своих требований и у него отсутствует информация о продукте. Это могут быть компьютерные системы, научно-исследовательские работы и т.д.

1. Этап первый. Процедура начинается с технико-коммерческих предложений поставщиков. После переговоров с любым из претендентов заказчик вносит необходимые дополнения и изменения в предоставленные документы. Если предложение не отвечает запросу – его отклоняют.

2. Этап второй. Кандидаты, учитывая все новые требования, меняют свои предложения, вносят цены на товары и услуги.

Тендер с редукционом или переторжкой

Первый этап – это тендер стандарт. На втором этапе отбираются претенденты, которые смогли предложить наиболее подходящий продукт. Среди них проводятся дополнительные торги, в результате которых участники либо снижают цены и/или идут на уступки в условиях контракта.

Данный тип рекомендован для коммерческих организаций.

 

Классификация тендеров

Сегодняшние тендеры отличают несколько принципов, по которым их можно классифицировать. Например, по составу участников, тендеры бывают открытыми, закрытыми и с ограниченным числом участников. По допустимости изменения тендерных требований: одноэтапные тендеры (переговоры запрещены) и двухэтапные (переговоры допускаются).

По составу участников:

  • Открытые тендеры.В тендере могут принимать участие любые организации. О проведении открытых тендеров публикуются объявления в периодической печати. Большое число участников обостряет конкуренцию, что позволяет разместить заказы на более выгодных условиях.
  • Закрытые тендеры.Тендеры объявляются только для специально приглашенных лиц, отобранных устроителями торгов. Обычно в закрытых тендерах участвуют наиболее крупные фирмы или их консорциумы.
  • Тендеры с ограниченным участием.Если круг участников точно не определен, но ограничен какими-либо условиями, например страной, наличием специального допуска и т.п, то это тендер с ограниченным участием. Процедура закупки с ограниченным числом участников применяется в случае, если закупка работ или услуг носит сложный или специализированный характер и может быть предложена ограниченному количеству участников.Во время проведения тендеров с ограниченным участием тендерные предложения имеют право предоставлять лишь те участники, которые приглашены заказчиком принять участие в процедуре закупки.

По допустимости изменения конкурсных требований

Тендеры также можно классифицировать по допустимости изменения конкурсных требований к продукции в процессе обсуждения конкурсных заявок между организатором и участниками.

  • Одноэтапные тендеры.Вид тендера, который проводится в один этап, где лицо желающее участвовать в тендере, подает одновременно документы для определения участников тендера и победителя тендера.
    В данном виде тендера переговоры запрещены.
  • Двухэтапные тендеры.Вид тендера, который проходит в два этапа с проведением на первом этапе переговоров по технической части предложений поставщиков.

    Процедура двухэтапного тендера предусматривает, что организатор тендера на первом этапе разрабатывает первоначальный (примерный) вариант технического задания, на основе которого поставщики готовят первоначальные тендерные заявки (без указания цены и других коммерческих условий). Далее организатор тендера проводит переговоры, на которых согласуются различные варианты решения задачи, предложенные поставщиками, по результатам которых организатор тендера готовит окончательный вариант технического задания.

На втором этапе поставщики (только те, которые участвовали в первом этапе) подают окончательные конкурсные заявки с техническим предложением (подготовленным согласно уточненному варианту конкурсной документации) и коммерческим предложением (цены или расценки, сроки поставки и график платежей, условия поставки и так далее) в том же порядке, в каком происходит подготовка и подача конкурсных заявок в ходе открытого тендера. Получив такие окончательные тендерные заявки, организатор тендера обеспечивает их сопоставление и оценку, выбирает выигравшего тендер поставщика и заключает с ним договор.

Двухэтапные тендеры используются достаточно редко в силу сложности и длительности процедур. Они используются в случае закупки сложной (уникальной) дорогостоящей продукции.

По процедуре допуска к тендеру

  • С предварительным квалификационным отбором
  • Общая

Предварительный квалификационный отбор может проводиться в процедурах открытого одноэтапного конкурса, открытого аукциона. При проведении предварительного квалификационного отбора документация о закупке, помимо общих сведений, должна содержать:

1. информацию о проведении предварительного квалификационногоотбора и о том, что впоследствии будут рассмотрены технико-коммерческие предложения только тех участников, которые успешно прошли предварительный квалификационный отбор;

2. информацию о порядке, месте, дате начала и дате окончания срока подачи предквалификационных заявок;

3. описание срока, места и порядка получения предквалификационной документации, размера, порядка и сроков внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление предквалификационной документации, если такая плата установлена Заказчиком, за исключением случаев предоставления предквалификационной документации в форме электронного документа.

Предквалификационная документация утверждается Заказчиком и размещается им на официальном сайте одновременно с документацией о закупке.

Внесение изменений в предквалификационную документацию осуществляется в том же порядке, что предусмотрен Положением о закупке для внесения изменений в документацию о закупке.

Участник, не прошедший или не проходивший установленный предварительный квалификационный отбор, не допускается закупочной комиссией к участию в процедуре закупки.

Также тендерные торги классифицируют по географическому признаку: международные, национальные, местные; по процедурам выбора: обычные, упрощенные (процедуры проведения тендера, при которых претенденты имеют право представлять тендерные предложения в письменном виде по прямому приглашению заказчика или по приглашению, опубликованному заказчиком в печатном издании.)

Классификация торгов по их предмету:

1. Торги на поставку товаров применяются при закупке промышленной или иной товарной продукции для нужд государственного и частного секторов. Предметом торгов являются разработка, изготовление, доставка оборудования. Участники торгов – Заказчик (Закупщик) и Поставщики.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒



В этой статьи я расскажу Вам о видах тендеров и их особенностях. В первую очередь разделим их на два категории: открытые и закрытые. Первые предполагают полную публичность в плане доступности информации о самой закупке, критериях для участников торгов и процедуры самих торгов. Информация о таких тендерах в обязательном порядке публикуются в открытых источниках. Участником таких торгов может стать любое физическое и юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе ИП.

Особенностями закрытых тендеров являются ограничение круга участников торгов и отсутствие общедоступных публикаций (извещений) об их проведении. Такой вид закупок используется в случае наличия в тендерной документации информации, которая содержит государственную тайну, либо производителем (поставщиком) необходимых товаров (услуг) являются всего несколько компаний, а также в случае, если сумма закупки невелика, и затраты на проведение открытого конкурса нецелесообразны. Здесь же рассмотрим виды закрытых конкурсов.

Таковыми бывают закрытые конкурсы и закрытые аукционы.

Поясню разницу между конкурсом и аукционом в сфере государственных закупок.

Конкурс предполагает подачу пакета документов (заявки) от участника торгов на рассмотрение конкурсной комиссии. В заявке обязательно указываются все предложения участника торгов по конкретной закупке, включая цену. Заявки всех участников вскрываются одновременно. Победителем конкурса признаётся участник, предложивший наилучшую цену и условия выполнения контракта. Аукцион, в свою очередь, предполагает торги, на протяжении которых участники, в том или ином виде, соревнуются, предлагая лучшую (для заказчика) цену. Торги продолжаются до того времени, пока участники не прекратят делать предложения и лучшая цена не будет зафиксирована.

Далее перейдём к открытым тендерам. К ним можно отнести аукцион в электронной форме, запрос котировок, запрос предложений и открытый конкурс. Наиболее интересным, по моему мнению, является аукцион в электронной форме. Подача заявок и проведение самих торгов происходит через Интернет посредством электронных торговых площадок (подробнее о них я писал в статье «Что нужно знать о государственных тендерах и как это поможет Вам заработать»). Преимуществами такого тендера можно назвать простоту участия, доступность для участников торгов и прозрачность проведения. Минусом же будет большое количество участников и, как следствие, высокий уровень конкуренции.

Запрос котировок предполагает получение цены на закупаемый товар (услугу) у нескольких поставщиков одновременно. Заказчик заключает контракт с тем, кто предлагает товар (услугу) по минимальной цене (всё просто и логично). Законодательство (а именно Закон РФ 44-ФЗ) запрещает проводить такие тендеры для закупок на более чем 500 тысяч рублей. Существуют ещё некоторые законодательные ограничения по проведению тендера в виде запроса котировок, но они касаются только заказчика, и рассматривать их в этой статье не имеет смысла.

Запрос предложений – это вид тендера, при проведении которого, участники торгов (поставщики) делают предложения заказчику, который, в свою очередь, сам выбирает наилучшие для себя условия. Конечно, при этом заказчик выставляет определённые требования к предложениям. Такой вид тендера подходит при закупке сложной техники, проведении масштабных мероприятий, реализации высокотехнологичных проектов. Например, такие тендеры проводились при подготовке к Олимпиаде в Сочи в 2014 году.

Открытый конкурс очень похож на описанный выше закрытый конкурс. Разница лишь в том, что к этому виду тендеров допускаются все желающие, а информация про закупку является общедоступной. Схема проведения конкурса остаётся той же.

Так же тендеры подразделяются на одно- и двухэтапные. При проведении закупок в один этап, победитель определяется сразу и, при отсутствии форс мажорных обстоятельств, с ним сразу заключается контракт. Если же закупка предполагает двухэтапный тендер, то на первом этапе участники торгов предлагают только технические условия выполнения заказа и, после проведения консультаций, конкурсная комиссия назначает второй этап. И уже на втором этапе проходит определение наилучшей цены. Такой вид закупки применяется при необходимости заказать сложные конструкторские работы, научные исследования и т.д.

Ещё нужно добавить, что все эти виды закупок могут использоваться как государственными так и коммерческими заказчиками.

Про детальные условия участия в каждом из видов тендеров, необходимые документы, сроки и ограничения можете спросить у наших специалистов. А чтобы не тратить свое время на изучение законодательства, терминологии и аукционной документации – доверьте нам подготовку Вашей компании к любому интересующему Вам тендеру.

Искренне Ваш, эксперт компании «ДМ Групп Консалтинг».

Живые консультации по телефону +7 (495) 152-57-15 (телефон многоканальный)

© ДМ Групп Консалтинг

   В российской деловой практике и в  российском законодательстве понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» не совпадают и несут различную смысловую нагрузку. Для того, чтобы разобраться в терминологии, в этой статье мы поведем «разговор по понятиям».

Общим во всех представленных терминах является то, что все они:

–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками  за право заключения договора;

–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

   Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в  России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств. В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

   Тендер — это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким  как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

   В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Чем тендер отличается от аукциона?

   Аукцион — состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона».

Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.

   Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.

Чем тендер отличается от конкурса?

   По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России  — Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

   Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:

–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками  за право заключения договора;

– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;

– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;

– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;

– понятие «тендер» означает  конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.

89

Статьи

Основные отличия конкурса от тендера

По признаку регламентации

По признаку регламентации. Главное отличие конкурса от тендера заключается в том, что конкурс — это жестко регламентированная закупка, порядок и процедуры которой диктуются специальным законодательством: Федеральным законом № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. и статьями 447-449 ГК РФ. Проведение конкурса влечет за собой правовые последствия как для организатора, так и для участника.
Как упоминалось ранее, понятия «тендер» в российском законодательстве нет, поэтому и процедура его проведения также не регламентируется какими-либо правовыми актами. Следовательно, правовых последствий ни для Заказчика, ни для потенциальных поставщиков тендер не влечет, за исключением тех, которые возникают в результате заключенного между Заказчиком и компанией-победителем договора или случаев, когда Заказчик нарушил гражданские права потенциального поставщика.

Поэтому тендеры, проводимые коммерческими структурами, представляют собой соревновательные закупки, проводимые предприятием-Заказчиком между поставщиками в любой удобной для Заказчика форме. Их проведение определяется, в основном, внутренним сводом правил, закрепленных в закупочной политике предприятия и прочих внутренних нормативных документах.
Еще одним отличием конкурса от тендера является то, что при проведении конкурса государственными, муниципальными и бюджетными структурами решение о победителе принимается на основании сопоставления конкурсных заявок. Как правило, даже если конкурсная комиссия считает нужным уточнить те или иные условия в заявке участника, никаких существенных изменений в ней не допускается, в том числе и по цене, приведенной в этой заявке.
При этом нередки ситуации, когда кто-то из участников конкурса, узнав цену выигравшего предложения, готов был бы предложить меньшую. Однако законодательство о закупках не предусматривает возможности проведения состязательных процедур после вскрытия конкурсных заявок.

Напротив, в коммерческих структурах тендер обязательно сопровождается дополнительными состязательными процедурами (как минимум, переторжкой или редукционом), которые происходят после вскрытия конвертов с предложениями. Именно эти процедуры и дают максимальный экономический эффект в виде дополнительного снижения.цены и/или иных улучшений условий по сравнению со сделанными предложениями потенциальных поставщиков.

По выбору победителя

Следующее отличие конкурса от тендера касается выбора победителя. При проведении конкурса государственными организациями определение победителя конкурса обязательно. Исключение составляет только конкурс, который был признан несостоявшимся, например, если от его участников не поступило адекватных предложений, удовлетворяющих требованиям организатора по оформлению или сути, или в конкурсе принял участие только один участник. В коммерческой структуре выбор победителя производится по усмотрению Тендерного комитета (тендерной комиссии), при этом обязательства по выбору победителя нет.

Также отличием конкурса от тендера является способ объявления о его проведении и результатах.
О конкурсе объявляется официально, в специальном извещении в СМИ.

Процедура определена в соответствующих законодательных актах. При этом опубликованное извещение должно содержать сведения, установленные ГК РФ. Публикация подобного извещения обязывает организатора конкурса провести объявленные торги, определить победителя и заключить с ним договор на условиях, изложенных в конкурсной документации. Информация о результатах такого кон¬курса публикуется тем же способом, каким и было объявлено о нем. Участники конкурса могут обжаловать результаты этого конкурса в суде, потребовать возмещения организатором всех затрат, связанных с подготовкой конкурсной документации, и т. д.

В коммерческих организациях регламентации процедуры объявления о тендере нет, поэтому она происходит менее формально, в любых СМИ, часто на корпоративном сайте и в собственных изданиях, возможно даже простое сообщение потенциальным поставщикам по телефону. Объявление о проведении тендера не обязывает Заказчика-организатора тендера к каким-либо последующим действиям.

Претензии участников тендера не имеют правового статуса, поскольку участие в тендере не является гражданско-правовой сделкой. Как правило, сотрудник специализированного подразделения Заказчика, проводящий тендер и уполномоченный общаться с поставщиками, после заседания Тендерного комитета и выбора победителя тендера объявляет всем заинтересованным поставщикам наименование компании-победителя и условия, которые предоставил этот поставщик. По просьбе проигравших поставщиков и исключительно по добровольному желанию Заказчика может быть предоставлена справка или письменное обоснование выбора победителя с указанием критериев отбора и сравнения предложения победителя и проигравшего поставщика. Еще раз хочу отметить, что данное действие является исключительно доброй волей Заказчика и говорит о его уважении ко всем участникам тендера, этикете и высокой корпоративной культуре.

Отличие по временному признаку

Существует отличие конкурса и тендера и по временному признаку. Сроки проведения конкурса четко указаны в извещении о проведении конкурса; таким образом, дата вскрытия конвертов, выбора победителя и заключение с ним договора известна заранее. Обычно этот срок составляет не менее тридцати дней с момента публикации извещения.

В коммерческих организациях строгой регламентации сроков нет, несмотря на то, что в извещении может быть указана дата проведения заседания Тендерного комитета с целью определения победителя. Поскольку основная цель закупочной деятельности коммерческого предприятия — экономия денежных средств предприятия, то заседание Тендерного комитета может быть перенесено на более позднюю дату или назначено дополнительное заседание, если у членов Тендерного комитета возникло мнение, что у участников еще есть возможность улучшать свои предложения. Помимо этого, в день заседания Тендерного комитета после определения победителя физически невозможно заключить с ним договор сразу, так как потенциальные поставщики, как правило, не присутствуют на этом заседании. Поэтому договор с победителем может быть заключен в лучшем случае на следующий день, а иногда и через несколько дней.
Поскольку в коммерческой организации действует принцип «время — деньги» и необходимая продукция была нужна «еще вчера», то сроки проведения тендера более сжаты: как правило, они составляют от одной недели до месяца. Исключения составляют закупки сложных ремонтно-строительных работ, когда в рамках одного проекта проводится несколько тендеров.

Пример.
В практике автора закупка ремонтно-строительных работ для пятого этажа здания главного производственного корпуса под офисные помещения обернулась 12 тендерами:
•    тендером по выбору архитектора-дизайнера;
•    тендером по выбору генерального подрядчика; «
•    тендером по выбору субподрядчика на поставку и монтаж систем вентиляции и центрального кондиционирования;
•    тендером по выбору субподрядчика на поставку и монтаж систем пожарной, охранной сигнализации и контроля доступа;
•    тендером по выбору субподрядчика на изготовление, поставку и монтаж оконных ПВХ-конструкций и межкомнатных витражей;
•    четырьмя тендерами по выбору поставщиков различных стройматериалов (светотехника и низковольтная аппаратура, сантехника, санитарные кабины, подвесные потолки, радиаторы отопления, ГВЛ, обои под покраску, краска, шпаклевка, грунтовка и пр.);
•    тендером по выбору поставщика корпусной офисной мебели и кресел;
•    тендером по выбору поставщика офисной оргтехники;
•    тендером по выбору поставщика клининговых услуг для уборки этого офисного помещения. Проведение всех вышеперечисленных тендеров заняло около семи месяцев, с учетом того, что многие из них проводились параллельно.

Еще одно существенное отличие конкурса от тендера заключается в том, что претензии участников тендера не имеют правового статуса, поскольку участие в тендере не являются гражданско-правовой сделкой. Участники же конкурса могут обжаловать его результаты в суде, признав его недействительным, и потребовать от проводящей стороны возмещения своих затрат в случае нарушения организатором конкурса требований к его проведению и т. п.

По требованиям к оформлению документов

Наконец, последнее существенное отличие конкурса от тендера состоит в том, что из-за неправильного оформления каких-либо документов или конкурсной заявки претендента могут не допустить до участия в конкурсе и отклонить его заявку.
Коммерческие организации, как правило, подобной бюрократической волокитой не занимаются, потому, повторюсь, что им важно максимально экономить денежные средства предприятия.
В связи со всем вышеизложенным хочется отметить, что цель государственной закупки — не экономия бюджетных средств, а соблюдение регламента процедур и обоснование выбора Поставщика, поэтому при проведении конкурсов часто выдвигаются излишние требования, введенные под определенного поставщика.
Цель закупок коммерческой организации — наиболее эффективно закупать, максимально экономить денежные средства, обезопасив себя от неисполнения поставщиком условий договора.
 

Раздел: Коммерческие тендеры

База данных государственных закупок и государственных контрактов Российской Федерации
Типы госзакупок: тендеры, конкурсы, аукционы

Тендер (торги)

Тендер (tender — предложение) — конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона.

Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами — это запрос ценовых котировок — которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»,[1] который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ — открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция [2] содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя – участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) — это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года — заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».

Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Многократная/в электронной форме
Однократная/на бумажных носителях
Однократная/на бумажных носителях
Обязательства заказчика и победителя торгов
Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)
Относительный объем документооборота
Минимальный, подается единоразово
Значительный, подается отдельно на каждый конкурс

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.

Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:

  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля — то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
    • Размещение заказа у единственного поставщика
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок — это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок — самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Размещается на официальном сайте
Публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте
Не превышает 500 тысяч руб.
Дополнительные условия для проведения
Аукцион признан несостоявшимся, и начальная цена контракта не превышает 500 тысяч рублей
Товары, работы, услуги можно сравнивать только по цене
Ограничения размещения заказа
Заказчик не вправе осуществлять размещать заказ на поставку одноименных товаров, работ и услуг на сумму более 500 тысяч рублей в течение квартала
Правительство устанавливает перечень товаров, работ, услуг, осуществляемых путем проведения аукциона

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.

У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.

© 2010 — 2018 Росконтракт – База данных госзакупок, госконтрактов, результатов рассмотрения котировочных заявок

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *