Бизнес как игра

Сергей Абдульманов, Дмитрий Кибкало, Дмитрий Борисов

Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс».

© Сергей Абдульманов, Дмитрий Кибкало, Дмитрий Борисов, 2016

© Оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

* * *

Эту книгу хорошо дополняют:

Доставляя счастье

Тони Шей

Размышления о менеджменте

Ицхак Адизес

Слон на танцполе

Евгений Карасюк

И ботаники делают бизнес

Максим Котин

Из всех бизнес-курсов я вынес только одно правило, которое потом очень помогало в жизни. Звучало оно так: «Сынок, никогда не упускай шанса пописать». Остальные полученные знания по полезности сильно отставали от этой простой, но очень жизненной истины.

Настоящий обмен суровыми русскими знаниями происходил на кухнях, в ночных поездках по автотрассам, на верхних полках поездов и в коридорах за пять минут до важных переговоров.

В общем, там, где мужчины на время перестают быть параноиками и начинают говорить «за жизнь».

Здравых жизненных советов мне очень-очень не хватало много раз. И я собрал их в книгу для вас. Вот они, наши грабли. Держите. Пользуйтесь.

Сергей Абдульманов, директор по маркетингу Мосигры

Каждое действие, если разобраться, может иметь результат положительный или отрицательный (отсутствие результата). И если взглянуть на свои действия с этой точки зрения – сразу появляется желание увеличить конверсию. Поэтому я смотрю на всё как на игру. И всем предлагаю относиться к проделанным действиям как к набору очков. Так интереснее и эффективнее. Выигрывай каждый день – и будешь стремительно приближаться к цели.

Дмитрий Кибкало, учредитель Мосигры

Когда мы только-только открылись, то очень долго и много читали о том, как правильно оптимизировать налогообложение: какие схемы, как что учитывать, где что показывать и т. д. В итоге вышли на очень опытного «старшего товарища» – бизнесмена дядю Гену.

Дядя Гена внимательно слушал все наши выкладки и молчал. Потом на всякий случай послушал еще пару минут, пока мы иссякнем, и спросил:

– Вы чем заниматься хотите? Игрушки продавать?

– Да, – ответили мы. – А что?

– А то, что если игрушки – ну, продавайте игрушки. А если налоги – то тогда вам надо бухгалтерией заниматься. Или еще круче: если вы вдруг уклоняться решите – тогда можно и сразу наркотиками торговать. Или оружием. Или, – тут он мечтательно зажмурился, – например, людей мочить.

Людей мочить было, конечно, заманчиво. Особенно здорово эта перспектива звучала из уст дяди Гены. Но в настольных играх мы разбирались лучше.

В общем, так мы и поняли, что наш бизнес – все-таки игры, а не подсчет налогов. И что попытка обмануть государство – путь не туда. Можно ведь выбрать более выгодный вариант с примерно таким же риском. Поэтому мы решили быть «белыми».

Естественно, это не значит, что мы не анализируем, какую систему и как выгоднее использовать. Просто мы понимаем, что это не наш бизнес. Наш бизнес – продавать прикольные штуки.

Отношение к инвестору и инвестициям

Маменькины сынки знают: когда создаешь бизнес, надо обязательно найти инвестора. Желательно дурака. Поэтому IT-стартапы лелеют мечты о металлурге, отправившемся на покой, а торговцы полосатыми варежками – о старом айтишнике, которому совершенно не нужен их бизнес. Естественно, сейчас мы не говорим о бизнесе в особо крупных размерах, где вливания – суть самой работы.

Так вот. Если вы хоть раз задумались о том, что пару лет можно быть планово-убыточным, а потом выйти на прибыль, – та-дам! Немедленно покиньте эту планету. Такой подход – антипредпринимательский. Купите карамельный латте и смузи.

Предпринимательский подход очень прост: деньги любят счет. Прибыль с первого дня. Не быть никому должным – или отдать очень быстро.

Еще раз: прибыль с первого дня.

Серьезно. Чтобы тратить деньги, их сначала надо заработать.

Когда вы тратите деньги доброго дяди инвестора, то не чувствуете, как кое-что пониже спины горит. Вы вообще ничего не чувствуете, кроме глубокого морального удовлетворения. А вот если бы это были ваши бабки и вы бы постоянно ощущали, что тратите СВОЕ, все сразу поменялось бы. Тут же стали бы возникать крамольные мысли: а может, лучше поработать лишние два часа и сэкономить пять тысяч рублей?

~ 1 ~

Следующая страница

Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения

Книга от создателей Мосигры

Эта книга — не для детей, а для взрослых. Она — про бизнес. Но поскольку рассказывается здесь о построении бизнеса компании Мосигра (настольные игры!), то всем, кто любит настолки, почитать очень рекомендуется. Что стоит за тем, что вы видите, когда заходите в уютный магазинчик и выбираете себе очередную настольную игру?.. Очень много интересного! Так что в очередной раз купите не только игру, но и книгу.

Если вы и сами задумываетесь основать хотя бы небольшой бизнес, открыть магазинчик, эта книга — ваш ценный помощник. Ничего лишнего — только нужные сведения, с юмором, точными замечаниями, настоящий роман о реальной бизнес-жизни. Вы узнаете всё о том, как построить бизнес, основанный на розничной торговле. А чем вы будете торговать — играми, куклами, или булочками — не столь важно.

Итак, читаем здравые жизненные бизнес-советы от руководства компании «Мосигра».

Зарисовки из практики и советы авторов разделены на части:

  • Старт бизнеса
  • Управление
  • Маркетинг
  • Розничный магазин

Эту книгу можно читать от начала до конца, можно ознакомиться лишь с разделами, которые вам интересны более всего, а можно открывать в любом месте и читать любую зарисовку, среди которых:

  • Сколько назначать зарплаты другу?
  • Бизнес-план и составление финансовой модели
  • Когда поднимать зарплату
  • Как не считать чужие деньги
  • Отказ на второй минуте собеседования
  • Ценники
  • Как понять клиента
  • Как искать помещение под магазин
  • Сезонный товар
  • Оценка ёмкости ниши

И десятки других историй, советов, ошибок и идей по самым разным аспектам бизнеса.

Это книга для всех, кому интересен реальный и успешный опыт построения бизнеса в России.

Красивое издание — книга в твёрдом переплёте, с ленточкой-закладкой, на приятной рыхловатой бумаге. 256 страниц. 170×240 мм.

Манн, Иванов и Фербер, 2016.

Официальный сайт Мосигры — www.mosigra.ru/.

Смотрите в статье и ниже в галерее примеры страниц.

От автора

Здравых жизненных советов мне очень-очень не хватало много раз. И я постарался собрать их в книгу для вас. Вот они, наши грабли. Держите. Пользуйтесь.

Книги о бизнесе плохи тем, что они пробуют навязать вам некие правила. Правил не существует. Есть только байки, в которых встречается рациональное зерно. Но вам нужно самому накладывать эту информацию на схему своего бизнеса или своей жизни.

Об авторах

Сергей Абдульманов — математик из Астраханского государственного университета. Работал редактором газеты, руководил рекламным отделом, затем владел IT-компанией. С 2010 года маркетинговый директор Мосигры и совладелец рекламного агентства. Знает много букв и постоянно что-то из них собирает.

Дмитрий Кибкало — математик из МГУ, бывший продюсер, бывший сотрудник пресс-службы «Спартака», гейм-дизайнер, спортсмен, веселый и позитивный человек. Учредитель Мосигры.

У Дмитрия под каждым диваном и стулом лежит по 10-20 игр.

Дмитрий Борисов — коммерческий директор Мосигры. Суров, носит кепку, возит в багажнике биту, любит задавать странные вопросы на собеседованиях. В душе добр, как бобр. Если есть выбор между тем, чтобы работать работу и говорить, выбирает первое.

Эту книгу хорошо дополняют

Доставляя счастье, Тони Шей

Размышления о менеджменте, Ицхак Адизес

Слон на танцполе, Евгений Карасюк

И ботаники делают бизнес, Максим Котин

Бизнес как игра. Книга от создателей Мосигры

Руководители «Мосигры» — Сергей Абдульманов и Дмитрий Кибкало — написали книгу о своем опыте развития сети магазинов настольных игр. Мосигра славится человечным отношением к клиентом, а Абдульманов — легким слогом, так что книга получилась интересной.

Формат такой: 100 эвристик «хорошо-плохо» по управлению, продажам, работе с магазинами и маркетингу. С примерами. Примеров, впрочем, не хватает, из-за чего некоторые советы выглядят как «лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». В остальном книга хорошая. Читается вообще влет — вот бы все нон-фикшн авторы умели писать как Абдульманов.

Раздел об управлении показался мне очевидным. Про магазины полезно, но только если планируете их открывать. А вот последняя часть — о маркетинге — заинтересовала больше всего.

Выписал несколько заметок.

Уберите возможность для ошибки и злоупотребления

Универсальное правило, одинаково подходит для интерфейсов, сотрудников и контрагентов:

  • не кричать на пользователя ошибками после отправки заказа, а деактивировать кнопку «отправить», если что-то не так;
  • уволился сотрудник — заблокировать учетные записи;
  • заметили лазейку в договоре — исправить, а не надеяться, что партнер ей не воспользуется.

Цепляйтесь к локомотиву

Считайте свою выгоду, а не чужую

Компания провела совместную рекламную компанию с партнером. Затраты пополам — по 500К, продажи компании — 1М, продажи партнера — 3М. Несправедливо!

К черту справедливость, её не существует. Компания заработала 100% от вложенного, вот это важно.

Та же ошибка встречается в быту: завидовать соседу проще и приятнее, чем оценивать собственные успехи.

Удивляйте в мелочах

Базовый уровень — уважать покупателя и приносить пользу. Продвинутый — превзойти ожидания. Так люди становятся постоянными клиентами и адвокатами бренда.

Ситуация: человек спрашивает игру, ее нет в магазине, но есть у конкурента. Продавец рассказал об этом и нарисовал, как пройти. Клиент запомнил такое обращение и в следующий раз за настольной игрой пришел в Мосигру.

Впечатление о компании у клиента складывается из мелочей. Когда нет явных «косяков» — это ОК, не более того. Когда вдобавок много приятных мелочей, рождается подсознательное ощущение, что все правильно и хорошо.

Не жадничайте в мелочах.

На конкурентом рынке преимущество складывается из «избыточных» частей, которые хочется снести ради оптимизации затрат. Не делайте этого.

Мосигра тратит миллион рублей в год на бесплатные пакеты. Они большие, прочные, красивые и служат годами.

Поставьте круглые цены и заметные скидки

Цены на «999» — неуважение к клиенту, и для многих показатель развода. 990 — лучше, а еще лучше — 950.

Точно так же раздражают «скидки» на 10-20 рублей. Поэтому Мосигра сделала робота, который зачеркивает старую цену и ставит новую, только если разница больше 50 рублей.

У скидки хорошо писать разницу между старой и новой ценой, чтобы человек не напрягал зря мозг:

950₽ было
870₽ стало
экономия 80₽

Признавайте ошибки

В бизнесе «лажают» все. А крупные компании постоянно находятся на грани публичного скандала: слишком много движущихся частей, много внимания в прессе и соцсетях. Разница в том, как компании реагируют на провалы.

Авторы советуют в кризис быть максимально открытыми. Расскажите первыми о проблеме и плане решения — тем самым погасите волну негатива на всходе.

Если вы что-то капитально сломали — напишите в твиттер (фейсбук, вконтакт — ваш основной канал). Пусть клиенты знают, что происходит и чего ожидать.

Поговорите с клиентом после покупки

Цельтесь в потребность, а не демографию

Целевая аудитория продукта определяется не социально-демографическими показателям (мужчина 25–45 лет из Москвы), а потребностью (хочу, чтобы ребенок вырос инженером, как в игровой форме привить «технический» подход?).

Хорошее описание продукта показывает, как человек решит свою «боль» с помощью продукта.

⌘ ⌘ ⌘

Ссылки по теме:

Конкурентное преимущество для среднего бизнеса — люди-локомотивы в команде. Локомотив не ждет команды сверху, он сам толкает процессы в компании и создает правильную движуху.

Иногда у человека наступает «постпродажный шок» — купил под влиянием порыва и теперь думает, зачем он это сделал. Лучший способ предотвратить — дать больше фактов до продажи: описание, фотографии, отзывы, гарантия возврата, «пощупать» перед покупкой.

А Мосигра еще иногда делает постпродажный звонок: сотрудник узнает, играл ли уже покупатель и понравилась ли игра. Если чувствует, что человек недоволен, рассказывает, где и как вернуть игру. Помогает разобраться в правилах, если что-то непонятно. И не пытается ничего продать! Это приятно удивляет клиентов, а компании дает обратную связь.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *