Блокировка счета налоговой

Узнать сведения о расчетном счете хозяйственного общества заинтересованное лицо может разными способами. Изучим их, а также то, какие есть инструменты для установления актуальности банковского аккаунта фирмы.

Можно ли узнать расчетный счет компании по ее ИНН?

Чтобы узнать расчетный счет ООО по ИНН, необходимо — и это основной способ, обращаться, прежде всего, непосредственно к руководству или учредителям фирмы. В общем случае закон не обязует хозяйственные общества публиковать реквизиты (включая номер расчетного счета). Однако сведения о расчетном счете ООО могут быть получены заинтересованным лицом, к примеру:

  • в судебном порядке (но предметом иска в данном случае должно быть что-то иное — например, признание неправомерным отказ контрагента признавать факт проведения предоплаты за товар из-за оплаты по некорректному счету и, как следствие, отказ в поставке данного товара);
  • через публичные источники — например, сайт хозяйственного общества (компания по своему усмотрению может опубликовать свои реквизиты, включая сведения о расчетном счете, онлайн);
  • через платежные системы и банковские организации (если ООО — поставщик популярных товаров и услуг — к примеру, по доступу в интернет, под своим брендом)

Во втором и третьем сценариях ИНН может очень пригодиться — чтобы удостовериться, что счет принадлежит конкретной фирме (при условии, конечно, что ее ИНН также будет приведен в числе реквизитов на сайте или отражен в базе данных платежной системы).

Отдельными особенностями может характеризоваться процедура получения сведений о расчетном счете иностранного контрагента.

В этом случае его российскому партнеру, возможно, придется действовать в юрисдикции законодательства другой страны (которое, вместе с тем, может быть весьма схожим с российским в части установления норм, определяющих порядок получения банковских реквизитов коммерческой фирмы каким-либо заинтересованным лицом).

Расчетный счет — банковский реквизит, представленный последовательностью из 20 цифр (если речь идет о фирме, открывшей расчетный счет в российской кредитно-финансовой организации).

В его структуре присутствуют:

  • коды балансового счета (1-5 цифры — с разделением на счета первого и второго порядка, отраженных, соответственно, в 1-3 и 4-5 цифрах);
  • код валюты (6-8 цифры) в соответствии с национальными (во многих случаях — и международными) классификаторами;
  • контрольный код (9 цифра);
  • код банка (10-13 цифры);
  • код счета фирмы (14-20 цифры).

Разумеется, расчетный счет фирмы в иностранном банке может иметь иную структуру (как схожую с тем, которая характеризует аккаунты в российских кредитных организациях, так и ту, что построена по совершенно иным принципам). В числе самых распространенных международных форматов отображения расчетного счета — IBAN. В России он пока не применяется, но принят, к примеру, ближайшими соседями нашей страны — Казахстаном, Беларусью.

Можно отметить, что наряду с номером расчетного счета в состав банковских реквизитов ООО (вне их контекста сведения лишь о номере счета могут оказаться бесполезными), как правило, входят:

  • название фирмы;
  • ИНН, КПП хозяйственного общества;
  • БИК;
  • адрес банка;
  • корреспондентский счет.

Стоит отметить, что узнать банковские реквизиты — не так сложно, как установить факт их актуальности. Дело в том, что в предусмотренных законом случаях расчетный счет хозяйствующего субъекта может быть заблокирован. Каким образом заинтересованное лицо может узнать об этом?

Как проверить актуальность банковских реквизитов фирмы?

Узнать, разрешено ли ООО пользоваться банковским счетом (во многих случаях это позволяет заинтересованному лицу определиться с тем, стоит ли ему иметь дело с фирмой) можно, задействовав бесплатный сервис от Федеральной налоговой службы. Доступен он на сайте  service.nalog.ru/bi.do.

Его целевыми пользователями считаются банки. Дело в том, что по законодательству банк не может открыть фирме расчетный счет, если на тот момент у нее имеются какие-либо еще расчетные счета в статусе заблокированных. Указанный сервис ФНС призван облегчить банкам задачу по установлению фактов блокировки банковских аккаунтов юридических лиц.

Но, так или иначе, указанный сервис открыт для всех желающих, в том числе и контрагентов юридического лица, планирующих вступать с ним в финансовые правоотношения и желающих удостовериться в их стабильности. Если расчетные счета компании окажутся заблокированными, то, вероятно, у нее есть существенные сложности в бизнесе.

Блокировка счета может быть инициирована ФНС вследствие:

  • неуплаты хозяйствующим субъектом налога (в этом случае налог взыскивается за счет заблокированных сумм);
  • непредоставления фирмой установленных форматов налоговой отчетности.

Блокировка от ФНС действует только на расходные операции (то есть, при ее наличии фирма не сможет полноценно расплачиваться с контрагентами). Исключение установлено для расходных операций, связанных с уплатой налогов и иных обязательств, возникших у фирмы в силу закона (в порядке очереди).

Для пользования сервисом от ФНС заинтересованному лицу нужно знать ИНН фирмы и БИК любой кредитно-финансовой организации (формально запрос совершает банк, но по факту — любой желающий гражданин).

На странице результатов запроса отражаются:

  • сведения об ООО (название, ИНН)
  • указанный БИК,
  • дата и время запроса;
  • общий результат запроса (наличие или отсутствие заблокированных счетов ООО);
  • сведения о номере решения ФНС о блокировке счета, дата принятия решения, код подразделения ФНС;
  • БИК банка налогоплательщика;
  • дата и время включения сведений о блокировке счетов в систему.

Возможно, тот факт, что рассматриваемый сервис ФНС выдает сведения о БИК банка, в котором заблокирован счет ООО, позволит заинтересованному лицу косвенно определить фактические реквизиты компании.

Например — если в его распоряжении несколько разных реквизитов фирмы, открытых в разных банках, и среди них нужно найти действующий.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн.

Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область:+7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область:+7-812-309-87-91
  • Федеральный:8 (800) 333-45-16 доб. 149

Блокировка счета ФНС

19 сентября 2017

Нередко компаниям приходиться сталкиваться с проблемой, когда налоговая инспекция приостановила операции по счету. Разберемся подробнее в чем же проявляется «блокировка» счета и в каких случаях это возможно?

Необходимо сразу отметить, что налоговая инспекция имеет право вынести решение о приостановлении операций по счету только лишь в отношении расходных операций.

Проведение расходных операций налогоплательщика – организации прекращается не полностью, а в сумме, обозначенной в соответствующем решении ИФНС. Кроме того, платежи по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, о выплате алиментов, выплаты выходных пособий и оплата труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), выплаты вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ имеют приоритет перед решением о блокировке счета, то есть продолжают исполняться.

Статьей 76 Налогового кодекса установлен закрытый перечень случаев, когда налоговая инспекция вправе принять решение о приостановке расчетных операций по счету. В частности,  к таким ситуациям относятся: 1) нарушение срока предоставления налоговой декларации более 10 дней; 2) неисполнение обязанности по передачи в ИФНС квитанции о получении требования о предоставлении документов или пояснений, уведомления о вызове в инспекцию; 3) нарушение обязанности обеспечить прием от налоговой документов в электронной форме в течение 10 дней со дня установления факта о неисполнении этой обязанности; 4) нарушение срока предоставления расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, более чем на 10 дней; 5) неисполнение требования об уплате налогов, сборов, пеней или штрафов.

Независимо от основания «замораживания» счета, ИФНС обязана вручить налогоплательщику копию решения о приостановлении операций по счету не позднее следующего дня после даты вынесения решения. В судебной практике не сформировался единый подход относительно вопроса подлежит ли отмене решение, копия которого не была направлена налогоплательщику. Однако имеются акты, где суд признал решение о приостановлении расходных операций по счету недействительным, в том числе вследствие нарушения ИФНС данной обязанности (например, постановление ФАС Московского округа от 20.05.2011 г.

№ КА – А40/4435-11 по делу № А40 – 85562/10-20-435).

Интересным является тот факт, что наложение приостановления расходных операций по счету возможно и в период нахождения компании в процедуре банкротства. Так, Пленум ВАС РФ пояснил, что законодательство РФ не устанавливает ни отмены «замораживания» счета налоговой инспекцией, произведенного до введения процедуры наблюдения, ни запрета осуществления данного действия в этой процедуре. Вместе с тем, с даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства указанное приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения о его отмене (п.6 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 года № 36 «О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства»).

Отдельно стоит упоминуть, что решение налоговой инспекции о блокировке счета не может быть отменено путем осуществления реорганизации. Помимо этого, приостановление расходных операций по счету компании является причиной отказа банков в открытии нового счета, вклада, депозита (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Так каким же образом можно вернуть в «рабочее состояние» используемый счет?

Законодательством РФ предусматривается несколько вариантов действий «пострадавшей компании», различающихся по «скорости реакции» и финансовых затратах.

Если налогоплательщик признает, что действительно допустил нарушение, послужившее основанием для «замораживания» счета, наиболее доступным и быстрым способом исправления ситуации является устранение этого нарушения. Решение об отмене приостановления операций по счетам должно быть направлено ИФНС в банк в электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

Налогоплательщик может воспользоваться своим правом и направить в налоговый орган заявление, содержащее предложение о наложении блокировки на другой счет, взамен указанному в решении о приостановлении расходных операций. Такой способ носит актуальный характер, если «замороженный» счет, является основным для компании и по нему проходят большие обороты денежных средств. Заявление составляется в простой письменной форме и к нему прилагается справка из банка об остатке денежных средств на счете. Сумма остатка должна позволять удовлетворить требования инспекции в полном объеме. Блокировка счета должна быть снята в течение двух дней с момента поступления соответствующего заявления.

Статья 74.1 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность предоставления налогоплательщиком банковской гарантии. Такой способ потребует чуть больше времени, чем два предыдущих. Его можно использовать, когда организация планирует обжаловать решение налогового органа, или, когда налогоплательщик не успевает подготовить отчетные документы.

Если компания не согласна с вынесенным ИФНС решением, то в таком случае она может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. В случае отказа последним в удовлетворении жалобы, следует обращаться в суд. Сразу стоит отметить, что данная процедура из всех вышеперечисленных самая сложная и затратная по «временному», трудовому и финансовому ресурсу. В случае положительного исхода названного варианта, налогоплательщик вправе взыскать с налогового органа проценты за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации. При этом процентная ставка рассчитывается исходя из размера ключевой ставки Банка России, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам компании, и заблокированной суммы денежных средств.

Кроме того, стоит отметить, что принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения о привлечении к налоговой ответственности, в отдельных случаях является основанием для отмены решения налоговой инспекции о приостановлении расчетных операций по счетам (например, Постановление Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 года № 10765/12 по делу А64 – 6176/2011).

В заключение вышесказанному, следует, что организация, ставшая «заложником» решения ИФНС о приостановлении расходных операций по счету, не должна отчаиваться. Необходимо выбирать нужный курс и действовать оперативно. Компаниям же, которые имеют единственный расчетный счет, в такой ситуации хотелось бы посоветовать не забывать о предусмотренных гражданским законодательством РФ способах исполнения и прекращения обязательств (например, зачет встречного однородного обязательства, исполнение обязательства третьим лицом и т.д.).

блокировка банковского счета

Очень многие сталкиваются с проблемой, когда банк по каким-то причинам блокирует счет с требованием представить доказательства законности получения денег. Как правило, банки оправдывают свои действия под тем предлогом, что они руководствуются Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Но имеет ли действительно банк право на такую блокировку счета физического лица и какие полномочия в действительности есть у банка по данному федеральному закону?

Согласно ст. 3 ФЗ № 115 блокирование (замораживание) имущества — адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включенным в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень. Таким образом, исходя из закона, блокировка счета ни что иное, как адресный запрет — т.е. согласно закону кредитная организация должна предупредить клиента о блокировке и только при наличии определенных оснований.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Список таких операций весьма широк.

Кроме того, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю с предоставлением сведений об указанных операциях в Росфинмониторинг в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Перечень таких организаций и физических лиц формируется в связи со вступившими в силу решениями, постановлениями, приговорами суда за определенный круг преступлений и административных правонарушений. У лиц, включенных в этот список, ограничивается на основании данного федерального закона возможность в осуществлении операций с денежными средствами. В частности, если физическое лицо, включенное в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществило операцию с денежными средствами, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму в размере 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи, а также на осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у него до включения его в указанный перечень, то в соответствии с п.

10 ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» банк приостанавливает соответствующую операцию на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, и представляет информацию о приостановленных операциях в Росфинмониторинг. Если постановления о приостановлении операции на дополнительный срок не поступит или не будет принято решение, ограничивающее совершение этой операции, то банк должен будет осуществить операцию с денежными средствами по распоряжению клиента.

Согласно указанному федеральному закону банки также обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств при размещении в сети Интернет на официальном сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

В иных случаях, если лицо не включено в вышеуказанный перечень и отсутствуют основания на его включение, то замораживание (блокирование) денежных средств осуществляется лишь по решению межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма. Контроль же за денежными операциями физического лица свыше 600 000 рублей осуществляется, в частности, путем предоставления имеющейся у банка информации об операции клиента в Росфинмониторинг, но не более того.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что банки имеют право блокировать счет и приостанавливать денежные операции в строго определенных случаях и лишь в отношении физических лиц, о которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

При других обстоятельствах действия банка по блокировке счетов физических лиц совершенно неправомерны. Однако на практике все выходит несколько по-другому. Центробанк РФ регулярно издает некие инструкции, согласно которым у кредитных организация появляются дополнительные возможности по замораживанию счетов. Казалось бы, Конституцией РФ предусмотрено верховенство федерального законодательство. Но в судебной практике все иначе: суды зачастую применяют не только регламентирующие ненормативные правовые акты, но и ссылаются на внутренние банковские положения.

В соответствии со ст.

845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению и может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

Кроме того, согласно ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии с ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Если мы обратимся к международным актам, ратифицированным Российской Федерацией, то увидим, что право собственности защищено и на международном уровне. Так, согласно ст. 1 Протокола № 1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Предыдущие положения не умаляют права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами или для обеспечения уплаты налогов или других сборов или штрафов. Исходя из ст. 17 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Таким образом, блокирование счетов физического лица со стороны банка является также нарушением Конституции РФ и таких международных договоров Российской Федерации, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.

 

Приложение

Порядок
информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика — организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации

С изменениями и дополнениями от:

9 октября 2017 г.

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктами 11-13 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок информирования Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами (далее — налоговые органы) банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) — организаций, индивидуальных предпринимателей, участников консолидированной группы налогоплательщиков, налогоплательщиков (налоговых агентов) — нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, организаций и индивидуальных предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), которые при этом обязаны представлять налоговые декларации в соответствии с частью второй Налогового кодекса Российской Федерации), и переводов электронных денежных средств указанных лиц в банках (далее — информирование банков) в электронной форме.

2. Налоговые органы обеспечивают информирование банков с использованием:

интернет-сервиса «Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов» (далее — интернет-сервис), который размещается на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

единой системы межведомственного электронного взаимодействия версии 3 (далее — СМЭВ 3) вида сведений «Сведения о наличии приостановления (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика — организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации».

3. Информирование банков осуществляется путем представления из решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке в отношении лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка, следующей информации:

1) идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН);

2) наименование организации (фамилия, имя, отчество(1) физического лица);

3) код налогового органа, которым принято решение о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке;

4) номер и дата принятия налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке с указанием даты и времени (в часах, минутах по московскому времени) его размещения в интернет-сервисе или поступления в СМЭВ 3.

4. По запросу банка представляются сведения, указанные в пункте 3 настоящего Порядка (при отсутствии решения о приостановлении операций по счетам или переводов электронных денежных средств в банке в налоговом органе представляется только ИНН), подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать ФНС России.

Сведения о наличии либо об отсутствии решения о приостановлении операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке представляются на момент обращения банка с указанием даты и времени обращения банка (в часах, минутах по московскому времени).

5.

В случае нарушения работы интернет-сервиса на официальном сайте ФНС России по адресу: www.nalog.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в случае нарушения работы СМЭВ 3 на портале «Технологический портал СМЭВ 3» по адресу: smev3.gosuslugi.ru) о данном факте сообщается путем размещения информации о причинах, дате и времени (в часах, минутах по московскому времени) отключения интернет-сервиса (невозможности использования СМЭВ 3) и о предполагаемом времени возобновления его работы.

После возобновления работы интернет-сервиса на официальном сайте ФНС России по адресу: www.nalog.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (после возобновления работы СМЭВ 3 на портале «Технологический портал СМЭВ 3» по адресу: smev3.gosuslugi.ru) размещается информация о дате и времени (в часах, минутах по московскому времени) возобновления его работы.

6. Актуализация информации производится налоговым органом в режиме реального времени в течение рабочего дня, в котором принято решение о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам (переводов электронных денежных средств) в банке в отношении лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка.

7.

Информирование банков осуществляется путем обращения банка к интернет-сервису или виду сведений в СМЭВ 3 и ввода банком следующих реквизитов:

1) ИНН лица, указанного в пункте 1 настоящего Порядка;

2) банковского идентификационного кода (БИК) банка.

8. Для проверки подлинности сведений, представленных ФНС России с использованием интернет-сервиса, банки устанавливают самоподписанный сертификат ключа проверки электронной подписи и список аннулированных сертификатов ключей проверки электронных подписей аккредитованного удостоверяющего центра ФНС России, размещенных на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru).

Информация об изменениях:

Приложение дополнено пунктом 9 с 13 ноября 2017 г. — Приказ ФНС России от 9 октября 2017 г. N ММВ-7-8/791@

9. Коммуникации по вопросам получения (предоставления) информационной поддержки в СМЭВ 3 осуществляются банком согласно регламенту осуществления мониторинга единой системы межведомственного электронного взаимодействия, соблюдения процедур, предусмотренных техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, соглашениями, заключенными в соответствии с пунктом 14 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 38, ст. 4823; 2014, N 50, ст. 7113).

_____________________________

(1) Отчество указывается при наличии.

Налоговая инспекция имеет право заблокировать расчетный счет юридического лица, направив решение об этом напрямую в банк. Это значит, что расходные операции по счету не допускаются, а входящие – разрешены.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено только три случая приостановления операций по счету:

На практике 90 процентов фирм узнают о состоявшемся приостановлении операций по счету только тогда, когда пытаются воспользоваться им.

В силу закона открытие нового расчетного счета при такой ситуации запрещено.

Не все расходные операции могут быть заблокированы налоговой инспекцией, разрешено списание денег в рамках исключительных случаев, оговоренных в законе:

На практике расчетный счет может быть заблокирован налоговым органом в следующих случаях:

Следует иметь в виду: банк не несет ответственность за убытки компании, понесенные в результате приостановления операций по счету. Следовательно, банк не проверяет правомерность совершенных налоговым органом действий и обязан заблокировать счет.

Решение законно: порядок действий

Проверив наличие законных оснований и согласившись с ними, организация должна срочно предпринять следующие действия:

  • устранить нарушение (предоставить декларацию);
  • оплатить задолженность по налогу, пени, штрафы;
  • предоставить квитанции/их копии в налоговый орган с заявлением об отмене решения о приостановлении операций по расчетному счету.

Не позднее следующего рабочего дня после получения доказательств устранения соответствующего нарушения налоговая инспекция принимает решение об отмене блокировки расчетного счета.

Важная деталь: для того, чтобы банк снял пресловутую блокировку, недостаточно копии решения о ее отмене, полученной юридическим лицом.

Только налоговая инспекция имеет право известить банк о принятом решении, направив его по почте. Поэтому снятие блокировки может существенно затянуться.

На практике выход найден: достаточно оформить доверенность от банка на имя представителя заинтересованного юридического лица, который сможет лично и срочно получить такое решение для кредитной организации.

Решение незаконно: порядок действий

Для оспаривания незаконного приостановления операций по счету есть два пути:

  • жалоба в вышестоящий налоговый орган;
  • обращение в арбитражный суд.

Первый вариант предполагает рассмотрение жалобы в течение месяца с момента ее подачи.

Второй вариант является более эффективным при серьезных нарушениях, поскольку незамедлительное обращение в суд гарантирует соблюдение прав налогоплательщика в процессе, где именно налоговый орган будет обязан доказать законность своих действий.

Кроме того, при обращении в арбитражный суд следует подать ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения о блокировке счета до рассмотрения заявления судом во избежание значительных убытков, которые могут быть причинены компании. Оно рассматривается судом не позднее следующего рабочего дня после поступления, а в случае удовлетворения определение исполняется немедленно.

Срок обжалования действий инспекции в суде – 3 месяца с момента, когда субъекту предпринимательской деятельности стало известно о нарушении его прав и принятии соответствующего решения.

Естественно, что блокировка счета является мощным инструментом воздействия на юридическое лицо, в том числе и в случаях незаконного «давления» со стороны уполномоченных органов.

В данном случае владельцам компаний помогут три совета:

  • «дружить» с банком, чтобы иметь возможность своевременно оформить доверенность и получить подлинник решения об отмене блокировки счета, а также не пропадать с «горизонта» налоговой инспекции;
  • не бояться подать жалобу на действия налогового инспектора;
  • обратиться за юридической помощью. Квалифицированный специалист поможет определить порядок действий в случае незаконного приостановления операций по счету и составит необходимые документы для оспаривания, формы которых налогоплательщик сможет использовать в дальнейшем.

  Если у вас возникли дополнительные вопросы, задайте их профессионалам Альянс-Консалтинг и

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *