О банкротстве главы кфх и физического лица

Постановление ВС РФ № 306-АД15-17914 от 25 января 2016 года

В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в три месяца, если собранием кредиторов не установлено иное.

Постановление ВС РФ № 304-АД15-17895 от 22 января 2016 года

В соответствии с пунктом 1 статьи 133 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан использовать только один счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника), а при его отсутствии или невозможности осуществления операций по имеющимся счетам обязан открыть в ходе конкурсного производства такой счет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Определение ВС РФ № 310-ЭС15-18133 от 21 января 2016 года

Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства и руководствуясь положениями статей 16, 71 и 100 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», проверив наличие и размер задолженности должника перед заявителем, исходил из того, что лицо, являясь поручителем, исполнило кредитное обязательство должника, в связи с чем само стало кредитором должника. При этом факт исполнения поручителем обязательств перед кредитором по основному обязательству никем из сторон не оспаривался.

Определение ВС РФ № 309-ЭС15-17637 от 18 января 2016 года

Признавая сделку недействительной, суды руководствовались статьями 61.2 и 61.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и разъяснениями, содержащимися в пунктах 5, 6 и 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы 111.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Определение ВС РФ № 310-ЭС15-17432 от 18 января 2016 года

В соответствии разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» при рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения лица следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом,

14 Дек 2012 23:12

Банкротство в общем смысле — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов.
Гражданин становится предпринимателем после государственной регистрации в этом качестве, т.е. со дня внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) (ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о госрегистрации).
В этой связи возникает вопрос о банкротстве гражданина, фактически занимающегося предпринимательством, но не зарегистрированного в качестве ИП.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (п. 4 ст. 23 ГК РФ), и суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако банкротство — это не сделка. Поэтому нормы о банкротстве индивидуального предпринимателя подлежат применению только при наличии у должника регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Примечание. Предприниматель без образования юридического лица не застрахован от банкротства так же, как и организация. В конце концов ИП — полноправный участник предпринимательской деятельности, более того, в отличие от организаций имущество предпринимателя не обособлено. Банкротство предпринимателей имеет свои особенности, о чем мы сейчас и поговорим.

В случае если после принятия заявления о признании ИП банкротом арбитражный суд на основании представленных документов установит, что должник не имеет статуса индивидуального предпринимателя или утратил его, то заявление подлежит возвращению (ст. 44 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон N 127-ФЗ). Если после принятия заявления о признании должника банкротом выяснится, что статус индивидуального предпринимателя был утрачен должником до подачи заявления, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ). Если статус ИП был утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, то производство по делу не прекращается, но признание должника банкротом в таком случае не влечет последствий, предусмотренных п. 1 ст. 216 Закона N 127-ФЗ.
Особенностям банкротства ИП посвящены ст. 25 ГК РФ и параграф 2 гл. X «Банкротство гражданина» Закона N 127-ФЗ.
Основные положения таковы. Предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С даты вынесения решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.
Основанием для признания ИП банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 214 Закона N 127-ФЗ). Признаки банкротства ИП содержатся в ст. 3 Закона N 127-ФЗ.
Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Если такой признак присутствует, то производство по делу о банкротстве ИП может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к индивидуальному предпринимателю в совокупности составляют не менее 10 000 руб.

Примечание. ИП, к которому имеется не удовлетворенное в течение трех месяцев требование (совокупность требований) на общую сумму не менее 10 000 руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли сумма его обязательств стоимость принадлежащего ему имущества (см. разъяснения, данные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей»). Обратите внимание на сумму долга, при котором ИП может быть признан банкротом. Эта сумма составляет 10 000 руб., а не 100 000 руб., и это прямо предусмотрено ст. 6 Закона N 127-ФЗ.

Признать предпринимателя банкротом вправе лишь суд. Обратиться с таким иском может:
— сам предприниматель;
— любой его кредитор;
— уполномоченный орган (например, ИФНС) (ст. 215 Закона N 127-ФЗ).
Уполномоченные органы вправе предъявить такое требование независимо от того, какая деятельность должника послужила основанием возникновения долга (ст. 215 Закона N 127-ФЗ).
Не могут потребовать признания ИП банкротом кредиторы по гражданско-правовым обязательствам, требования которых не связаны с осуществлением должником предпринимательской деятельности. Такие кредиторы вправе вступить в дело о банкротстве после возбуждения дела о банкротстве.
При принятии заявления о признании ИП банкротом арбитражным судом проверяется, не утратил ли должник статуса индивидуального предпринимателя до подачи в суд указанного заявления.
Если статус утрачен, то заявление подлежит возвращению на основании п.

1 ст. 44 Закона N 127-ФЗ как поданное с нарушением п. 2 ст. 38 этого Закона.
Если статус индивидуального предпринимателя утрачен должником после подачи в суд заявления о признании его банкротом и до вынесения решения по делу о банкротстве, то производство по делу подлежит прекращению (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).
Если данных об исключении предпринимателя из ЕГРИП не представлено, то производство по делу о банкротстве прекращению не подлежит.
При банкротстве ИП его кредиторы, требования которых не связаны с обязательствами при осуществлении предпринимательской деятельности, а также кредиторы, требования которых неразрывно связаны с личностью кредиторов, вправе также предъявить свои требования (п. 2 ст.

215 Закона N 127-ФЗ).
Каковы последствия признания ИП банкротом (ст. 216 Закона N 127-ФЗ)?
Так, с момента принятия судом решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
К слову, ИП, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован снова в качестве предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом.
Арбитражный суд направляет копию решения о признании ИП банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший гражданина в этом качестве.
Требования кредиторов ИП в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности, установленной п. 3 ст. 25 ГК РФ.
КФХ представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», далее — Закон о КФХ).
Заявление ИП — главы КФХ о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов КФХ (ст. 218 Закона N 127-ФЗ). При этом само заявление подписывается предпринимателем — главой КФХ.
Наряду с документами, предусмотренными общими правилами Закона N 127-ФЗ, в данном случае должны быть приложены документы:
— о составе и стоимости имущества крестьянского (фермерского) хозяйства;
— составе и стоимости имущества, принадлежащего членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также об источниках, за счет которых приобретено указанное имущество;
— размере доходов, которые могут быть получены крестьянским (фермерским) хозяйством по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.
Указанные документы также прилагаются главой КФХ к отзыву на заявление кредитора.

Примечание. Свои особенности имеет и банкротство главы крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ). Главы КФХ признаются предпринимателями в силу прямого указания п. 2 ст. 23 ГК РФ. Поэтому основания для признания главы КФХ банкротом аналогичны основаниям признания банкротом ИП. В то же время есть некоторые особенности (параграф 3 гл. X Закона N 127-ФЗ).

Статья 219 Закона N 127-ФЗ устанавливает особенности финансового оздоровления КФХ и внешнего управления им.
Так, главой КФХ в течение двух месяцев с момента вынесения арбитражным судом определения о введении в отношении КФХ наблюдения могут быть представлены в арбитражный суд план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
Если осуществление мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, позволит КФХ, в том числе за счет доходов, которые могут быть получены по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ, погасить требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей в соответствии с графиком погашения задолженности, арбитражным судом вводится финансовое оздоровление крестьянского (фермерского) хозяйства.
О введении финансового оздоровления КФХ суд выносит определение.
Финансовое оздоровление КФХ вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
На основании решения собрания кредиторов в случае наличия возможности восстановления платежеспособности КФХ арбитражным судом вводится внешнее управление. Внешнее управление КФХ вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.
Внешнее управление КФХ может быть досрочно прекращено арбитражным судом на основании заявления внешнего управляющего или любого из кредиторов в случае:
— невыполнения мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
— наличия иных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности восстановления платежеспособности КФХ.
Досрочное прекращение внешнего управления КФХ влечет за собой признание его банкротом и открытие конкурсного производства. Для проведения внешнего управления КФХ арбитражным судом утверждается внешний управляющий.

Примечание. В случае если в ходе внешнего управления имели место спад и ухудшение финансового состояния КФХ в связи со стихийными бедствиями и другими обстоятельствами чрезвычайного характера, срок внешнего управления может быть продлен на год.

В случае признания арбитражным судом КФХ банкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу включаются находящиеся в общей собственности членов КФХ:
— недвижимое имущество, в том числе насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения;
— племенной, молочный и рабочий скот, птица;
— сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;
— транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное для крестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество;
— право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйству земельного участка;
— иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права.
В случае банкротства КФХ земельный участок может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством.
Имущество, принадлежащее главе КФХ и членам крестьянского (фермерского) хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами КФХ, не включается в конкурсную массу.
Гражданин, вышедший из КФХ, в течение двух лет после этого несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента его выхода из КФХ (п. 3 ст. 9 Закона о КФХ).
При продаже имущества КФХ арбитражный управляющий должен выставить на продажу предприятие должника путем проведения торгов (ст. 222 Закона N 127-ФЗ).
Если предприятие должника не было продано на торгах, то продажа имущества должника осуществляется в соответствии со ст. 111 Закона N 127-ФЗ; например, преимущественное право приобретения имущества КФХ имеют лица, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащему КФХ земельному участку.
Для обеспечения реализации преимущественного права на приобретение предприятия должника, иного имущества должника арбитражный управляющий направляет уведомление о продаже предприятия и иного имущества лицам, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции и владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника, а также публикует информацию о продаже предприятия должника, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника, выставляемого на торги.
Если указанные лица в течение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества и имущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования, арбитражный управляющий или глава КФХ осуществляет реализацию имущества и имущественных прав в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Со дня принятия решения о признании КФХ банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы КФХ в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу.
Арбитражный суд направляет копию решения о признании КФХ банкротом и об открытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главу хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Сельхозпредприятие: понятие, особенности трактовки

Применимые в российском законодательстве понятия сельскохозяйственных товаропроизводителей и кооперативов (ст.1 ФЗ № 193 от 08.12.95 г. «О сельскохозяйственной кооперации», ст.3 ФЗ № 264 от 29.12.06 г. «О развитии сельского хозяйства») имеют разное содержание и приспособлены для их использования в этих формах для целей определенного специального законодательства.

Таким же специальным статусом, необходимым в процедурах несостоятельности, обладает и понятие сельскохозяйственной организации, наведенное в ст.177 ФЗ-127 «О банкротстве (несостоятельности).

Как показывает уже сформировавшаяся судебная практика, относительно должника могут быть применены процедуры банкротства, регламентированные § 3 Главы IX ФЗ-127 (определяющей особенности банкротства сельскохозяйственных организаций), только в случае наличия у него в совокупности всех характеристик с/х организации, предусмотренных законом:

  • — статус юрлица;
  • — цели создания и деятельности – изготовление, выпуск и переработка товаров сельскохозяйственной направленности;
  • — размер выручки, полученной в результате реализации (изготовления/переработки и последующей реализации) с/х товаров (продукции), должен быть не менее половины (50%) общей суммы вырученных средств.

В случае отсутствия у предприятия хотя бы одного из выше приведенных признаков, суд посчитает это основанием для применения общих положений о банкротстве.

Нормы § 3 Главы IX ФЗ-127 распространяются и на рыболовецкие артели (колхозы) при наличии данных о том, что размер получаемых в результате их деятельности средств (за продажу изготовленных/переработанных с/х товаров и уловов) равен или превышает 70% их общей прибыли.

Внимания заслуживает тот факт, что ряд положений о банкротстве с/х кооперативов, с отсылкой к ФЗ-127 «О несостоятельности», содержатся в ст.42 «О сельскохозяйственной кооперации». В частности в ней оговариваются следующие моменты:

  • — банкротство сельхоз кооператива, как причина ликвидации;
  • — обязанности кооперативного правления при появлении кризисных признаков;
  • — обязанности органов правления и наблюдательного совета при необходимости инициирования дела о банкротстве в арбитраже, а также на случай, когда процедура уже инициирована кредиторами (госорганами).

Признаки финансовой несостоятельности сельскохозяйственных организаций.

Критерии несостоятельности, наличие которых дает суду основания констатировать банкротство сельхозорганизации, несколько отличны от общих кризисных признаков, применимых относительно юрлиц.

Предпосылками для возбуждения дела о банкротстве с/х предприятия в суде считаются (ст.177 ФЗ-127):

  • — просроченная задолженность перед кредиторами (просрочка должна составлять не менее трех месяцев);
  • — совокупная сумма долгов должна равняться или превышать 500 тыс.

    рублей (для ЮЛ – 300 тыс.руб. – ст.6 ФЗ-127).

Банкротство сельскохозяйственных организаций: применимые стадии, отличительные черты

Прописанные в Законе о несостоятельности особенности банкротства сельскохозяйственных организаций обусловлены отличительными характеристиками деятельности последних:

  • — земельные участки, используемые в данном секторе бизнеса, в большинстве своем – с/х назначения;
  • — принадлежащие имущество и недвижимость (постройки и сооружения) отличаются специфическими чертами;
  • — влияние сезонности и внешних факторов (в т.ч. негативных) на прибыльность и результаты бизнес-деятельности.

Этими же факторами руководствовался законодатель при принятии Закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (83-ФЗ от 09.07.02 г.), положения которого направлены на реанимирование сельхозпредприятий, с целью реструктуризации долгов и во избежание банкротства (до применения его процедур).

Отличительные черты этапов банкротства сельскохозяйственных организаций (ст.178 ФЗ-127):

  • — наблюдение: мониторинг финансового состояния должника необходимо осуществлять, принимая во внимание сезонные факторы с/х деятельности, ее зависимый от внешних условий (природных, климатических) характер; следует также учитывать вероятность погашения кредиторской задолженности за счет перспективы прибылей, получение которых возможно по завершении определенного периода сельхозработ;
  • — срок веденного финансового оздоровления напрямую связан с окончанием соответствующего периода сельхозработ и временем, которое потребуется предприятию для продажи полученной (полученной/переработанной) продукции; на случай кризисных явлений в финансовом положении должника, непосредственно связанных с форс-мажорными обстоятельствами (действие стихий, эпизоотий и т.д.), эта стадия может продлеваться до года, с обязательной корректировкой графика погашения задолженностей (применяется порядок, установленный ст.85 Закона);
  • — аналогичные факторы и характерные условия деятельности с/х предприятий учитываются и при внешнем управлении, граничный срок введения которого законом установлен на уровне двух лет и трех месяцев (ст.ст.92, 178 Закона); его пролонгация возможна на год только при возникновении и воздействии на деятельность с/х должника перечисленных выше форс-мажорных факторов, и в случае появления предпосылок для оказания господдержки, предусмотренных специальным законодательством.

Конкурсная реализация имущества сельскохозяйственных организаций

Анализ ст.179 Закона о несостоятельности, описывающей особенности банкротства сельхозпредприятий, в частности, при продаже имущественного комплекса (прав), дает возможность выделить следующие, характерные для этой категории должников, требования:

  • — установлена обязанность управляющего выставить на торги предприятие в целом, а если таковое не продано – выставить единым лотом производственно-технологический комплекс сельхозорганизации (порядок продажи в этих случаях регулируется п.п.4-19 ст.110 ФЗ-127, а оценивания –ст.130);
  • — если выше названным способом предприятие (комплекс) не реализовано, его продажа проходит в порядке и на условиях, определенных в ст.111 и п.4 т.139 Закона;
  • — приоритет на приобретение имущества банкрота (сельхозпредприятия) будут иметь с/х субъекты, осуществляющие деятельность на участках, непосредственно прилегающих к земле должника; если таковых нет – приоритет на покупку имущества с/х назначения, принадлежащего банкроту, отдается сельхозпроизводителям из той же местности;
  • — арбитражный управляющий, с целью обеспечить приоритетные права на приобретение имущества банкрота – сельхозорганизации, обязан проинформировать выше перечисленных лиц о такой продаже и опубликовать сведения об этом в местном печатном издании (с указанием стартовой цены на предприятие/имущество);
  • — реализация приоритетному покупателю осуществляется по цене, сформировавшейся в ходе торгов (в случае поступления нескольких заявок от таких покупателей – имущество/предприятие по той же цене продается тому, кто первый подал заявку управляющему);
  • — если приоритетные покупатели в течение месяца не подали заявок с намерением пробрести имущество (имущественные права) банкрота, реализация такового проводится на общих условиях, в предусмотренном ФЗ-127 порядке.

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *