Аффилированные лица

Аффилированное лицо — это организация или же физическое лицо, которое способно оказывать непосредственное влияние на деятельность хозяйственного общества посредством своего участия в капитале или же с помощью членства в руководящих органах.

При этом устанавливается связь между лицами в имущественном и организационном понимании. Все последующие действия выполняются только при чёткой координации.

Задействованные лица оказывают непосредственное влияние друг на друга, что впоследствии сказывается на процессе формирования хозяйственных отношений.

Данный термин появился вследствие перехода к рыночной экономике в условиях расширенных и осложнённых экономических связей между двумя хозяйствующими объектами. В качестве аффилированных лиц могут позиционироваться:

  • высокие должностные чины,
  • учредители,
  • акционеры,
  • инвесторы.

Все они могут оказывать непосредственное влияние на деятельность организации, принимая участие в управленческом процессе. В большинстве случаев аффилированному лицу принадлежит порядка десяти процентов всего имеющегося капитала фирмы.

Для юридических и физических объектов аффилированное лицо может быть неидентичным. К примеру, в первом случае таковым может оказаться член наблюдательного совета или же любого другого органа управления. Также им может оказаться лицо, которое выполняет полномочия исполнительного органа, представленного единолично.

Кроме этого, аффилированным может называться лицо, которое имеет принадлежность к той же группе лиц, что и конкретное юридическое лицо.

Если учредитель имеет полное право распоряжаться двадцатью процентами голосов или при условии, что он является непосредственным участником финансово-промышленной группы, это также позволяет ему позиционироваться в качестве аффилированного лица.

Для физических лиц аффилированными могут быть лица, которые принадлежат к группе, идентичной для отдельно взятого физического объекта. Ещё один вариант — это юридическое лицо, в котором объект уполномочен распоряжаться двадцатипроцентным количеством голосов. При этом они должны приходиться на голосующие акции или же составлять уставной капитал от общей доли юридического лица.

Данный термин имеет широкое применение в предпринимательском законодательстве. Важно помнить, что на аффилированных лиц ложится ответственность об уведомлении общественности в письменном виде о приобретаемых акциях с указанием их типов и количества. Причём сделать это необходимо в течение десяти дней после осуществления их покупки. Если этого не сделать, то вследствие таких мер обществу может грозить ущерб, который аффилированное лицо обязуется полностью возместить. Любое общество должно вести корректный учёт лиц такого типа. При этом выполнять это необходимо в соответствии со всеми нормами действующего законодательства.

Понятия аффилированные лица и группы лиц определяют неидентичную степень связей между отдельно взятыми субъектами с правовой точки зрения. Дело в том, что лица при этом не могут составлять единого субъекта права, в то время, как группа лиц обладает полной правосубъектностью. Однако это касается не всех предпринимательских отношений, а исключительно тех, которые имеют прямое отношение к сфере антимонопольного законодательства.

Исходя из этого, нетрудно сделать вывод, что аффилированные лица могут позиционироваться в качестве родового понятия, а группа лиц — в качестве видового.

Содержание

Аффилированные лица

 

  1. Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица

  2. Аффилированность и аффилированные лица

  3. Ответственность юридического лица

  4. Полезны ссылки

 

Аффилированные лица

Законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" вводится статья 532 ГК, которая вводит понятие "Аффилированность":


Статья 532. Аффилированность

(по состоянию на 01.07.2017)

В случаях, если настоящий Кодекс или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.


Комментарий к статье 532 ГК

В последнее время (особенно после поручений Председателя Правительства РФ в декабре 2011 и марте 2012 года) широко используется мудреный термин аффилированный, аффилированное лицо, бенефициар. А что же оно означает?

Статья 532 ГК содержит отсылочную (бланкетную) норму, включающую в себя только гипотезу, т.е. указание на условия, в которых она действует. Целью данной нормы является легализация использования понятия "аффилированность". ГК не раскрывает ни признаков, ни критериев аффилированности, адресуя участников правовых отношений к закону, не поименованному в ГК.

До введения статьи 532 ГК понятие аффилированных лиц содержалось в статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", согласно которому аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Аффилированный (от англ. аffiliation — соединение, связь) — дочерний; соединенный, связанный.

Такое же по смысловое значение дано этому понятию в статье 532 ГК.

Следовательно, аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

В случаях, если ГК или другой закон ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности), наличие или отсутствие таких отношений определяется в соответствии с законом.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

  • член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

  • лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

  • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Если организация является участником финансово-промышленной группы, к ее аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

  • лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

  • юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Эта новелла ГК РФ является важной, т.к.

устанавливает единое регулирование юридической связанности лиц: аффилированности и контролирующего лица.

Согласно статье 532 ГК наличие аффилированности определяется как юридическими признаками, так и фактическими обстоятельствами, что по мнению законодателя должно препятствовать злоупотреблениям в соответствующих сферах.

Правовое регулирование отношений аффилированности в зависимости от отрасли права и законодательства включает в себя особый порядок совершения сделок (например, сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, и сделки по поглощению в акционерном законодательстве), информационные отношения (например, раскрытие информации об аффилированности, направление документов при совершении сделок между формально равными субъектами в федеральные органы исполнительной власти), особый порядок учета и отчетности (бухгалтерской, налоговой и т.п.), исчисления и уплаты налогов, отношения ответственности и др.

При этом остается открытым вопрос — кто квалифицирует отношения аффилированности в качестве таковых? Каков порядок квалификации?

Ни Гражданский кодекс РФ, ни Налоговый кодекс РФ ответа на этот вопрос не дают. А между тем наличие общего интереса еще не является противоправным (иначе странно выглядела бы, например, новелла ГК о корпоративном договоре).

Следовательно, и координация деятельности также не может квалифицироваться как противоправное деяния. Между тем, все понятия, используемые для определения отношений аффилированности, отражают суть одного экономико-правового явления — имущественной, организационно-управленческой зависимости одного лица от другого.

В статьях 10 — 11.1 Федерального закона "О защите конкуренции" содержатся лишь запреты на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. А в других статьях этого же закона (к примеру в пп. 17 ст. 4), содержатся составы правонарушений с указанием характера действий, в некоторой степени — характера вины, последствий деяния.

 

Статья написана и размещена 16 июня 2012 года. Дополнена — 05.01.2013, 09.05.2014, 01.07.2017

ВНИМАНИЕ!

Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

 

Полезные ссылки по теме "Аффилированные лица"

  1. Краткий обзор всех существенных изменений в ГК РФ

  2. Изменения в статьи 1 — 10 ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

  3. Изменения в статьи 48 — 12328 ГК РФ — положения о юридических лицах (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

  4. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

  5. Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

  6. Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  7. Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  8. Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

  9. Создание организации

  10. Юридическое лицо — понятие и виды

  11. Подготовка и оформление документов для регистрации

  12. Регистрация организации или ИП в налоговой инспекции

  13. Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

  14. Печать организации

  15. Открытие расчетного счета в банке

  16. Регистрация изменений в уставе, учредительных документах, ЕГРЮЛ

  17. Смена директора и внесение изменений в ЕГРЮЛ о его паспортных данных

  18. Реорганизация юридического лица

  19. Способы ликвидации организации

Tags: аффилированные, лица, аффилированные лица

АФФИЛИРОВАННОЕ ЛИЦО

участник или несколько взаимосвязанных участников хозяйственного общества либо лицо, занимающее руководящую должность в обществе, способные вследствие своего положения как акционера или руководителя использовать средства общества и результаты его деятельности для личного обогащения с его последующим сокрытием. Термин «А. л.» появился в российском законодательстве с утверждением Указом Президента РФ «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 7 октября 1992 г. Положения об инвестиционных фондах. А. л., согласно п. 4 этого Положения — управляющий юридического лица, его директора и должностные лица, учредители, а также акционеры, которым принадлежат 25% и более его акций, или предприятие, в котором этому лицу принадлежат 25% и более голосующих акций. В настоящее время категория А. л. применяется в ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. Общество обязано вести учет А. л., отчитываться о них и публиковать в средствах массовой информации списки А. л.

Оцените определение:

Источник: Большой юридический словарь

АФФИЛИРОВАННОЕ ЛИЦО

физическое лицо или организация, способные оказывать прямое влияние на деятельность хозяйственного общества, обычно вследствие участия в его капитале или членства в руководящих органах В соответствии с Положением об инвестиционных фондах (утв. Указом Президента РФ «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» от 7 октября 1992 г.) А.л физического или юридического лица (акционерного общества, товарищества, государственного предприятия) признавались его управляющий, директора и должностные лица, учредители, а т.ж. акционеры, которым принадлежат 25 и более процентов его акций, или предприятие, в котором этому лицу принадлежат 25 и более процентов голосующих акций. Закон РФ «Об акционерных обществах» от 24 ноября 1995 г. предусматривает, что открытое акционерное общество обязано ежегодно опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества, списки А.л общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций. А.л общества обязаны в письменной форме уведомить общество о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций. В случае если в результате непредставления по вине Ал. указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб. Ал несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба. Общество обязано вести учет его А.л. и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Оцените определение:

Источник: Экономика и право: словарь-справочник

АФФИЛИРОВАННЫЕ ЛИЦА

физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. А.л. юридического лица являются: член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа; лица, принадлежащие к той же группе лиц, что и данное юридическое лицо; лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица; юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал этого (первого) юридического лица.

Если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его А.л. также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

А.л. физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются: лица, принадлежащие к той же группе лиц, что и данное физическое лицо; юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставный (складочный) капитал данного юридического лица.

АО ведет учет своих А.л. и представляет отчетность о них в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг.

ОАО обязано ежегодно опубликовывать в СМИ, доступных для всех акционеров данного общества, списки А.л. общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций.

А.л. общества обязаны в письменной форме уведомить его о принадлежащих им акциях общества с указанием их количества и категорий (типов) не позднее 10 дней с даты приобретения акций.

В случае если в результате непредставления по вине А.л. указанной информации или несвоевременного ее представления обществу причинен имущественный ущерб, А.л. несет перед обществом ответственность в размере причиненного ущерба.

Нарушение установленного порядка представления сведений о своих А.л. при представлении информации на основании ходатайств и уведомлений влечет наложение штрафа антимонопольными органами в размере до 5 тыс.

МРОТ.

АО и ООО обязаны хранить списки своих А.л. В настоящее время термин «А.л.» используется в антимонопольном законодательстве, а также в законодательстве об АО и ООО (см. Акционерное общество).

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия юриста

Информация о связанных сторонах вместо сведений об аффилированных лицах

Взаимоотношения между связанными сторонами — привычное явление в коммерции и бизнесе. Так и в сфере пищевой промышленности производители нередко оптимизируют бизнес-процессы и налогообложение путем осуществления части своей деятельности через "дочек" (например, полностью выделяют таким образом цикл реализации продукции), совместную деятельность или ассоциации. Сведения об аффилированных лицах, а с 2008 г. — о связанных сторонах занимают в отчетности предприятия свое место, поэтому в статье мы решили уделить внимание порядку их раскрытия с учетом требований ПБУ 11/2008 <1>, пришедшего на смену ПБУ 11/2000 <2>.

<1> Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" (ПБУ 11/2008), утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н.
<2> Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утв. Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н.

Кому интересна информация о связанных сторонах?

Интерес к ней проявляют различные внутренние и внешние пользователи, в числе последних — налоговые органы, банки, инвесторы. Отношения со связанными сторонами могут значительно влиять на прибыль (убыток) и финансовое состояние предприятия.

Связанные стороны, как правило, взаимодействуют на тех условиях и в таких объемах, на которых вряд ли будут сотрудничать с несвязанными сторонами. Но даже при отсутствии операций между связанными сторонами влияние на результаты деятельности предприятия может оказывать само существование таких отношений. Например, материнская компания может запрещать "дочке" совершать определенные сделки.

Используя информацию о связанных сторонах, налоговики проверяют уровень цен, правильность исчисления налоговых платежей и внебюджетных сборов. При выдаче кредита банк принимает во внимание сведения не только о непосредственном заемщике, но и о связанных с ним сторонах, а также учитывает характер их взаимодействия, степень влияния ухудшения финансового положения одной связанной стороны на кредитоспособность другой.

Если связанные стороны совершают между собой сделки, то помимо балансовых показателей заемщика кредитора заинтересуют аналогичные показатели всего холдинга предприятий, скорректированные с учетом объема сделок внутри этого холдинга.

Заметим, Минфин в своих Рекомендациях аудиторским организациям <3> советует последним обратить внимание на сведения, указываемые в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Информация должна быть изложена ясно и полно, с тем чтобы заинтересованным пользователям отчетности были понятны характер отношений со связанными (аффилированными) лицами и причины возникновения условных фактов деятельности. В противном случае такая информация может быть признана неполной, что дает основание аудитору соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение и, очевидно, не в пользу проверяемого предприятия. Как видим, Минфин считает необходимым раскрытие в отчетности информации об аффилированных лицах. Не стоит пренебрегать этим и предприятию, чтобы не "подпортить" аудиторское заключение отсутствием такой, на первый взгляд, малосущественной, но на самом деле далеко небезынтересной пользователям информации.

<3> Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организации за 2007 год содержатся в Письме Минфина России от 29.01.2008 N 07-05-06/18.

Сколько различий между ПБУ 11/2000 и ПБУ 11/2008?

Точный ответ на этот вопрос вряд ли можно дать. При первом ознакомлении с ПБУ 11/2008 нельзя сказать, что оно существенно отличается от своего предшественника. Но различия все же есть. Перечислим основные из них:

  • расширен перечень лиц, которые раскрывают информацию в отчетности, руководствуясь ПБУ 11/2000;
  • изменены сама формулировка стандарта и понятие зависимых лиц, которые должны раскрывать информацию в отчетности;
  • в тексте нового стандарта уточнено, кто может оказать влияние на деятельность организации и на чью деятельность она может оказать влияние;
  • скорректирован перечень операций, способных оказать влияние на деятельность компании и раскрываемых в финансовой отчетности;
  • исключено упоминание об операциях между зависимыми компаниями, информация по которым может не указываться в отчетности организаций;
  • расширен перечень минимальных сведений, раскрываемых в отчетности компании;
  • уделено внимание сведениям о размерах вознаграждений, выплачиваемых управленческому персоналу предприятия;
  • уточнены группы связанных сторон, сведения о которых следует указывать в отчетности отдельно.

Как видим, изменений в новом бухгалтерском стандарте предостаточно. Нетрудно догадаться, чем они вызваны — очередной попыткой финансового ведомства сблизить национальный стандарт с соответствующим международным стандартом финансовой отчетности (МСФО 24 <4>). Насколько Минфину удалось сделать это, покажет практика применения обновленного стандарта. Мы же остановимся на наиболее интересных новшествах ПБУ 11/2008.

<4> МСФО 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах", утв. комитетом в 1992 г.

Насколько расширено применение ПБУ 11/2008?

Начнем с того, что прежнее ПБУ 11/2000 применялось при формировании бухгалтерской отчетности только акционерными обществами. Новый бухгалтерский стандарт предназначен для всех коммерческих организаций, за исключением кредитных, для которых ЦБ РФ установлены свои правила составления отчетности. В отдельную группу выделены субъекты малого предпринимательства, которые полностью или частично публикуют свою бухгалтерскую отчетность (согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе). Они применяют ПБУ 11/2008 наравне с другими коммерческими организациями, в то время как остальные субъекты малого предпринимательства при составлении отчетности, как и раньше, могут обойтись без информации о связанных сторонах (п. 3 ПБУ 11/2008).

Примечание. Связанными стороны считаются в случае, если можно контролировать другую или оказывать на нее значительное влияние в процессе принятия финансовых или операционных решений.

Возможно, бухгалтер помнит, что в прежнем ПБУ 11/2000 речь шла только об аффилированных лицах, способных оказать влияние на деятельность юридических и физических лиц. В новом ПБУ 11/2008 к ним добавились лица, участвующие в совместной деятельности, а также негосударственные пенсионные фонды, действующие в интересах работников тех или иных организаций. Таким образом, стандарт расширен на две позиции: в части лиц, способных оказывать влияние на деятельность организации, и, наоборот, в части лиц, на деятельность которых та или иная организация может оказать влияние.

Практически осталось без изменений понятие раскрываемых в отчетности операций между организацией, составляющей бухгалтерскую отчетность, и связанной (ранее — аффилированной) стороной. Такими операциями считаются передача (поступление) активов, оказание услуг или возникновение (прекращение) обязательств между организацией, составляющей отчетность, и связанной стороной. В то же время примерный перечень данных операций в п. 5 ПБУ 11/2008 скорректирован финансовым ведомством.

В составе операций со связанными сторонами остались приобретение и продажа товаров, работ, услуг, основных средств и других активов, аренда имущества и предоставление имущества в аренду. Исключена передача результатов НИОКР, разделены финансовые операции (включая предоставление займов) и передача в виде вклада в уставные (складочные) капиталы. Предоставление и получение гарантий и залогов заменено на предоставление и получение обеспечений исполнения обязательств, что, безусловно, делает данную операцию более емкой в целях применения ПБУ 11/2008. Ошибочно считать, что на этом перечень операций со связанными сторонами исчерпан. Как и в прежнем стандарте, данный перечень является открытым и в него можно включить другие операции между связанными сторонами, которые влияют на деятельность и финансовое положение организаций.

Какие перемены в содержании и порядке раскрытия информации?

Информация о связанных сторонах приводится отдельным разделом в пояснительной записке организации.

Минимальные сведения, которые следует указать, содержатся в п. 10 ПБУ 11/2008. По сравнению с ранее применявшимися нормами ПБУ 11/2000 этот перечень расширен, теперь в него также входят:

  • величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
  • величина списанной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных ко взысканию, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам;
  • условия и сроки осуществления (завершения) расчетов по операциям, а также форма расчетов.

В последнем дополнении речь идет об операциях со связанными сторонами, по которым, так же как и прежде, следует указывать характер отношений (кто кого контролирует), виды и объем операций каждого вида, стоимостные показатели по не завершенным на конец периода операциям (как правило, размер задолженности). Из ПБУ 11/2008 исключена норма о необходимости пояснения в отчетности методов определения цен по каждому виду операций со связанными сторонами. Возможно, это вызвано тем, что методы определения стоимости приобретения (выбытия) активов изложены в других бухгалтерских стандартах и выбранный организацией метод прописывается прежде всего в ее учетной политике. Поэтому нет необходимости повторяться и указывать ту же самую информацию в другом документе — пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, приложением к которой является учетная политика.

Следующее новшество ПБУ 11/2008 касается порядка предоставления информации об операциях со связанными сторонами. В годовой бухгалтерской отчетности за 2008 г. эта информация должна раскрываться отдельно для каждой группы связанных сторон. В числе таких групп названы основное общество, его "дочки", преобладающие, участвующие и зависимые общества, а также участники совместной деятельности. Есть еще одна категория связанных сторон, о которой следует поговорить отдельно.

Что нужно указать об управленческом персонале?

Традиционно сложилось, что к информации об основном управленческом персонале компании, а тем более о доходах таких сотрудников, имеет доступ ограниченный круг лиц. Поэтому можно представить, какое противодействие со стороны руководителей вызовет требование ПБУ 11/2008 указывать в пояснительной записке размер вознаграждений основного управленческого персонала. Повышенный интерес к зарплате и вознаграждениям руководителей объясняется не только фискальными целями проверки правильности исчисления налогов, но и тем, что руководители имеют определенное влияние на деятельность компании и их вознаграждения тому подтверждение.

Вопрос о том, включать или не включать сведения о зарплате руководителей в пояснительную записку, должен решить бухгалтер, полагаясь на свое профессиональное суждение. Такой вывод следует из п. 9 ПБУ 11/2008, согласно которому перечень связанных сторон, информация о которых раскрывается в отчетности, устанавливается организацией самостоятельно на основе положения исходя из содержания отношений между организацией и связанной стороной с учетом требования приоритета содержания перед формой.

Если организацией принято решение раскрыть информацию о доходах основного управленческого персонала, то ей нужно знать, какие выплаты включаются в такие доходы. К ним относятся краткосрочные (текущие выплаты с учетом начисленных налогов и взносов) и долгосрочные вознаграждения (подлежащие выплате по истечении 12 месяцев после отчетной даты), а также вознаграждения по окончании трудовой деятельности (выплаты по договорам страхования) и иные доходы руководителей.

В целях применения бухгалтерского стандарта к основному управленческому персоналу относятся (п. 11 ПБУ 11/2008):

  • руководители (генеральный директор, иные лица, осуществляющие полномочия единоличного исполнительного органа организации), их заместители;
  • члены коллегиального исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления организации;
  • иные должностные лица, наделенные полномочиями и ответственностью в вопросах планирования, руководства и контроля за деятельностью организации.

Читателя заинтересует вопрос: относится ли главный бухгалтер к управленческому персоналу с позиций ПБУ 11/2008? В перечне данных лиц главбух прямо не поименован, в то же время в штате организации финансовый директор и главный бухгалтер могут выступать в одном лице, и тогда бухгалтеру не избежать раскрытия информации о своих доходах.

Заметим, перечень должностных лиц управленческого персонала открыт, поэтому в список лиц, сведения о зарплате которых предоставляются заинтересованным пользователям, могут попасть не только сотрудники управления по штату, но и начальники структурных подразделений, если они наделены соответствующими полномочиями в вопросах планирования, руководства и контроля за тем или иным направлением деятельности организации.

В.А.Петров

Эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Аффилированные лица: раскрытие информации в отчетности банка

Для оценки рисков работы с банком клиентам, партнерам и миноритарным акционерам необходима информация о фактических владельцах этого банка и его зависимости от финансово-промышленных групп. Рассмотрим, в какой степени такую информацию можно почерпнуть из отчетности, составленной по российским и международным стандартам, а также из других документов кредитной организации. В свою очередь, бухгалтерам банков из статьи станет ясно, какие требования о раскрытии информации установлены нормативными актами, а какие сведения банк может раскрывать по своему усмотрению.

Транспарентность и конфликт интересов

Раскрытие информации напрямую связано с такой концепцией корпоративного управления, как транспарентность. Транспарентность очень важна для банков, поскольку при ее отсутствии заинтересованные стороны, участники рынка и общественность не получают достаточного объема сведений о структуре банка, его целях и результатах деятельности, на основе которой можно судить об эффективности работы его совета директоров или топ-менеджмента.

В соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору об увеличении транспарентности банков (сентябрь 1998 г.) транспарентность определяется как публичное раскрытие надежной и своевременной информации, которая позволяет делать точную оценку финансового состояния, деловой активности, подверженности риску, видов риска и управления ими. Акцент при этом делается на том, что сама по себе открытость некоторой информации еще не ведет к повышению транспарентности. Важно, чтобы раскрываемые данные были своевременными, точными, надежными и содержали достаточно количественных и качественных параметров для оценки риска и деловой активности. Кроме того, этим документом напрямую предусмотрено раскрытие кредитными организациями информации о природе и степени вовлеченности в операции с аффилированными и связанными лицами. Документ подчеркивает важность этого для оценки положительного или отрицательного влияния таких операций на финансовую позицию кредитной организации и результаты ее деятельности. Кроме того, такая информация позволяет оценить степень возможной подверженности кредитной организации негативному влиянию со стороны аффилированных лиц.

Операции со связанными и аффилированными лицами несут в себе потенциальный риск конфликта интересов. Действительно, операции со связанными сторонами могут быть проведены с более низкой рентабельностью для кредитной организации, чем операции с независимыми лицами. Это снижает показатели деятельности и, как следствие, прибыль, подлежащую распределению между акционерами. Конфликт интересов возможен также и с клиентами кредитной организации: отвлечение ресурсов на операции со связанными сторонами снижает потенциальный объем ресурсов, которые могут быть направлены на операции с независимыми сторонами.

Принятый Базельским комитетом по банковскому надзору документ о повышении качества корпоративного управления в банках (февраль 2006 г.) указывает, что политика управления банком, применяемая советом директоров, должна предусматривать процедуры, которые позволяли бы проводить операции со связанными сторонами на тех же условиях, что и с независимыми (за исключением специально предусмотренных случаев, предполагающих выполнение определенных процедур согласования, чтобы избежать конфликта интересов). Операции со связанными сторонами не должны угрожать интересам банка, его акционеров и вкладчиков. В документе подчеркивается, что совету директоров необходимо также раскрывать политику банка по управлению конфликтами интересов.

Раскрытие информации об аффилированных лицах по законодательству РФ

От кредитных организаций, действующих в РФ, требуется раскрывать информацию об аффилированных лицах и лицах, которые могут оказывать существенное влияние на решения кредитной организации. Положение Банка России от 20.07.2007 N 307-П "О порядке ведения учета и представления информации об аффилированных лицах кредитной организации" (далее — Положение N 307-П) содержит довольно обширный список лиц, отнесенных к категории аффилированных, а также определяет понятие "группа лиц" и круг лиц, входящих в эту группу.

В категорию аффилированных лиц попали естественным образом члены органов управления кредитной организации, а также лица, имеющие право распоряжаться 20 и более процентами голосов кредитной организации. Кроме того, к аффилированным отнесены лица, которые входят в одну с кредитной организацией группу. Они могут оказывать влияние на деятельность банка, но при этом не являются его акционерами и не входят в состав органов управления. Как правило, это или компании, находящиеся под общим с кредитной организацией контролем, или лица, по предложениям которых формируются органы управления банка. Информация об этих персоналиях, безусловно, дает лучшее представление о деятельности кредитной организации и ее вовлеченности в холдинговые структуры.

Раскрытие информации о фактических владельцах и лицах, оказывающих существенное влияние на кредитную организацию

Заинтересованные участники рынка хотят почерпнуть из финансовой отчетности информацию о людях и компаниях, непосредственно влияющих на формирование совета директоров и органов управления кредитной организации, чтобы понимать, кто руководит оперативной деятельностью кредитной организации и кто формирует ее стратегию. Но главное, что они хотели бы знать, — кто является реальным собственником бизнеса. И как раз здесь не все так просто.

С одной стороны, лица, владеющие более чем 20% голосов на общем собрании акционеров кредитной организации, — это те, от кого зависят принимаемые органами управления решения, т.е. те люди, которые если и не контролируют бизнес, то по крайней мере могут оказать на него существенное влияние.

Но есть масса примеров, когда акционерами банка являются не конкретные люди или предприятия, реально осуществляющие свой собственный бизнес, а какие-нибудь "пустые" ООО или офшорные компании, зарегистрированные где-нибудь на Кипре. Разумеется, ни подобные ООО, ни офшорные компании, ни их сомнительные директора не являются конечными собственниками бизнеса кредитной организации. И отчетность по аффилированным лицам, которую кредитные организации обязаны предоставлять широкому кругу заинтересованных участников рынка, не сможет, к сожалению, помочь установить этих самых конечных собственников. Отчасти этот недостаток могла бы компенсировать информация о группе лиц, в которую входит кредитная организация. Но эта группа не обязательно включает конечных собственников.

Кроме того, отчетность по аффилированным лицам содержит существенный недостаток: она раскрывает самих лиц, но не указывает объем и условия операций, произведенных кредитной организацией с ними. Между тем именно такая информация была бы полезна пользователям финансовой отчетности.

В 2009 г. было принято Положение Банка России от 27.10.2009 N 345-П "О порядке раскрытия в официальном представительстве Банка России в сети Интернет информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банков — участников системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (далее — Положение N 345-П). Этот документ в некотором смысле дополняет Положение N 307-П, так как содержит новые требования к раскрытию информации, а именно о лицах, которые могут оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации. Положение не содержит определения, кто является лицом, оказывающим существенное влияние, однако из инструкции по заполнению формы раскрытия можно заключить, что к таким лицам Банк России относит конечных владельцев акций тех обществ, в собственности у которых находится более чем 1% акций кредитной организации. При этом речь идет об акционерах кредитной организации и тех лицах, которые, в свою очередь, контролируют этих акционеров.

В то же время Закон РФ от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" содержит определение существенного влияния. Согласно ему под существенным влиянием понимается возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица. Из этого определения очевидно, что акционера с долей голосующих акций в размере 1% от общего количества акции можно назвать лицом, оказывающим существенное влияние, с очень большой натяжкой.

Однако ответственных лиц банка при составлении отчетности по раскрытию информации о лицах, оказывающих существенное влияние, не должно смущать различное толкование понятия "существенное влияние". Несмотря на то что Положение N 345-П в названии и в тексте содержит понятие "существенное влияние", в Приложении 2 к этому Положению, где и описан порядок заполнения формы для раскрытия, понятие "существенное влияние" встречается только один раз и относится лишь к случаю, когда акционером банка является другая кредитная организация, входящая в систему обязательного страхования вкладов. Иными словами, графа 2 таблицы из Приложения 2 заполняется для акционеров, владеющих более чем 1% голосов независимо от наличия какого-либо влияния с их стороны.

Новое Положение позволяет намного лучше представить себе структуру собственности кредитной организации и отчасти пролить свет на вовлеченность ее в какую-либо финансово-промышленную группу. Так, анализируя отчеты ряда кредитных организаций средней величины, размещенные либо на их собственных сайтах, либо на сайте Банка России, можно увидеть конечных физических лиц, которые через цепочки ООО и им подобных образований со странными названиями фактически владеют акциями и долями в кредитных организациях. В то же время, предусматривая указание этих лиц, отчетность не предполагает раскрытия информации об их прочей собственности и не информирует о степени вовлеченности кредитной организации в операции с ними.

Добровольное раскрытие информации

Поскольку обязательные требования не предусматривают раскрытия информации об объемах проводимых кредитной организацией операций со связанными и аффилированными сторонами, такое раскрытие может быть сделано добровольно. Сделать это уместно в пояснительной записке к годовому отчету кредитной организации. Это, безусловно, повысит транспарентность кредитной организации, а сама отчетность будет больше соответствовать представлениям о раскрытии информации, существующим в развитых странах.

Здесь стоит упомянуть и о значимости внутреннего контроля кредитной организации.

Эффективная система должна вовремя идентифицировать появление подобных операций и обеспечивать соблюдение необходимых процедур их согласования, предусмотренных действующим законодательством или внутренними политиками банка. Соответственно, составители отчетности могут запросить подобную информацию у службы внутреннего контроля банка. В то же время порядок проведения операций со связанными сторонами, а также достоверность раскрытия информации об аффилированных лицах и лицах, оказывающих существенное влияние, должны быть предметом отдельных проверок службы внутреннего контроля кредитной организации.

Выводы. В настоящее время нормативные акты Банка России предусматривают раскрытие банками информации о связанных и аффилированных лицах. Применение этих нормативных актов особых трудностей не вызывает. Однако принцип раскрытия информации требует не только упоминания о связанных и аффилированных лицах, но и сведений о степени вовлеченности кредитной организации в операции с ними. Только при этом условии пользователи финансовой отчетности смогут оценить влияние этих операций на финансовое состояние кредитной организации и ее подверженность риску. К сожалению, такого раскрытия нормативная база РФ пока не предусматривает.

Д.А.Лукьянов

Руководитель департамента

банковского аудита,

аудитор

ООО "Листик и Партнеры"

Вам также может понравиться

Об авторе admin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *